Угроза таинственности банковской тайны — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №39 (509) » Угроза таинственности банковской тайны

Угроза таинственности банковской тайны

Основными документами, гарантирующими тайну банковского счета, операций по счету и сведений о клиенте, на Украине являются Гражданский кодекс (ГК), Закон «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 года и новые Правила хранения, защиты, использования и раскрытия банковской тайны, утвержденные постановлением Правления НБУ № 267 от 14 июля 2006 года, зарегистрированные Министерством юстиции 3 августа 2006 года под № 935/12809 (Правила № 267).

Перечень информации, составляющей банковскую тайну, определен статьей 60 Закона Украины «О банках и банковской деятельности». Статьей 1076 ГК предусмотрено, что банк гарантирует тайну банковского счета, операций по счету и сведений о клиенте.

Сведения об операциях и счетах могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Другим лицам, в том числе органам государственной власти, их должностным и служебным лицам, такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, установленных Законом «О банках и банковской деятельности».

Статья 61 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» обязывает банки обеспечить сохранение банковской тайны (БТ) путем:

1) ограничения круга лиц, имеющих доступ к информации, представляющей БТ;

2) организации специального делопроизводства с документами, содержащими БТ;

3) применения технических средств для предотвращения несанкционированного доступа к электронным и другим носителям информации;

4) отображения предостережений относительно сохранения БТ и ответственности за ее разглашение в договорах и соглашениях между банком и клиентом.

Руководители и служащие банков обязаны не разглашать и не использовать с выгодой для себя или третьих лиц конфиденциальную информацию, которая стала известна им при исполнении служебных обязанностей. Частные лица и организации, которые при выполнении своих функций или предоставлении услуг банку непосредственно или опосредованно получили конфиденциальную информацию, обязаны не разглашать ее и не использовать в свою пользу или в пользу третьих лиц.

В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент имеет право требовать от банка возмещения причиненного ущерба и морального вреда. Кроме того, за умышленное разглашение банковской тайны без согласия ее владельца лицом, которому эта тайна известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью, если оно совершено по корыстным или другим личным мотивам и нанесло существенный ущерб субъекту хозяйственной деятельности, предусмотрена уголовная ответственность в виде штрафа от 200 до 500 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, или исправительных работ на срок до двух лет, или лишения свободы на тот же срок (статья 232 Уголовного кодекса Украины (УК)).

В случае причинения предприятию убытков вследствие разглашения информации органами, уполномоченными осуществлять банковский надзор, ущерб возмещается этими органами.

Этот краткий курс ликбеза в отношении основ института банковской тайны сделан мной с целью ознакомления читателя с существующими сегодня на Украине правовыми механизмами защиты банковской тайны и ответственности за ее разглашение, поскольку дальше пойдет речь о проблемах, связанных с раскрытием этой тайны банками.

В последнее время участились случаи предоставления банкам для выполнения постановлений председателей апелляционных судов о раскрытии банковской тайны относительно клиентов банка по обращениям правоохранительных и контролирующих органов. При этом в качестве мотивации для раскрытия банковской тайны правоохранительным и контролирующим органам в постановлениях указываются формулировки типа «с целью расследования возможных фактов нарушения со стороны клиента», «с целью фиксирования фактов нарушений» и т.п. К тому же постановления предусматривают предоставление информации о движении средств по счетам клиентов с расшифровкой контрагентов, их названия и кода ЕГРПОУ, что, на мой взгляд, является нарушением статьи 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», которая запрещает банкам предоставлять информацию о клиентах другого банка, даже если их имена указаны в документах, соглашениях и операциях клиента.

Я вижу в этом угрожающую тенденцию к нарушению законных способов защиты банковской тайны, являющейся одной из основ доверия клиентов банку.

Так, статья 61 Закона Украины «О бан­ках и банковской деятельности» императивно определяет пути, с помощью которых банки обязаны обеспечить сохранение банковской тайны, в том числе ограничение круга лиц, имеющих доступ к информации, составляющей банковскую тайну. Пунктом 3.2 Правил № 267 определено, что банки обязаны выполнять письменные требования судов общей юрисдикции, а также принятые ими решения (постановления) о раскрытии информации, содержащей банковскую тайну, в порядке, установленном законодательством Украины.

