Начало созданию и работе Международного уголовного суда (МУС) было положено в 1998 году в Риме, когда 120 государств — членов ООН приняли Римский статут. Несмотря на то что МУС является первым постоянным международным уголовным судом, размещение его в Гааге сыграло злую шутку — его достаточно часто путают с Международным судом ООН и даже называют Гаагским трибуналом.
О юрисдикции МУС и перспективах украинских дел в этом суде нам рассказали Ольга Просянюк, управляющий партнер АО AVER LEX, и Виталий Сердюк, партнер АО AVER LEX.
— Расскажите, пожалуйста, как определяется юрисдикция Международного уголовного суда и чем он отличается от трибуналов по отдельным странам?
Ольга Просянюк (О.П.): Римским статутом определено, что Международный уголовный суд является постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества. МУС дополняет национальные системы уголовного правосудия. Это значит, что он принимает дело к рассмотрению только тогда, когда национальные суды не могут или не желают рассматривать его, хотя и имеют необходимую юрисдикцию.
В соответствии с Римским статутом МУС подсудны преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступления агрессии, но положение о преступлениях агрессии еще не вступило в силу. Юрисдикция МУС ограничена во времени, поскольку осуществляется в отношении преступлений, совершенных после вступления в силу Римского статута, а именно — с 1 июля 2002 года, хотя в отношении самих этих преступлений не устанавливаются сроки давности.
Трибуналы по отдельным странам создаются для рассмотрения конкретных преступлений. Их юрисдикция ограничена временем и соответствующими территориями. Они не рассматривают нарушения, совершенные в других местах, а также не создаются для предотвращения нарушений в будущем.
Международный уголовный суд — это первый постоянный орган международной уголовной юрисдикции, который не ограничен по времени или месту. Само существование МУС является сдерживающим фактором и должно служить серьезным инструментом в борьбе с безнаказанностью на международном уровне.
— Какие есть виды уголовной ответственности на международном уровне и за какие преступления?
Виталий Сердюк (В.С.): Международный уголовный суд вправе назначить наказание лицу, признанному виновным в совершении преступления, предусмотренного в статье 5 Римского статута, — преступление геноцида, преступление против человечности, военное преступление.
Если вина обвиняемого установлена, МУС принимает во внимание предоставленные в ходе разбирательства доказательства, которые влияют на назначение наказания, и может применить одну из мер, предусмотренных Римским статутом: лишение свободы на срок, не превышающий 30 лет, пожизненное лишение свободы, штраф, конфискацию доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления, без ущерба для прав добросовестных третьих сторон.
— Что сдерживает ратификацию Римского статута Украиной?
О.П.: С одной стороны, от украинских высокопоставленных должностных лиц звучат заявления, что МУС является инструментом для решения почти всех проблем. С другой стороны, до сих пор Украина не решилась ратифицировать Римский статут, ограничившись заявлениями о признании юрисдикции суда относительно преступлений, совершенных на территории Украины с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года и с 22 февраля 2014 года по неопределенное время, а также изменениями в Конституцию, согласно которым Украина может признать юрисдикцию МУС только с 30 июня 2019 года.
Если МУС так эффективен, то возникает вопрос: почему ратификацию в очередной раз отложили? В Администрации Президента Украины эту отсрочку обосновали наличием рисков для украинских военных, принимающих участие в военном конфликте. Также, звучало мнение, что нужен переходный период, чтобы подготовиться к практическому внедрению решения.
Но по факту обращения от 8 сентября 2015 года Украина уже и так признала юрисдикцию МУС касательно военного конфликта на востоке страны, потому фактическая ратификация Римского статута ничего не изменит именно в отношении этих событий.
Но надо понимать, что Суд обладает юрисдикцией в отношении военных преступлений, в частности если они совершены в рамках плана или политики, или при крупномасштабном совершении таких преступлений. То есть на деле может идти речь об ответственности в первую очередь должностных лиц, принимающих стратегические решения.
— Каковы перспективы сотрудничества Украины и Международного уголовного суда. Будет ли передано «дело Майдана» в МУС?
В.С.: В связи с трагическими событиями в нашей стране, происходящими с ноября 2013 года, вопрос сотрудничества Украины с МУС приобретает все большую актуальность в украинском обществе.
