Суть да дело — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №45 (985) » Суть да дело

Суть да дело

Партнеры АО AVER LEX Ольга Просянюк и Виталий Сердюк рассказали о перспективах украинских дел в Международном уголовном суде

Начало созданию и работе Международного уголовного суда (МУС) было положено в 1998 году в Риме, когда 120 государств — членов ООН приняли Римский статут. Несмотря на то что МУС является первым постоянным международным уголовным судом, размещение его в Гааге сыграло злую шутку — его достаточно часто путают с Международным судом ООН и даже называют Гаагским трибуналом.

О юрисдикции МУС и перспективах украинских дел в этом суде нам рассказали Ольга Просянюк, управляющий партнер АО AVER LEX, и Виталий Сердюк, партнер АО AVER LEX.

 

 

— Расскажите, пожалуйста, как определяется юрисдикция Международного уголовного суда и чем он отличается от трибуналов по отдельным странам?

Ольга Просянюк (О.П.): Римским статутом определено, что Международный уголовный суд является постоянным органом, уполномоченным осуществлять юрисдикцию в отношении лиц, ответственных за самые серьезные преступления, вызывающие озабоченность международного сообщества. МУС дополняет национальные системы уголовного правосудия. Это значит, что он принимает дело к рассмотрению только тогда, когда национальные суды не могут или не желают рассматривать его, хотя и имеют необходимую юрисдикцию.

В соответствии с Римским статутом МУС подсудны преступления геноцида, преступления против человечности, военные преступления и преступления агрессии, но положение о преступлениях агрессии еще не вступило в силу. Юрисдикция МУС ограничена во времени, поскольку осуществляется в отношении преступлений, совершенных после вступления в силу Римского статута, а именно — с 1 июля 2002 года, хотя в отношении самих этих преступлений не устанавливаются сроки давности.

Трибуналы по отдельным странам создаются для рассмотрения конкретных преступлений. Их юрисдикция ограничена временем и соответствующими территориями. Они не рассматривают нарушения, совершенные в других местах, а также не создаются для предотвращения нарушений в будущем.

Международный уголовный суд — это первый постоянный орган международной уголовной юрисдикции, который не ограничен по времени или месту. Само существование МУС является сдерживающим фактором и должно служить серьезным инструментом в борьбе с безнаказанностью на международном уровне.

 

— Какие есть виды уголовной ответственности на международном уровне и за какие преступления?

Виталий Сердюк (В.С.): Международный уголовный суд вправе назначить наказание лицу, признанному виновным в совершении преступления, предусмотренного в статье 5 Римского статута, — преступление геноцида, преступление против человечности, военное преступление.

Если вина обвиняемого установлена, МУС принимает во внимание предоставленные в ходе разбирательства доказательства, которые влияют на назначение наказания, и может применить одну из мер, предусмотренных Римским статутом: лишение свободы на срок, не превышающий 30 лет, пожизненное лишение свободы, штраф, конфискацию доходов, имущества и активов, полученных прямо или косвенно в результате преступления, без ущерба для прав добросовестных третьих сторон.

 

 

— Что сдерживает ратификацию Римского статута Украиной?

О.П.: С одной стороны, от украинских высокопоставленных должностных лиц звучат заявления, что МУС является инструментом для решения почти всех проблем. С другой стороны, до сих пор Украина не решилась ратифицировать Римский статут, ограничившись заявлениями о признании юрисдикции суда относительно преступлений, совершенных на территории Украины с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года и с 22 февраля 2014 года по неопределенное время, а также изменениями в Конституцию, согласно которым Украина может признать юрисдикцию МУС только с 30 июня 2019 года.

Если МУС так эффективен, то возникает вопрос: почему ратификацию в очередной раз отложили? В Администрации Президента Украины эту отсрочку обосновали наличием рисков для украинских военных, принимающих участие в военном конфликте. Также, звучало мнение, что нужен переходный период, чтобы подготовиться к практическому внедрению решения.

Но по факту обращения от 8 сентября 2015 года Украина уже и так признала юрисдикцию МУС касательно военного конфликта на востоке страны, потому фактическая ратификация Римского статута ничего не изменит именно в отношении этих событий.

Но надо понимать, что Суд обладает юрисдикцией в отношении военных преступлений, в частности если они совершены в рамках плана или политики, или при крупномасштабном совершении таких преступлений. То есть на деле может идти речь об ответственности в первую очередь должностных лиц, принимающих стратегические решения.

 

— Каковы перспективы сотрудничества Украины и Международного уголовного суда. Будет ли передано «дело Майдана» в МУС?

В.С.: В связи с трагическими событиями в нашей стране, происходящими с ноября 2013 года, вопрос сотрудничества Украины с МУС приобретает все большую актуальность в украинском обществе.

На народном вече во время Майдана украинские оппозиционные политики заявляли, что уже начался сбор информации о нарушениях для обращения в «Гаагский трибунал».

Затем Украина заявила о признании юрисдикции МУС в отношении преступлений, совершенных в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года. Но это не означает, что МУС сразу может переходить к непосредственному расследованию фактов совершения преступлений, поскольку этому предшествует длительная процедура изучения достаточности оснований для признания преступлений соответствующими компетенции МУС, а также изучения вопросов о соответствии критериям приемлемости.