Согласно статье 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности», информация относительно юридических и физических лиц, содержащая банковскую тайну, раскрывается банками по письменному требованию суда или по решению суда. При этом данная норма с точки зрения юридической науки является материальной.

Процессуальной же нормой в данном случае является глава 12 Гражданского процессуального кодекса Украины (ГПК), устанавливающая порядок рассмотрения судом в отдельном производстве дел о раскрытии банками информации, содержащей банковскую тайну относительно юридических и физических лиц. В частности, статьей 289 ГПК определено, что дело о раскрытии банком информации, содержащей банковскую тайну, рассматривается в пятидневный срок со дня поступления заявления в закрытом судебном заседании с уведомлением заявителя, лица, относительно которого требуется раскрытие банковской тайны, и банка, а в случаях, когда дело рассматривается с целью охраны государственных интересов и национальной безопасности, — с уведомлением только заявителя.

То есть процессуальный порядок ­предусматривает участие банка и клиента в судебном заседании. Однако он не соблюдается при вынесении постановлений о раскрытии банковской тайны председателем апелляционного суда, поскольку при рассмотрении дела в заседании (если оно проводится) принимает участие только заявитель и председатель суда.

На практике бывают случаи, когда при рассмотрении дела о раскрытии банковской тайны в порядке главы 12 ГПК в местном суде по иску ГНИ к клиенту — юридическому лицу при наличии представителя этого лица в судебном заседании истцу отказывали в удовлетворении иска по причине необоснованности. Кроме того, как указано в резолютивной части постановлений, все постановления председателя апелляционного суда не подлежат обжалованию, в то время как, согласно статье 290 ГПК, лицо, относительно которого банк раскрывает банковскую тайну, или заявитель имеют право в пяти­дневный срок обжаловать принятое судом решение в апелляционном суде в установленном порядке.

Отсюда можно сделать вывод, что дела отдельного производства о раскрытии банками информации, содержащей банковскую тайну относительно юридических и физических лиц, должны рассматриваться сначала местными судами, а не апелляционными. Таким образом нарушается подведомственность рассмотрения дела, ведь обязательность судебного решения не лишает лиц, не принимавших участия в деле, возможности обратиться в суд, если принятым судебным решением нарушаются их права, свободы или интересы (статья 14 ГПК).

Раскрытие банковской тайны на основании постановлений председателя апелляционного суда без какого-либо участия владельца такой информации (клиента) и банка, а также без возбужденного уголовного дела против должностных лиц клиента — юридического лица, на мой взгляд, ставит под сомнение обоснованность таких постановлений. В связи с этим раскрытие банковской тайны банком на основании такого рода постановлений может привести к потере со стороны клиентов доверия к банку как надежному хранителю банковской тайны и, как следствие, их оттоку из банковской системы.

К тому же некоторые клиенты, относительно которых раскрывается банковская тайна, имеют в банке кредиты, поэтому какая-либо отрицательная информация (в том числе необоснованные оперативно-розыскные дела) может повлиять на дальнейшую платежеспособность такого клиента относительно погашения кредита.

При таких обстоятельствах, на мой взгляд, НБУ необходимо обратиться с запросом в Верховный Суд Украины относительно предоставления (в том числе апелляционным судам) разъяснения по данному вопросу. Для справки: главной целью деятельности НБУ в соответствии со статьей 55 Закона Украины «О Национальном банке Украины» как банковского регулятора является безопасность и финансовая стабильность банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Кроме того, НБУ издает нормативно-правовые акты по вопросам хранения, защиты, использования и раскрытия информации, составляющей банковскую тайну, и предоставляет разъяснения относительно применения таких актов (статья 60 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»).

Интересно в этой ситуации обратиться к опыту других стран по вопросам хранения банковской тайны, в частности Швейцарии.

Швейцарию справедливо называют последним оплотом банковской тайны в Европе. Но и здесь тайна вкладов не может считаться абсолютной. Чиновники Европейского Союза часто нападают на швейцарскую систему соблюдения банковской тайны, обвиняя ее в том, что она привечает всех, кто отмывает грязные деньги или уклоняется от уплаты налогов.

