«Правительство урезало госзаказ для вузов» — такая новость в начале лета стала неожиданностью не только для абитуриентов, но и для самих высших учебных заведений, особо учитывая, что в прошлом году госзаказ был увеличен. Изменения коснулись и правовой специализации. Такое уменьшение госзаказа вряд ли приведет к дефициту юристов, однако юридическое сообщество продолжает дискутировать о целесообразности уменьшения заказа, и продолжаться споры, по всей видимости, будут на судебной почве.
Причина сокращения проста: в 2010 году школу окончили 340 тыс. лиц, а в 2011 году — только 191 тыс. лиц.
Кабинет Министров Украины утвердил своим постановлением № 709 от 29 июля 2011 года государственный заказ на подготовку младших специалистов и бакалавров в вузах на 2011 год, уменьшив его по сравнению с 2010 годом, соответственно, на 9,5%, или на 8 тыс. — к 76 тыс. и на 19,3%, или на 25,5 тыс. — к 106,5 тыс. Коснулась оптимизация и специальности «право», о чем, впрочем, можно наглядно судить из данных таблицы.
Как объяснили в Министерстве образования, науки, молодежи и спорта Украины перераспределение мест связано с тем, что во время вступительной кампании они корректируют госзаказ, поскольку в одних регионах есть больше желающих получить высшее образование, в других — меньше. Поэтому от одних «места госзаказа» забирают и отдают другим. К сожалению, пока нет точных цифр по каждому вузу отдельно, ведь окончательная информация о перераспределении мест будет только после того, как высшие учебные заведения «отчитаются» об исполнении государственного заказа в Минобразования Украины. Кроме того, непосредственно Минобразования Украины подчиняются только 75 % вузов, остальные разбросаны по другим министерствам и ведомствам.
Несмотря на активные протесты некоторых вузов относительно сокращения госзаказа, Виктор Микулин, занимавший пост ректора Национальной академии Службы безопасности Украины в 2006—2009 годах, источник проблемы усматривает еще в 1995-1996 годах, когда для образования населения начались активно создаваться вузы: «дошло до того, что сегодня на Украине около 1000 высших учебных заведений, из них около 200 занимается подготовкой юристов по квалификационному уровню «бакалавр», «специалист», «магистр». Это все привело к тому, что в органах занятости (на бирже труда) зарегистрировано очень много юристов, которые вчера окончили вуз и учились за счет государственных денег, а работу не получили. Роботу им найти не могут, поэтому выплачивают компенсацию, а это определенная нагрузка на госбюджет». По мнению г-на Микулина, государство не может тратить столько денег на то, чтобы выучить специалиста, а потом еще и выплачивать ему компенсацию за то, что он не может трудоустроиться. Коррекция государственного заказа была связана именно с этим.
Раньше в государственных учебных заведениях 50% студентов учились по госзаказу, а другая половина — за счет физических лиц. Сейчас же государство выдало много лицензий на право подготовки юристов частным вузам, которые штампуют дипломы. Как результат — на бирже труда переизбыток юридически-образованных кадров. «Я не берусь судить, правильно или неправильно происходит сокращение госзаказа, однако убежден, что руководство Минобразования Украины и Кабинета Министров Украины делали это осознанно и на основании анализа, проведенного соответствующими государственными органами», — говорит бывший ректор.
О том, что не может существовать тысячи учебных заведений, говорилось уже давно. А то, что сейчас на Украине нет такого учреждения, которое не выпускало бы юриста или экономиста, является нонсенсом в контексте европейского понимания. Так, г-н Микулин подтверждает, что процесс оптимизации необходим: «Руководство государства уже неоднократно говорило об «укрупнении вузов». Такая отрасль, как образование, особенно чувствительна ко мнению отдельного человека, а мнения нескольких лиц и формируют общественное. Именно поэтому будут действовать традиционные вузы, пользующиеся доверием и уважением в обществе».
Во избежание таких парадоксов, как преобразование техникумов в высшие учебные заведения, открытие вузов почти в каждом районном центре страны и массовое лицензирование частных учреждений, необходимо реформировать образовательную систему. Естественно, что любые реформы вызывают негодование лиц, которых они касаются, однако без них невозможно движение вперед.
Госзаказ по специальности «право» | 2011 год | 2010 год |
---|---|---|
Младший специалист | 382 | 1624 |
Бакалавр | 444 | 11328 |
Специалист (на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавр) | 7310 | 7164 |
Магистр (на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавр) | 3881 | 4123 |
Аспирантура | 368 | 412 |
Докторантура | 16 | 9 |
В том числе по государственному заказу Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины | ||
Младший специалист | 382 | 830 |
Бакалавр | 383 | 5032 |
Специалист (на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавр) | 2237 | 2273 |
Магистр (на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавр) | 2415 | 2592 |
Аспирантура | 158 | 218 |
Докторантура | 8 | 3 |
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…