Закон запроса и предложения — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №34 (1026) » Закон запроса и предложения

Закон запроса и предложения

В процессе вы­полнения задач, возложенных на органы Антимонопольного комитета Украины (АМКУ), сотрудники АМКУ постоянно анализируют, систематизируют и оценивают колоссальный массив информации. Основным источником ее получения являются информационные запросы, направленные участникам товарных рынков и прочим организациям в рамках реализации Антимонопольным комитетом Украины своих полномочий.

 

Чувствительная информация

При этом цели и задачи, стоящие перед АМКУ, предопределяют вид запрашиваемых сведений — в основном это чувствительная информация об участниках рынка, например информация о принятых компаниями важных бизнес-решениях, финансовых и коммерческих показателях. Нередко для выявления тайных согласованных коммерческих практик между компаниями АМКУ запрашивает у банковских учреждений, операторов мобильной связи информацию персонального характера о третьих лицах (например, об абонентах). Основания — права, которыми АМКУ наделил законодатель. В частности, согласно положениям статьи 221 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» (Закон об АМКУ), организации и физические лица обязаны по требованию АМКУ предоставлять документы и информацию, в том числе с ограниченным доступом, включая банковскую тайну. Данный закон и другие нормативно-правовые акты не содержат положения о праве компаний на отказ от выполнения требований органа АМКУ. Вместе с тем, согласно положениям статьи 19 Закона об АМКУ, при осуществлении полномочий органы и должностные лица АМКУ руководствуются законодательством о защите экономической конкуренции. Указанной нормой на практике АМКУ обосновывает приоритет применения им конкурентного законодательства, обеспечивающего его, как видно выше, всей полнотой доступа к любым сведениям. Но так ли безграничен АМКУ в своих требованиях?

 

Банковская тайна

Ответ на вопрос о предоставлении по запросу органа АМКУ информации, которая является банковской тайной, может находиться в плоскости законодательства о банках и банковской деятельности, которое, на первый взгляд, ограничивает АМКУ в получении информации о банковской тайне.

Так, Закон Украины «О банках и банковской деятельности» к банковской тайне относит информацию о деятельности и финансовом положения клиента, которая стала известна банку во время обслуживания клиента и взаимоотношений с ним или третьим лицам при оказании банковских услуг. Информация, содержащая банковскую тайну, раскрывается банками, в частности, органу АМКУ, по его письменному запросу относительно операций по счетам конкретных юридических или физических лиц — предпринимателей за конкретный промежуток времени. В силу этого положения закона банки полагают, что они не имеют права разглашать АМКУ всю иную информацию вне рамок данного положения статьи закона.

Таким образом, Законом Украины «О банках и банковской деятельности» установлено, что банки могут предоставлять информацию исключительно по письменному запросу владельца информации и по решению суда. В то же время законом ограничен объем банковской тайны, которая может быть раскрыта другим лицам и государственным органам, в том числе и АМКУ.

В свою очередь, в постановлении пленума Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел «О судебной практике по гражданским делам о раскрытии банками информации, содержащей банковскую тайну, относительно юридических и физических лиц» от 30 сентября 2011 года № 10 указывается на то, что в соответствии с Законом Украины «О банках и банковской деятельности» круг субъектов, имеющих право требовать непосредственно от банка раскрытия информации, содержащей банковскую тайну, определяется законом и может изменяться только на основании закона. При этом указанные субъекты имеют право на получение только ограниченной информации с учетом выполняемых ими функций и по вопросам, указанным в соответствующем законе об определенных субъектах.

 

Мнения разделились

Однако непосредственный интерес представляет собой практика хозяйственных судов, которые рассматривают споры между банками и АМКУ.

До недавнего времени суды в спорах коммерческих банков с АМКУ в случае непредоставления первыми информации на запрос органов АМКУ на основании того, что такая информация относится к банковской тайне, не давали однозначного ответа о полномочиях органов АМКУ по объему раскрытия банковской тайны. Так, принимая решения в пользу АМКУ, суды отмечали следующее: банки не доказали, что запрашиваемая АМКУ информация относится к банковской тайне в понимании положений Закона Украины «О банках и банковской деятельности». Примером такой судебной позиции служат решения, принятые Высшим хозяйственным судом Украины (ВХСУ) в спорах ПАО «Приватбанк» и АМКУ.

Особый же интерес представляет решение ВХСУ от 25 июля 2017 года по делу по иску ПАО «Укрсиббанк» к АМКУ, где банк просил признать решение АМКУ о непредоставлении банком информации на запрос АМКУ недействительным. Иск мотивирован тем, что запрашиваемая АМКУ информация является банковской тайной.