После анализа предоставленных Украиной материалов о совершенных преступлениях Офис прокурора МУС сделал вывод о том, что действительно имело место серьезное нарушение прав человека. Однако, исходя из полученной информации на момент составления вывода, нет оснований считать, что преступления соответствуют критериям масштабности и систематичности, предусмотренным Римским статутом.

Сегодня МУС рассматривает возможность начала расследования событий 2014–2016 годов на востоке Украины и в Крыму. Также Офис прокурора согласен пересмотреть свои выводы в случае предоставления новых фактов или информации, касающихся «дела Майдана».

В средствах массовой информации звучат сообщения о направлении дополнительных материалов в МУС для подтверждения приемлемости этого дела. В случае если они окажутся достаточными, дело будет передано на следующую стадию рассмотрения.

По моему мнению, МУС является единым органом, который может эффективно рассмотреть и установить истину в «деле Майдана», привлечь к ответственности действительно виновных. Этого никогда не сделает Генеральная прокуратура Украины, так как она давно стала заложником политиков, диктующих с телеэкранов фамилии виновных. В связи с этим защитой собираются материалы для инициирования расследования МУС по «делу Майдана».

 

— Каковы перспективы МУС в целом? Будет ли расширяться юрисдикция (географически и по категориям дел)?

В.С.: В последнее время Международный уголовный суд особо активно осуществляет расследование дел, связанных с событиями в странах Африки. Такая заинтересованность со стороны представителей МУС объясняется тем, что инициаторами расследования были сами африканские государства, многие из которых активно сотрудничают и поддерживают расширение сотрудничества с МУС.

С другой стороны, повышенная активность привела к тому, что в прошлом месяце три африканских государства заявили о намерении выйти из МУС: Бурунди, Гамбия и ЮАР. В этой связи 31 октября с.г. в своем ежегодном докладе на Генеральной Ассамблее ООН Президент МУС Сильвия Фернандес де Гурменди сообщила о важности сохранения обязательств государств и международного сообщества по борьбе с безнаказанностью и по содействию установления верховенства права. Также она подчеркнула, что МУС осуществляет ряд реформ, направленных на повышение скорости и качества расследований и судебных разбирательств, а участие государств в МУС должно сохраняться и расширяться.

Что касается расширения юрисдикции МУС по категории дел, то в первую очередь нужно рассматривать преступления агрессии. Они предусмотрены Римским статутом, но пока не рассматриваются МУС, поскольку страны-участники не согласовали определение этих преступлений и условия, при которых Суд осуществляет юрисдикцию в их отношении. Но в целом Римский статут допускает внесение поправок, в том числе и в перечень преступлений, относящихся к юрисдикции МУС.

 

— Недавно МУС вынес решение по Мали. Говорят, что отдельные аспекты этого дела, в частности признание обвиняемым своей виновности и констатация преступления против культурных ценностей, актуальны для Украины, а как вы считаете?

О.П.: В данном процессе один из лидеров движения «Ансар ад-Дин» осужден за инициирование разрушения культурных ценностей в Тимбукту (Республика Мали). Специфика разрушенных объектов в том, что большая часть из них входила в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это дело знаковое для всей международной юстиции. В практике МУС это первое дело по обвинению в разрушении культурных ценностей, поэтому является важнейшим шагом по прекращению безнаказанности в данной сфере. Также для МУС это первый приговор, который вынесен в связи с признанием виновности.

Для Украины это решение может быть актуальным в отношении объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО — древнего города Херсонеса Таврического и его хоры, а также иных культурных объектов, уничтожаемых по политическим мотивам.

 

(Беседовала Марина БАХОЛДИНА,

«Юридическая практика»)

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Заключить контакт

Государство и юристы

Бремя покажет

Без декларации

Дорожное пришествие

Благодатная почта

Государство и юристы

Новости законотворчества

Урегулирована выплата помощи семьям погибших журналистов

Ю. Одарченко предложил закон о КСУ

Предлагается маркировка товаров страны-агрессора

Государство и юристы

Во главу узла

Документы и аналитика

Поверхностное осуждение

Закон и порядок

Комплексный поход

Книжная полка

Спорная Голландии

Неделя права

Качественное преобразование

Деофшоризация по-новому

Неделя права

Новости из-за рубежа

Британский суд обязал Uber платить своим водителям зарплату

Неделя права

Турнирная таблица

Третейское оглашение

Бюджетное распоряжение

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд назначил экспертизу по делу о признании свидетельства на знак «Сбербанк» недействительным

Суд восстановил в должности зампредседателя ГФС К. Ликарчука

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» успешно представила интересы телекоммуникационной компании в споре об оплате услуг

АО VB PARTNERS представило интересы клиента в судебном споре с ПАО «Родовид Банк»

Redcliffe Partners помогает привлечь инвестиции в сектор электронной коммерции Украины

ЮФ AVELLUM консультировала ЕБРР относительно продления группе Vioil кредитной линии

Отрасли практики

Отправиться в доход

Суть да дело

Видеть розницу

Классная карточка

Рабочий график

«Уголовная» конференция

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

Репортаж

Минские соглашения

Самое важное

Командный спор

Судебная практика

Не мое дело…

Судебная практика

Судебные решения

О подведомственности дел об обжаловании разрешения на разработку проекта землеустройства

Судебная практика

Диверсии в процессе

Сословие лизинга

Знак подсчета

Тема номера

Продолжение преследует

Вращение земли

Отчетный ход

Соответствовать кормам

Частная практика

Неочевидное вероятно

Інші новини

PRAVO.UA