Заверительные отношения — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №47 (987) » Заверительные отношения

Заверительные отношения

Рубрика В фокусе:ВС
Андрей ВАСИЛЕНКО: «Если адвокатом будут поданы, условно говоря, доказательства участия в десяти уголовных делах за десять лет, то не считать это опытом профессиональной деятельности мы не имеем права»

В социальных сетях и на юридических форумах вызвал ажиотаж вопрос, как подтвердить десятилетний опыт представительства и/или защиты от уголовного обвинения в судах адвокатам, желающим принять участие в конкурсе на занятие должности судьи Верховного Суда. Редакция газеты «Юридическая практика» пообщалась на эту тему с членом Высшей квалификационной комиссии судей Украины Андреем Василенко.

 

— Андрей Владимирович, достаточно ли указать по одному делу за каждый год из десяти лет практики? Необходимо указать все дела или определенный минимум (скажем, пять дел)?

— У нас есть два инструмента. Во-первых, это перечень документов, которые должен предоставить кандидат. Во-вторых, анкета кандидата на должность судьи. Сейчас речь идет о приеме документов для допуска к участию в конкурсе. На этой стадии мы должны определиться, поданы ли все документы, требуемые законодательством и нашими подзаконными нормативно-правовыми актами (этот перечень практически идентичен, ничего лишнего нет), и проверить их соответствие статье 38 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» (требованиям к судье Верховного Суда). Речь идет об опыте профессиональной деятельности адвоката относительно осуществления представительства в суде и/или защиты от уголовного обвинения не менее десяти лет или о наличии совокупного стажа. Только это. Мы пришли к выводу, что если адвокатом будут поданы, условно говоря, доказательства участия в десяти уголовных делах за десять лет, то не считать это опытом профессиональной деятельности мы не имеем права. Но далее, при определении рейтинга, претендент, который предоставит больше документов и покажет не одно дело в год, а десять, наверное, будет иметь больше преимуществ. В то же время Комиссия будет учитывать сложность дела. Может быть, очень сложное дело адвокат сопровождал десять лет, почему бы и нет? Такое дело по своей сложности, количеству часов, проведенных в суде и на следственных действиях, может перевесить и 50 дел. Это уже дискреция Комиссии. Но на стадии приема документов нам будет достаточно формального доказательства.

 

— Необходимо ли подтверждать наличие именно непрерывной практики за десять последних лет перед подачей заявления (то есть с 2006 года) или такой период может прерываться?

— Законодатель так сформулировал соответствующие статьи Закона, что у нас нет оснований учитывать только непрерывный опыт работы. В Законе написано: «Не менее десяти лет», то есть не говорится именно о последних десяти. Например, кандидат работал адвокатом пять лет, потом — в неюридическом бизнесе, или на государственной службе, или в правоохранительных органах, затем снова вернулся к адвокатской практике, проработав еще пять лет. Это соответствует требованиям Закона.

 

— Нужно ли подавать копии документов — договоров, ордеров, судебных решений — для подтверждения ведения соответствующих дел?

— Необходимо. Об этом говорится в Положении о порядке и методологии квалификационного оценивания, показателях соответствия критериям квалификационного оценивания и средствах их установления и в Положении о проведении конкурса на занятие вакантной должности судьи. Все документы нам необходимы для того, чтобы иметь доказательства. Закон говорит не просто о стаже, а об опыте представительства в суде. То есть одного наличия свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью недостаточно. Нужно доказать, что адвокат принимал участие в рассмотрении дел непосредственно в суде. Причем в Положении о конкурсе мы разделили эти требования: договоры и ордера — это один пункт, судебные решения, процессуальные документы — другой. Будем оценивать документы в комплексе. К примеру, кандидат говорит: «У меня может быть договор с клиентом, но в суд будет ходить мой помощник», — так не пойдет.

Адвокаты могут работать и в составе адвокатских объединений или юридических фирм.

Мы пришли к заключению (да и положения Закона так сформулированы), что необходимо непосредственное участие лица в судебных заседаниях. Поэтому нам нужны доказательства, подтверждающие, что кандидат действительно работал как адвокат и именно в суде.

Такой подход логичен, поскольку мы формируем Верховный Суд и адвокаты участвуют в конкурсе, чтобы стать судьями, а следовательно, они должны иметь опыт работы в суде.

 

— Можно ли подтверждать участие судебным решением из Единого реестра судебных решений или это должны быть копии судебных решений с печатями суда?

