Концепция «административных услуг» разработана на Украине достаточно детально, но в основном на теоретико-научном уровне. Наука продвинулась от полного неприятия термина «услуга» в отношении деятельности госорганов до детального обоснования новой идеологии существования органов государственной власти — идеологии, которая так и не была в полной мере воспринята чиновниками. И действительно, достаточно затруднительно назвать «услугой» работу госслужащих при выдаче справок, разрешений на проведение регистраций и т.д. — создается впечатление, что это, скорее, «одолжение» чиновника, предполагающее не только длительную бюрократическую процедуру, но и определенное вознаграждение (подчас противоречащее действующему законодательству). Исключения, конечно, бывают, но они только подчеркивают общую неутешительную ситуацию.
Что говорить, если на Украине до сих пор нет четкого перечня административных услуг, а отдельные госорганы предоставляют до 100 услуг, не проводя четкой разницы между собственно административными и другими услугами.
Другой неурегулированный вопрос — в административном законодательстве Украины процедурная часть является наименее развитой. Соответственно, чрезвычайно важным является внедрение в сфере управления «рациональных и демократических» административных процедур, в том числе в сфере предоставления управленческих (административных) услуг, детальной регламентации процедур в деятельности органов власти в части их взаимоотношений с физическими и юридическими лицами.
Перечень первоочередных мер, которые следует провести в рамках трансформации сферы предоставления админуслуг (фактически — подготовительный этап реформы), содержится в Поручении Президента Украины «Относительно обеспечения усовершенствования порядка предоставления административных услуг, повышения их качества, создания благоприятных и доступных условий для реализации физическими и юридическими лицами прав на получение таких услуг».
Среди прочего предполагается провести инвентаризацию всех админуслуг, предоставляемых органами власти (определившись с целесообразностью услуги и субъектом ее предоставления), определить степень монополизации рынка админуслуг, разработать план мероприятий грядущей реформы.
Параллельно должны быть предприняты меры по улучшению организации предоставления административных услуг — увеличены часы приема для получателей админуслуг (в т.ч. в субботу) и созданы надлежащие условия в помещениях, предназначенных для приема. Представляется, что будет принята модель, уже используемая органами, работающими по субботам (например, отделы РАГС), — выходной будет перенесен на другой день недели (понедельник). «Создавая условия», придется разрешить традиционно сложные вопросы финансирования, а также необходимого количества сотрудников — ведь ранее штаты госорганов были сокращены.
Отдельно отметим «информатизацию» сферы госуслуг — будет создан единый государственный веб-портал административных услуг, на котором предполагается разместить исчерпывающую информацию о видах админуслуг, которые предоставляются физическим и юридическим лицам, субъектах предоставления таких услуг и категориях получателей; о перечне документов, необходимых для получения каждой админуслуги. Также будет возможность загрузки получателями услуги электронной формы заявлений и других документов; возможность представления онлайн-заявки на получение административной услуги и внесение установленной платы за ее предоставление (в случае если эта услуга является платной) с использованием электронной платежной системы; возможность отслеживания состояния прохождения документов относительно предоставления административной услуги.
Единый портал админуслуг должен заработать до конца года, до этого будет запущен экспериментальный городской портал аналогичного наполнения в г. Киеве.
К слову, Киев будет одной из основных площадок по внедрению пилотных проектов реформы сферы админуслуг — наряду с Луганском и Кировоградом. Среди центральных органов госвласти эксперимент проведут на базе МВД — при ГАИ будет создан Центр по предоставлению услуг, связанных с использованием автотранспортных средств.
Только за последний год законопроекты «Об административных услугах» вносились на рассмотрение парламента дважды, но были сняты с рассмотрения. Аналогично был отозван и проект Административно-процедурного кодекса. Тем временем Кабинет Министров Украины уже согласовал проект очередной редакции Административно-процедурного кодекса, на очереди — доработанный специалистами Минюста проект Закона Украины «Об административных услугах». Рассматривать и принимать эти нормативные акты собираются одним пакетом. Следующим шагом должно стать установление исчерпывающего перечня админуслуг, которые предоставляются физическим и юридическим лицам, с определением услуг, которые предоставляются на бесплатной и платной основе, размера платы за предоставление каждой админуслуги, которая предоставляется на платной основе. Предполагается, что эти вопросы также будут разрешены на уровне закона.
По состоянию на 1 сентября с.г. только Государственная налоговая служба сообщила о том, что будет оказывать административные услуги с продленным рабочим временем. Об этом заявил глава ведомства Виталий Захарченко.
Все налоговые органы должны продлить часы приема получателей административных услуг как минимум до 20:00 в рабочие дни и до 16:00 в субботу.
Кроме того, подразделения ОГНС центрального и регионального уровней обязаны обеспечить создание надлежащих условий и выделение, при необходимости, отдельных помещений, предназначенных для приема получателей административных услуг. При этом будет предусмотрен свободный и удобный доступ к таким помещениям граждан преклонного возраста и лиц с ограниченными физическими возможностями.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…