Швейцарцы отвечают, что они сделали максимально жестким валютное законодательство и стали единственной страной в мире, которая смогла проявить нелегальные активы и репатриировать их. Как и в любой стране, в Швейцарии преду­смотрена процедура предоставления информации по решению суда. В Швейцарии, как и в других европейских странах, действует жесткое «антиотмывательное» законодательство. Швейцарские банки, например, могут замораживать деньги на счетах своих клиентов, если имеют обоснованные подозрения в незаконности их происхождения. При этом банк не обязан предупреждать подозреваемого о возможных санкциях. О применении таких методов влияния как арест счета и информирование правоохранительных органов по инициативе швейцарских банков пока неизвестно. Банк, который дорожит своей репутацией, просто прекратит сотрудничество с ненадежным клиентом и предложит ему забрать свои деньги.

Швейцарские правила о банковской тайне запрещают банкам разглашать любые, даже незначительные сведения о вашем счете кому-либо — частному лицу, швейцарскому или иностранному правительству. Этот режим охраны банковской тайны является одним из наиболее строгих в мире и имеет давние традиции.

Охрана тайны банковских вкладов регламентируется швейцарским законодательством. Банкир, который раскроет сведения о вас без вашего согласия, попадет в тюрьму.

Швейцарский закон четко разграничивает понятия «уклонение от уплаты налогов» (несообщение сведений о доходах или имуществе в налоговой декларации) и «налоговое мошенничество» (фальсификация документов). Налоговое мошенничество признается преступлением и может стать основанием для раскрытия банковской тайны и начала расследования с привлечением международных юридиче­ских органов. Уклонение от уплаты налогов рассматривается как административное нарушение и не считается здесь достаточным основанием для нарушения банковской тайны даже по запросам правительств других стран.

При уголовной ответственности тайна банковских вкладов, как правило, нарушается. Однако ситуация бывает намного сложнее, когда речь идет о гражданской ответственности.

Теоретически банковская тайна может быть нарушена, когда речь идет о частных исках гражданских лиц, например, о наследстве, разводе или банкротстве. Но даже в этих случаях, в отличие от уголовных расследований, швейцарское правосудие не может начать финансовое расследование по всем взносам во всех банках Швейцарии. Только если истец или истица смогут доказать, что взнос сделан в конкретный банк, расследование может быть доведено до конца. Таким образом, если владелец взноса сам принимает необходимые меры по охране конфиденциальности своего взноса, банковскую тайну удается сохранить.

Швейцарская финансовая среда владеет несколькими механизмами, способными сохранить в тайне информацию о взносах: номерной счет, сейф для ответственного хранения взносов и доверенность, позволяющая управлять банковскими операциями в условиях строгой конфиденциальности. Анонимных счетов в Швейцарии нет.

НИНИЧУК Вячеслав — юрист, г. Ровно

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Путь реформаторства осилит идущий

Деловая практика

Аренда госимущества в новом формате

Аннулирование «пожарного» разрешения

Законодательная практика

Стоп, машина, задний ход!

Комментарии и аналитика

Реформа отношений собственности в формате инновационного мышления

Неделя права

НДС угрожает нацбезопасности

Погранслужбе разъяснили решение

Минюст на международной арене

МВД на страже честных выборов

«Полковнику» никто не пишет

Минюст апостилит оперативно

Реестр событий

Госзакупки под всесторонним контролем

КСУ: поиск того, чего нет?

Децентрализация самоуправления

Судебные решения

О нюансах рассмотрения споров об определении местожительства детей

О взыскании алиментов на совершеннолетних детей

О праве на обращение в суд с иском о признании брака недействительным

Тема номера

Основной принцип брака и развода

Частная практика

Добрая слава лучше богатства

Юридический форум

Тарифы ГНА или КМУ — решает суд?

«Фарго» 10 лет! Поздравляем!

Юрисконсульт

Угроза таинственности банковской тайны

Обжалование неправомерных санкций

Материальная ответственность

Встречи по расписанию

Да здравствует свобода слова!

Інші новини

PRAVO.UA