На народном вече во время Майдана украинские оппозиционные политики заявляли, что уже начался сбор информации о нарушениях для обращения в «Гаагский трибунал».
Затем Украина заявила о признании юрисдикции МУС в отношении преступлений, совершенных в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года. Но это не означает, что МУС сразу может переходить к непосредственному расследованию фактов совершения преступлений, поскольку этому предшествует длительная процедура изучения достаточности оснований для признания преступлений соответствующими компетенции МУС, а также изучения вопросов о соответствии критериям приемлемости.
После анализа предоставленных Украиной материалов о совершенных преступлениях Офис прокурора МУС сделал вывод о том, что действительно имело место серьезное нарушение прав человека. Однако, исходя из полученной информации на момент составления вывода, нет оснований считать, что преступления соответствуют критериям масштабности и систематичности, предусмотренным Римским статутом.
Сегодня МУС рассматривает возможность начала расследования событий 2014–2016 годов на востоке Украины и в Крыму. Также Офис прокурора согласен пересмотреть свои выводы в случае предоставления новых фактов или информации, касающихся «дела Майдана».
В средствах массовой информации звучат сообщения о направлении дополнительных материалов в МУС для подтверждения приемлемости этого дела. В случае если они окажутся достаточными, дело будет передано на следующую стадию рассмотрения.
По моему мнению, МУС является единым органом, который может эффективно рассмотреть и установить истину в «деле Майдана», привлечь к ответственности действительно виновных. Этого никогда не сделает Генеральная прокуратура Украины, так как она давно стала заложником политиков, диктующих с телеэкранов фамилии виновных. В связи с этим защитой собираются материалы для инициирования расследования МУС по «делу Майдана».
— Каковы перспективы МУС в целом? Будет ли расширяться юрисдикция (географически и по категориям дел)?
В.С.: В последнее время Международный уголовный суд особо активно осуществляет расследование дел, связанных с событиями в странах Африки. Такая заинтересованность со стороны представителей МУС объясняется тем, что инициаторами расследования были сами африканские государства, многие из которых активно сотрудничают и поддерживают расширение сотрудничества с МУС.
С другой стороны, повышенная активность привела к тому, что в прошлом месяце три африканских государства заявили о намерении выйти из МУС: Бурунди, Гамбия и ЮАР. В этой связи 31 октября с.г. в своем ежегодном докладе на Генеральной Ассамблее ООН Президент МУС Сильвия Фернандес де Гурменди сообщила о важности сохранения обязательств государств и международного сообщества по борьбе с безнаказанностью и по содействию установления верховенства права. Также она подчеркнула, что МУС осуществляет ряд реформ, направленных на повышение скорости и качества расследований и судебных разбирательств, а участие государств в МУС должно сохраняться и расширяться.
Что касается расширения юрисдикции МУС по категории дел, то в первую очередь нужно рассматривать преступления агрессии. Они предусмотрены Римским статутом, но пока не рассматриваются МУС, поскольку страны-участники не согласовали определение этих преступлений и условия, при которых Суд осуществляет юрисдикцию в их отношении. Но в целом Римский статут допускает внесение поправок, в том числе и в перечень преступлений, относящихся к юрисдикции МУС.
— Недавно МУС вынес решение по Мали. Говорят, что отдельные аспекты этого дела, в частности признание обвиняемым своей виновности и констатация преступления против культурных ценностей, актуальны для Украины, а как вы считаете?
О.П.: В данном процессе один из лидеров движения «Ансар ад-Дин» осужден за инициирование разрушения культурных ценностей в Тимбукту (Республика Мали). Специфика разрушенных объектов в том, что большая часть из них входила в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это дело знаковое для всей международной юстиции. В практике МУС это первое дело по обвинению в разрушении культурных ценностей, поэтому является важнейшим шагом по прекращению безнаказанности в данной сфере. Также для МУС это первый приговор, который вынесен в связи с признанием виновности.
Для Украины это решение может быть актуальным в отношении объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО — древнего города Херсонеса Таврического и его хоры, а также иных культурных объектов, уничтожаемых по политическим мотивам.
(Беседовала Марина БАХОЛДИНА,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…