На первый взгляд, работа юриста консервативна. Казалось бы, что нового можно применять в столь долго существующей профессии кроме нормативно-правовой базы и текстового редактора?
Наша жизнь постоянно меняется, и вместе с ней изменяются условия и темп работы, а также требования к качеству отработки правовых ситуаций — кейсов, включая разносторонний правовой анализ их участников (контрагентов, конкурентов, участников судебных дел и т.п.). При этом особенно важно: 1) исследовать как можно больше источников данных для обеспечения «полноты картины», 2) убедиться в достоверности полученной информации и ее актуальности на момент получения, 3) иметь возможность оперативного доступа к необходимым сведениям, исключая месячные периоды ожидания «запрос-ответ», 4) обеспечить «глубину» (тщательность и детальность исследования) наряду с быстротой исполнения.
Достичь высокого качества такого анализа возможно только при совокупности указанных факторов. Сегодня это немыслимо без использования современных IT-технологий и специализированного программного обеспечения. Новейшие технические решения в разы повышают личную эффективность каждого сотрудника и работу юридической команды в целом.
На практике большую часть информации о субъектах юристам приходится отслеживать путем мониторинга множества разрозненных ресурсов, таких как ЕГР (Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований), ЕЛР (Единый лицензионный реестр), ЕГРСР (Единый государственный реестр судебных решений), SMIDA (данные Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины), базы данных ГФС Украины и прочих. При этом доступ к информации зачастую сопровождается необходимостью регистрации, введения специальных символов для получения данных (CAPTCHA), личной идентификации пользователя с помощью электронной цифровой подписи, то есть приходится сталкиваться с «заслонами», не позволяющими быстро извлечь нужные сведения.
Рассмотрим преимущества систем бизнес-разведки на примере системы YouСontrol, концентрирующей информацию подавляющего большинства официальных реестров. С ее помощью буквально за минуту можно получить актуальную (на время запроса) информацию о любом юридическом лице или частном предпринимателе Украины более чем из 30 официальных источников и ежедневно узнавать о вносимых изменениях.
Перейдем к конкретике: чем на практике эта система может быть полезна юристу.
Выявление дефектов правосубъектности(определение того, находится ли юридическое лицо в состоянии прекращения/банкротства или уже прекращено) на практике поможет предупредить возможные финансовые потери или избежать сотрудничества с фиктивными субъектами предпринимательства. Так, договоры или имущественные действия должника, совершенные после возбуждения дела о банкротстве или в течение года, предшествовавшего возбуждению дела о банкротстве, могут быть признаны недействительными. А легальные правоотношения с субъектом, не имеющим статуса юридического лица, де-юре и вовсе невозможны. Отсутствие такого статуса при совершении предпринимательской деятельности лица является одним из основных признаков фиктивности.
Картина «процессуального присутствия». Система автоматически концентрирует все судебные решения (как окончательные, так и связанные с движением судебного дела) в досье субъекта, указанного в тексте этих решений. При этом у юриста есть возможность сортировки не только по форме судопроизводства или дате принятия решения, но и по процессуальному статусу лица и сумме взыскания. Ежедневный автоматический мониторинг судебных решений по юридическим лицам не даст упустить из виду ни один судебный документ и позволит навсегда забыть о необходимости ручного поиска.
Аффилированные лица. В системе реализованы функции поиска связей юридических лиц, которые позволяют в графическом виде «паутины» получить картину об аффилированных субъектах, в том числе о связанных лицах в понимании Налогового кодекса Украины. Также можно определить схематическое наличие связей (через учредителей, руководителей, бенефициаров, совпадение местонахождения, имен, контактных данных и т.п.) между несколькими различными субъектами, между которыми, на первый взгляд, нет ничего общего.
С практической точки зрения, проверка связей поможет избежать рисков проведения проверок и применения санкций (в первую очередь — штрафов и доначисления налоговых обязательств), а также предупредить риски вовлечения в преступную деятельность, так как позволит заранее избежать нежелательных связей. Так, налоговые органы часто проводят проверки контрагентов компаний, связанных с субъектами, имеющими признаки фиктивности (прежде всего с «налоговыми ямами»). «Связанные» руководители или подписанты могут числиться такими в десятках разных компаний, где они скорее всего не выполняют реальных управленческих функций (то есть являются подставными) — это явный признак фиктивности предпринимательской деятельности. Расположение по адресу «массовой регистрации» тоже привлекает внимание контролирующих органов.
Проверка связей также может быть полезной при проведении антикоррупционных и комплаенс-расследований в части определения потенциального конфликта интересов у должностного лица государственного органа или компании.
Налоговая стыковка. Для определения оптимальной схемы минимизации расходов при совершении платежей в досье каждого субъекта отображается текущий налоговый статус, включая данные о группах и ставках налогообложения, датах и основаниях аннулирования регистрации плательщиков НДС и единого налога, а также о наличии налогового долга.
Проверка лицензий и разрешений. Система показывает всю информацию о разрешительных документах субъекта, включая вид разрешенной деятельности, орган выдачи и срок действия. Эти данные помогут избежать рисков участия в соответствующей незаконной (а порой и преступной) безлицензионной деятельности.
Корпоративная верификация. Данные системы могут использоваться юристами при составлении и заключении договоров в сфере корпоративных прав, формировании соответствующих правовых позиций в судебных спорах, оценки степени влияния участников/акционеров на ситуацию в компании и т.п. В досье предприятия содержатся все данные о его участниках, распределении долей и размерах взносов (в том числе об их фактической оплате) в уставном капитале, а также о владельцах крупных (более 10 %) пакетов акций. Информация о наличии уставных ограничений у руководителя/подписантов компании позволит заранее уточнить все нюансы и избежать рисков при заключении договоров или совершении других действий, имеющих юридическое значение.
История изменений регистрационных данных (к примеру, об участниках, руководителях, видах экономической деятельности, размере уставного капитала или о наименовании, местонахождении и т.п.) позволит определить, в частности, наличие полномочий директора компании по состоянию на конкретную дату. Эта информация может быть крайне полезной при оценке легитимности документов, при формировании правовых позиций в корпоративных спорах или в спорах о признании недействительными сделок, при правовой квалификации правонарушений/преступлений и т.п.
Противодействие рейдерству. Для юриста особенно важно проверять риски собственной компании и/или компаний клиентов на предмет незаконного изменения регистрационных данных (изменения в составе руководства, размера и распределения долей в уставном капитале, местонахождения и т.п.), а также инициирования судебных споров и уголовных дел, целью которых является захват бизнеса.
Все эти задачи призван решать функционал автоматического мониторинга — одно из основных инновационных преимуществ системы. Достаточно один раз внести компанию (даже десятки или тысячи компаний сразу) в список мониторинга, и дальше система сама будет следить за ней, направляя тревожные сообщения на электронную почту. Это позволит оперативно принять важные решения и не упустить ситуацию из-под контроля.
Информация о проверках органов надзора (контроля) поможет юристу своевременно подготовиться к проведению комплексных плановых проверок (за исключением налоговых проверок): уведомить руководство и подразделения компании, устранить недостатки в документации, провести инструктаж сотрудников и т.п.
Выше описаны лишь общие возможности системы YouСontrol, поскольку в деятельности каждого юриста в зависимости от профиля и сферы деятельности присутствует огромное количество правовых нюансов, в каждом из которых система может быть применена как инструмент тонкой настройки.
ГЛОБА Даниил — заместитель директора по правовым вопросам компании «Ю-Контрол», адвокат, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…