Кинопроиск — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №21 (909) » Кинопроиск

Кинопроиск

Особенности предоставления услуг кинотеатрами регулируются в первую очередь нормами Закона Украины «О кинематографии» от 13 января 1998 года № 9/98-ВР (Закон № 9/98). Согласно статье 8 Закона № 9/98, все субъекты профессиональной кинематографической деятельности, которые занимаются производством, распространением и демонстрацией фильмов, вносятся в Госреестр производителей, распространителей и демонстраторов фильмов (Госреестр), положение о котором утверждено постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) от 14 января 2004 года № 27. Местными органами управления кинематографией, которые определяются Советом министров АР Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими госадминистрациями, по согласованию с Государственным агентством Украины по вопросам кино (Госкино) предприятию выдается свидетельство о внесении в Госреестр.

В соответствии со статьей 14 Закона № 9/98 демонстрация фильмов на Украине осуществляется на основании утвержденных Госкино технических стандартов, норм и правил распространения и демонстрации фильмов, соблюдение которых обязательно для субъектов кинематографии независимо от форм собственности. При этом на сегодня не разработаны и не утверждены технические стандарты, нормы и правила производства и распространения фильмов, порядок передачи фильмов в государственный фонд, условия хранения исходных материалов, фильмов и фильмокопий и положение о государственном фонде фильмов, что предусмотрено требованиями статей 12, 14 и 17 Закона Украины «О кинематографии». Данный факт зафиксирован в постановлении № 9-6 ­коллегии Счетной палаты Украины от 6 мая 2008 года.

Иностранное кино

Иностранные фильмы перед распространением на Украине обязательно должны быть дублируемы, либо озвучены, либо субтитрованы на государственном языке. При этом сам Закон № 9/98 содержит отсылочную норму относительно языка фильма — статья 6 прямо указывает, что регулирование данного вопроса осуществляется в соответствии со статьей 23 Закона Украины «Об основах государственной языковой политики». Эта статья позволяет осуществлять озвучивание, дублирование или субтитрирование как на государственном языке, так и на региональных языках или языках национальных меньшинств, что в свое время породило жаркие дебаты в сфере культуры по вопросу возможности не осуществлять такое озвучивание на государственном языке, а получать фильмокопии на русском языке от российских правовладельцев или лицензиатов. Правовой вопрос был полностью замещен вопросами экономики и политики и до сих пор окончательно не урегулирован, так как данная проблематика является яблоком раздора среди разных групп населения и политических движений, к тому же в последние полтора года языковой вопрос и вовсе стал оружием гибридной войны со стороны государства-агрессора.

Правила распространения

Порядок распространения фильма определяется договором, заключенным распространителем фильма с авторами фильма или лицом, которое имеет исключительное право на фильм (лицензию). Госкино предоставляет субъектам кинематографии право на распространение и демонстрацию национальных и иностранных фильмов на всех видах носителей изображения. Документом, который удостоверяет такое право и определяет условия указанной деятельности, является государственное удостоверение на право распространения и демонстрации фильмов (прокатное удостоверение). Фильмы, на которые выданы такие удостоверения, вносятся в государственный реестр фильмов. Кабинет Министров Украины своим постановлением от 17 августа 1998 года № 1315 утвердил Положение о государственном удостоверении на право распространения и демонстрации фильмов.

Прокатное удостоверение дает право распространять и демонстрировать на территории Украины все виды фильмов каким-либо кинотеатрам, киноустановкам, видеоустановкам, прокатным пунктам видеокассет, торговым предприятиям независимо от формы собственности. Прокатное удостоверение выдается владельцам кинотеатрального права на каждый фильм и каждую фильмокопию на кинопленке.

Разрешительные меры

Получать лицензию на предоставление услуг кинотеатра предпринимателю не нужно, так как в перечне подлежащих лицензированию видов деятельности (статья 9 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 1 июня 2000 года № 1775-III) такого вида деятельности нет. Но обычно практически все кинотеатры имеют в своем составе заведения ресторанного хозяйства (кафе, кафетерии, бары), в которых, помимо собственно традиционного попкорна с безалкогольными напитками, имеются в продаже алкогольные напитки и сигареты. В данном случае предпринимателю необходимо получить лицензию на торговлю этими товарами в соответствии с Законом Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий». Хотя вопрос дополнительного регулирования возможности и ограничений торговли алкоголем и сигаретами кинотеатрами, а особенно их рекламы, все еще стоит на повестке дня как социально значимый, требующий широкого общественного обсуждения, ведь значительную часть посетителей кинотеатров составляют дети.

В обязательном порядке предпринимателю необходимо получить разрешительные документы на открытие кинотеатра от органов санэпидемслужбы и пожарного надзора. Кинотеатры всегда были местами со значительной посещаемостью, поэтому дерегулирование предпринимательской деятельности, происходящее сейчас в стране, вряд ли коснется вопросов выполнения кинотеатрами всех норм пожарной и санитарно-эпидемиологической безопасности.

При этом наличие многих противоречивых и неоднозначных норм, регулирующих вопросы выдачи разрешительных документов санитарно-эпидемиологической службой (СЭС), создают почву для широкого толкования их чиновниками. С одной стороны, Законом Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» предусмотрено, что необходимость получения разрешительных документов и их виды устанавливаются исключительно законами. С другой — на практике чиновники абсолютно не придерживаются этого требования и часто произвольно трактуют нормы и порядок получения таких разрешений, апеллируя к значительному массиву давно устаревших нормативно-технических актов, малоизвестных даже юристам, не говоря уж о предпринимателях.

