Регистрационная реформа, призванная упростить регистрацию бизнеса и повысить инвестиционную привлекательность государства на международной арене, в украинских реалиях стала благодатной почвой для развития рейдерства. Это негативное явление, и до этого в нашей стране достаточно распространенное, заиграло яркими красками — новыми схемами незаконного завладения правами на собственность юридических и физических лиц, которые уже не раз доказывали свою жизнеспособность на практике.
Приятным известием для бизнеса стало принятие так называемого антирейдерского закона — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и защиты прав собственности», который 2 ноября с.г. вступил в силу. Далее остановимся на основных нововведениях, призванных защитить права собственности в ходе регистрационных действий и усилить административную и уголовную ответственность субъектов регистрационных действий.
Так, предлагается усовершенствовать систему государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Изменениями в Закон Украины «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений», в частности, предусматривается безотлагательное уведомление государственным регистратором собственника объекта недвижимого имущества, в отношении которого подано заявление о проведении соответствующих регистрационных действий (часть 1 статьи 20). Коррективы вносятся и в статью 25 указанного закона, согласно которым проведение регистрационных действий будет приостанавливаться не только на основании решения суда о запрете совершения регистрационных действий, вступившего в законную силу, но и в случае подачи владельцем объекта недвижимого имущества заявления о запрете совершения регистрационных действий в отношении собственного объекта недвижимого имущества. О приостановлении регистрационных действий на основании соответствующего решения суда государственный регистратор уведомляет собственника объекта недвижимого имущества. А при наличии зарегистрированных заявлений о проведении регистрационных действий государственный регистратор, осуществляющий их рассмотрение, должен уведомить о приостановлении регистрационных действий соответствующих заявителей. Еще одной новацией в этой части является то, что такое решение суда или заявление собственника объекта недвижимого имущества о запрете совершения регистрационных действий подлежит регистрации в соответствующем госреестре.
Предусматривается и целый ряд других нововведений. Например, увеличивается с 30 до 60 дней срок обжалования решений, действия или бездействия государственного регистратора. Также у Министерства юстиции Украины появляется дополнительная опция: по результатам рассмотрения соответствующей жалобы направлять в Высшую квалификационную комиссию нотариата представление об аннулировании свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью (пункт «е» части 6 статьи 37). Кроме того, Министерству юстиции Украины предоставляется право осуществлять мониторинг регистрационных действий в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество с целью выявления нарушений. По результатам такого мониторинга в случае выявления нарушений Минюст будет проводить проверки государственных регистраторов или субъектов государственной регистрации прав.
Контрольные функции профильного ведомства корректируются и в Законе Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований» в части, которая касается осуществления мониторинга регистрационных действий в соответствующих реестрах. Вместе с тем в этом законе устанавливается, что подлинность подписи учредителя (участника), уполномоченного ими лица на изменениях в учредительных документах должна обязательно свидетельствоваться нотариально (новый абзац 2 пункта 6 части 1 статьи 15). Аналогичные требования относительно того, что подлинность подписи на заявлении о выходе из общества подлежит нотариальному засвидетельствованию, прописываются и в Гражданском кодексе Украины (статьи 126 и 148), и в статье 71 Закона Украины «О хозяйственных обществах».
«Антирейдерским» законом вносятся изменения и в Кодекс Украины об административных правонарушениях. В частности, предусматривается усиление административной ответственности должностных лиц, нарушающих сроки проведения государственной регистрации физических, юридических лиц, общественных формирований или порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Скажем, размер штрафов за нарушение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений увеличивается в десять раз: с 20–40 необлагаемых минимумов доходов граждан до 200–400.
Законодательные предохранители от рейдерства предусматриваются в Уголовном кодексе Украины. Изменениями в часть 1 статьи 358 предлагается усилить ответственность за подделку документов, печатей, штампов и бланков, сбыт или использование поддельных документов, печатей и штампов, подняв максимальную планку штрафа, который может применяться в случае совершения указанных деяний, со 100 необлагаемых минимумов доходов граждан до 1000, то есть также в десять раз. При этом расширяется и круг субъектов данного преступления путем включения в него государственных регистраторов, субъектов государственной регистрации прав, лиц, уполномоченных на выполнение функций государства по регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, а также государственных и частных исполнителей.
Вносятся локальные изменения и в другие законы, например «О нотариате». Так, в новой редакции статьи 461 устанавливается обязанность нотариуса при совершении нотариальных действий использовать сведения из Единого государственного демографического реестра, а также из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан, Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований, других государственных реестров, функционирующих в системе Министерства юстиции Украины. Кроме того, в части 1 статьи 13 указанного закона корректируются профессиональные требования к помощникам нотариуса: предписания относительно наличия полного высшего юридического образования меняются на «высшее юридическое образование, но не ниже первого уровня (бакалавр)».
В поле зрения нормотворческой коррекции попали и Законы Украины «О политических партиях на Украине», «Об общественных объединениях», «Об организациях работодателей, их объединениях, правах и гарантиях их деятельности», «О профессиональных творческих работниках и творческих союзах». «Антирейдерскими» нововведениями меняются общие правила прекращения членства в политической партии, общественной организации, творческом союзе, организации работодателей и т.д. для лиц, занимающих руководящие должности. Наряду с сохранением алгоритма, согласно которому лицо имеет право в любое время приостановить или прекратить свое членство (это фактически автоматическая процедура, которая исчисляется со дня подачи соответствующего заявления и не требует дополнительных решений), после чего прекращается пребывание на любых выборных должностях, вводится специальная оговорка для руководителя и его заместителя: их членство в объединении прекращается только со дня, следующего за днем избрания их преемников.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…