В последнее время достаточно распространена категория споров относительно правомерности наложения финансовых санкций налоговыми инспекциями на субъектов хозяйственной деятельности за нарушение последними валютного законодательства. В этой связи небезынтересным представляется спор, рассмотренный не так давно Высшим хозяйственным судом Украины (ВХСУ).
Итак, по результатам плановой документальной проверки соблюдения налогового и валютного законодательства санаторием «Юбилейный» Евпаторийской объединенной государственной налоговой инспекцией (ОГНИ) был составлен акт, в котором последняя указала на наличие у санатория дебиторской задолженности по контракту, заключенному с фирмой «Райдерс» (Россия) о предоставлении санитарно-курортных услуг на сумму 1 092 802,94 российских рублей. Средства за предоставленные услуги поступили санаторию 20 августа 1998 года в размере 881 807 рос. руб., а дебиторская задолженность в размере 210 932,94 рос. руб. возникла 29 августа 1998 года. Согласно контракту, валютой договора как формой расчетов была избрана национальная валюта Украины. На основании упомянутого акта ОГНИ приняла налоговое уведомление-решение, которым была определена пеня за непоступление валютной выручки от нерезидента и применены финансовые санкции за нарушение сроков декларирования валютной выручки.
Считая такое уведомление-решение ОГНИ неправомерным, санаторий подал иск в Хозяйственный суд Автономной Республики Крым к Евпаторийской ОГНИ с требованием признать его недействительным.
Решением Хозяйственного суда АРК, оставленным без изменений постановлением Севастопольского апелляционного хозяйственного суда, иск санатория был удовлетворен. Свою позицию суды мотивировали ссылкой на отдельные положения Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» (Закон) и на тот факт, что санаторием был заключен контракт с фирмой «Райдерс», не предусматривающий поступления на расчетный счет истца валютных ценностей, а потому применение ОГНИ штрафных санкций в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 года № 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (Декрет) является ошибочным. Не соглашаясь с этими судебными актами, ОГНИ подало кассационную жалобу в ВХСУ с просьбой отменить решения нижестоящих инстанций и принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать. В обоснование своих требований жалобщик ссылался на то, что нижестоящими судебными инстанциями неправильно применены нормы материального права, в частности статьи 102, 106 Конституции Украины, статья 1 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте», статья 6 Закона Украины «О государственной налоговой службе». Рассмотрев дело, ВХСУ пришел к следующим выводам.
Статья 2 Закона устанавливает принципы, которыми руководствуются субъекты хозяйствования при осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Среди них, в частности, назван принцип свободы ВЭД, включающий в себя право субъектов ВЭД добровольно вступать во внешнеэкономические связи, право осуществлять эту деятельность в любых формах, прямо не запрещенных действующими законами Украины, исключительное право на все полученные ими результаты ВЭД, а также их обязанность соблюдать при осуществлении ВЭД порядок, установленный законами Украины.
Далее, статьей 9 Закона определяются полномочия, среди прочих, Кабинета Министров Украины и Национального банка Украины при осуществлении государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. В свою очередь статья 32 Закона закрепляет общие основания ответственности субъектов ВЭД. Так, они несут ответственность за нарушения Закона или связанных с ним законов и/или своих обязательств, вытекающих из договоров (контрактов), только согласно условиям и в порядке, определенных действующими законами Украины.
Согласно статье 7 Декрета, в расчетах между резидентами и нерезидентами в пределах торгового оборота как средство платежа используется иностранная валюта. То есть указанная норма регулирует отношения, возникающие между резидентом и нерезидентом относительно расчетов исключительно в иностранной валюте. При этом Инструктивным письмом КМУ и НБУ от 26 апреля 1993 года «О Порядке расчетов со странами зоны функционирования рубля» (государства бывшего СССР) установлено, что предписания части 1 статьи 7 Декрета не распространяются на расчеты с резидентами стран зоны функционирования рубля, если это предусмотрено контрактами.
Что касается аргументов ОГНИ, то стоит отметить следующее. Во-первых, статьи Основного Закона, на которые ссылается ОГНИ, регулируют статус и полномочия Президента Украины. Во-вторых, статья 1 Закона Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» указывает, что выручка резидентов в иностранной валюте подлежит зачислению на их валютные счета в уполномоченных банках в сроки выплаты задолженностей, определенные в контрактах, но не позднее 90 календарных дней с даты таможенного оформления (выписки вывозной грузовой таможенной декларации) экспортируемой продукции. Превышение такого срока требует индивидуальной лицензии Национального банка Украины. В рассматриваемом деле, как уже упоминалось, валютой платежа была национальная валюта, а датой возникновения дебиторского платежа — 29 августа 1998 года, через 9 дней после поступления платежа за предоставленные санитарно-курортные услуги. Из указанного можно сделать вывод, что ОГНИ безосновательно ссылалась на упомянутые нормы законодательства, поскольку положений, подтверждающих ее позицию, они не содержат.
Таким образом, исходя из сказанного, ОГНИ неправомерно применила к санаторию штрафные санкции, предусмотренные Декретом. Кроме того, штрафные санкции были применены как налоговое обязательство, что противоречит Законам Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» и «О системе налогообложения».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…