Все работники кинотеатра должны проходить инструктаж по вопросам пожарной безопасности (противопожарный инструктаж). Допуск к работе лиц, которые не прошли обучения, противопожарный инструктаж и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности, запрещается.

Следует также иметь в виду, что приказом Минкультуры Украины от 25 мая 2001 года № 326 утверждена Инструкция о ведении билетного хозяйства на кинозрелищных предприятиях (Инструкция). Действие этой Инструкции распространяется на кинотеатры, видеозалы, дирекции киновидеосети, киновидеопрокатные предприятия всех форм собственности и подчинения. Не распространяется действие Инструкции только на кинозрелищные предприятия, которые применяют при расчетах с посетителями регистраторы расчетных операций. Надлежащая выдача частными кинотеатрами билетов и/или кассовых чеков является фактором защиты потребителя и надлежащим исполнением норм Закона Украины «О защите прав потребителей».

Кино и реклама

Помимо основной деятельности — демонстрации кинофильмов и работы учреждений ресторанного хозяйства, кинотеатры в последнее десятилетие также активно пытаются заниматься и рекламной деятельностью. Данный вопрос урегулирован Законом Украины «О рекламе». В соответствии со статьей 1 Закона Украины «О рекламе» (Закон о рекламе) любая реклама в кинотеатре относится к категории «внутренней рекламы». При этом статья 19 указанного Закона содержит общее положение о рекламе во время демонстрации кинофильмов.

Крупнейшими рекламодателями у нас традиционно являются предприятия алкогольной и табачной сферы. Стоит отметить, что статьей 22 Закона о рекламе запрещена реклама алкоголя и табака, а также торговых марок, под которыми они выпускаются, «средствами внутренней рекламы». Однако, исходя из определения термина «внутренняя реклама» и руководствуясь частью 7 статьи 8 Закона о рекламе, можно сделать вывод о том, что размещение POS-материалов и оборудования допускается в местах непосредственной продажи алкогольных напитков и табачных изделий. Иные материалы можно размещать в таких местах только в том случае, если они не содержат в себе каких-либо призывов (любого выражения и характера) к покупке алкогольных напитков и/или табачных изделий. Тогда они вполне могут рассматриваться как обычная информация о товаре или его производителе.

Прокат роликов с рекламой алкоголя и/или табака до или после демонстрации кинофильма категорически запрещен! При этом данный запрет не распространяется на рекламу пива, так как законодательство на сегодня не относит пиво к алкогольной продукции. Но с 1 июля 2015 года вступают в силу нормы Закона № 71-VIII от 28 декабря 2014 года об отнесении пива к алкогольным напиткам, и его реклама будет в кинотеатрах под запретом.

Резюмируя, стоит сказать, что правовое регулирование деятельности кинотеатров на Украине достаточно разработано, но при этом слишком громоздкое и содержит много пробелов или устаревших норм. Но, учитывая важность кино и кинопроката как средств пропаганды (и не стоит уже бояться этого слова!) и прививания определенных культурных норм и то, что кинотеатр — местонахождение значительного количества людей (а это требует повышенных мер безопасности), предполагаю, что регулирование данного вида предпринимательства вряд ли станет проще в ближайшее время. Да и надо ли?

 

ЕКИМОВ Иван — заместитель директора по правовым вопросам ООО «Мирта Украина», г. Киев

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Удобная полиция

Государство и юристы

Новости законотворчества

Нерезидентов освободили от налогов по ОВГЗ

Государство и юристы

Один от всех

Государство и юристы

Новости законотворчества

Внесен законопроект о деятельности ОКУ

Порядок применения правовых позиций ВСУ могут изменить

Государство и юристы

Встречные риски

Органный концепт

О способах защиты

Документы и аналитика

Судебный подход к штрафам

Лечебные нравы

Марш согласных

Основной канон

Неделя права

Новости из-за рубежа

Европейский суд принял решение по делу «Мельничук и другие против Румынии»

Неделя права

Тяжба народов

Шаг вперед

Публичный отбор

Стратегия и практика

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд подтвердил правомерность возмещения инфляционных расходов и 3 % годовых

Высший совет юстиции — ненадлежащий ответчик по делу по иску к ВСК

Новости юридических фирм

Частная практика

Партнер ЮК Moris Group избран третейским судьей

ЮФ «Астерс» представляет интересы EVF в связи с инвестированием в ВЕНБЕСТ

ЮК FCLEX защитила интересы Белановского ГОК

Советник ЮФ Sayenko Kharenko провела III арбитражную школу

МЮГ AstapovLawyers получила признание от известных международных изданий

МЮФ Integrites — советник Mirta Group по привлечению торгового финансирования из Китая

Отрасли практики

Боль земли

Кинопроиск

Рабочий график

Legal Awards-2015

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Репортаж

Конкретное право

Самое важное

Новое управление

Кануть в лепту

Новое о ставках НДФЛ

«Великолепная» семерка

Судебная практика

Водные процедуры

Опыт внедрения

Тема номера

Детское право

Доходы и споры

Рациональная черта

Смена тотальности

Частная практика

Западный экспресс

Творческое начало

Прогноз на годы

Інші новини

PRAVO.UA