— Этот вопрос мы также рассматривали. Извлечения из реестра судебных решений будет недостаточно. Решения в реестре обезличены — адвокат Иванов представлял интересы лица_1. Адвокат же не принесет ордер на представительство интересов лица_1? Лучше предоставлять копии судебных решений. Мы рассматривали вопрос, следует ли удостоверять копии и пришли к выводу, что простой копии, заверенной самим адвокатом, будет достаточно. Мы презюмируем, что кандидат добропорядочный. Кроме того, кандидат может представлять интересы клиента не в одном суде и даже не в одном городе, так что заверение копий решений будет крайне затруднительным для кандидата. Мы презюмируем, что кандидат подаст достоверную информацию. В случае возникновения сомнений Комиссия вправе проверить информацию. О последствиях недобропорядочности кандидатов я говорить тут не буду.

 

— Может ли быть надлежащим подтверждением справка адвокатского объединения, в котором работает/работал адвокат?

— Нет.

 

— А договор с клиентом без решения суда?

— Это не судебный процесс. Комиссия считает, что, кроме обязательных, кандидат может подать и дополнительные документы. Бремя доказывания лежит на кандидате. Но если он не подаст решений суда, подтверждающих осуществление профессиональной деятельности, то вряд ли будет допущен к конкурсу, поскольку Комиссия не сможет установить факт наличия у кандидата десятилетнего опыта и, следовательно, его соответствие требованиям статей 38 и 81 Закона.

 

— Можно ли кандидату предоставить дополнительные документы на стадии собеседования? Скажем, пока адвокат сдавал экзамены, завершился какой-то уголовный процесс…

— На стадии собеседования каждый кандидат может предоставить пояснения и дополнительные документы, но до стадии собеседования еще нужно дойти. Если Комиссия решит, что кандидат не соответствует требованию относительно десятилетнего опыта работы, о собеседовании речи быть не может.

 

— Будет ли оцениваться результат рассмотрения дела?

— Ни в коем случае. Скажем, адвокат представлял клиента, с которого хотели взыскать миллиард, а по результатам процесса взыскали миллион при сумме основного долга 900 тысяч. Это победа или проигрыш? Комиссия не имеет полномочий оценивать результат работы адвоката в виде решения суда, как, собственно, и судебные решения как результат работы судей.

 

— Будут ли засчитываться дела, которые адвокат вел совместно с другими адвокатами?

— Безусловно. Если адвокат ходил в суд и работал, если в сложном деле нашлась работа для нескольких адвокатов, то почему бы и нет?

 

— Повлияет ли на результат указание на практику свыше десяти лет?

— Как я уже сказал, чем больше опыт, чем сложнее дела — тем лучше. Но еще раз подчеркну: все в комплексе повлияет на рейтинговый балл.

 

(Беседовали Ирина ГОНЧАР, Кристина ПОШЕЛЮЖНАЯ,

«Юридическая практика»)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Лучшее примирение

В фокусе:ВС

Заверительные отношения

Государство и юристы

Новости законотворчества

Принят закон о потребкредитовании

Государство и юристы

Трансфертная развязка

Государство и юристы

Новости законотворчества

Е-декларантов обяжут открыть счета в госбанках

Государство и юристы

Соблюдать частоту

О налоговом залоге

Государство и юристы

Новости законотворчества

В первом чтении принят закон относительно домашнего насилия

Неделя права

Процесс конференции

ВСЮ на проверку

Уголовный порядок

Неделя права

Новости из-за рубежа

Кубик Рубика — не товарный знак

Онлайн-суд должен быть доступным

Новости из зала суда

Судебная практика

В суд поступил иск об отмене решений НАПК по е-декларированию

Суд отказал в удовлетворении ходатайства об увеличении размера залога А. Емельянову

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko — юрсоветник Shanghai Giant Network Technology Co. в отношении приобретения Playtika

Interlegal защитил интересы клиента в связи с применением специальных санкций

Адвокаты АК «Правочин» отстояли в суде интересы авиакомпании «Буковина»

Создано экспертное объединение Artifex

ЮПФ «Грищенко и Партнеры» — юрсоветник украинского бизнесмена в споре с «Татнефтью»

Отрасли практики

Выразить возмещение

Проявить участие

Офисные технологии

Разведывательная кооперация

Агробизнес vs. прокуратура

Сроки и деньги

Освободить от уплаты

В последней базе

Правила хорошего фона

Путь, что будет

Охранная форма

Рабочий график

Патентный троллинг

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Санационный список

Продукт испытания

Новое время

Снова о топливе

Судебная практика

Платы на будущее

Бес возмездный

Новые стимулы

Тема номера

Бочка медиа

База развития

Точка подозрения

Электронная — в очередь

Диктат без ошибок

Трибуна

Верховенство нравов

Частная практика

Третейская плата

Код ученый

Інші новини

PRAVO.UA