В ходе рассмотрения дела разными судебными инстанциями чаша весов склонялась как в сторону АМКУ (решение суда первой инстанции), так и в сторону банка (решение апелляционной инстанции). В конце концов ВХСУ своим постановлением отказал в иске ПАО «Укрсиббанк» и подтвердил право АМКУ запрашивать информацию относительно операций по всем счетам хозяйствующих лиц за определенный период времени, а также право АМКУ получать информацию о лицах-контрагентах таких хозяйствующих субъектов. Кроме того, суд отдельно указал, что ошибочной является позиция относительно того, что нормы Закона Украины «О банках и банковской тайне» более полно и точно регулируют порядок и объем раскрытия банковской тайны на запрос органа АМКУ, поскольку в спорных правоотношениях именно нормы антимонопольного законодательства являются специальными по отношению к положениям о банковской тайне. Фактически это означает, что АМКУ не ограничен в праве запрашивать информацию, которая содержит банковскую тайну.

Таким образом, ВХСУ в постановлении от 25 июля 2017 года определил Закон Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» как специальный в вопросах предоставления информации, содержащей банковскую тайну, по запросу органов АМКУ.

При этом не стоит забывать о том, что органы АМКУ вправе запрашивать информацию, которая содержит банковскую тайну, только в рамках выполняемых АМКУ функций, прямо указанных в Законе Украины «Об Антимонопольном комитете Украины».

 

Персональные данные

Что касается вопроса предоставления по запросу органов АМКУ информации, содержащей персональные данные, то сегодня позиция судов по этому вопросу отсутствует.

Следует отметить, что право на конфиденциальность сведений о лице охраняется на уровне Конституции Украины. В частности, анализ положений части 2 статьи 32 Конституции Украины позволяет говорить о двух одновременно применяемых условиях истребования персональной информации без согласия субъекта персональных данных, в том числе сотрудниками АМКУ: законодательно закрепленные основания и четко обозначенные цели, касающиеся интересов национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека. Аналогичные положения содержат и Законы Украины «Об информации» и «О защите персональных данных».

Определение персональных данных дает статья 11 Закона Украины «Об информации»: это сведения или совокупность сведений о физическом лице, которое идентифицировано или может быть конкретно идентифицировано. Таким образом, к персональным данным можно отнести любые сведения, по которым физическое лицо может быть идентифицировано, в том числе: фамилия, имя, отчество, адрес, телефоны, паспортные данные, национальность, образование, семейное положение, религиозные и мировоззренческие убеждения, состояние здоровья, материальное положение, дата и место рождения, место жительства и пребывания и пр.

Вместе с тем статьей 15 Уголовного процессуального кодекса (УПК) Украины установлено, что никто не может собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, кроме случаев, предусмотренных этим Кодексом, а каждый, кому предоставлен доступ к информации о частной жизни, обязан предотвращать разглашение такой информации.

Как следует из части 2 статьи 21 Закона Украины «Об информации», персональная информация является конфиденциальной и может распространяться только по желанию (с согласия) соответствующего лица в определенном им порядке в соответствии с предусмотренными им условиями, а также в других случаях, определенных законом.

Таким образом, сбор и обработка данных о физическом лице без его согласия, в том числе в пределах и для нужд антимонопольного расследования, могут осуществляться исключительно на законных основаниях и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

Органы АМКУ при формировании запросов, в которых один из вопросов касается предоставления персональных данных, должен указать обоснования, что такая информация ему необходима не только для целей антимонопольного расследования, но и в интересах национальной безопасности, или экономического благосостояния, или прав человека.

Кроме того, если в случае с правоохранительными органами мы имеем четко регламентированный УПК Украины порядок получения информации, содержащей персональные данные, и, соответственно, порядок ее сохранности и гарантии возмещения ущерба за незаконные действия правоохранительных органов, то в случае с органами АМКУ такой порядок отсутствует, что, в свою очередь, несет определенные риски для надлежащего сохранения такой информации.

Таким образом, считаем целесообразным внести изменения в Закон Украины «О защите экономической конкуренции», а именно — предусмотреть исключительные случаи получения информации, содержащей персональные данные, и специальный порядок получения такой информации, гарантирующий физическим лицам надлежащую охрану их персональных данных.

 

АХТИМИРОВА Марина — юрист практики антимонопольного и конкурентного права АО Arzinger, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Bit в тренде

VOX POPULI

Самое важное

Сетевая этика

Акцент

Открытое горе

Государство и юристы

Поправка на вето

Государство и юристы

Новости законотворчества

Изменяется порядок прохождения службы в Госпогранслужбе

Форма заявления на наем иностранцев будет изменена

НБУ выдвигает новые требования к аудиторам банков

Государство и юристы

Служебный романс

Окно и то же

Характерные признаки

Вынести сбор из избы

Документы и аналитика

Залог успеха

Зарубежная практика

Бремя — деньги

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд не запретил использовать герб области для обозначения алкогольной продукции

Суд стал на сторону импортера косметики в споре с таможенным органом

Новости из-за рубежа

Тема номера

В Великобритании оштрафовали PwC на 6,6 млн долл. США

Новости юридических фирм

Частная практика

Первая украинская юридическая компания зарегистрирована в Европейском реестре лоббистских компаний

ЮФ Aequo консультирует ЕБРР в связи с предоставлением гривневого финансирования ООО «ОТП Лизинг»

Советник Asters Ярослав Петров стал соавтором первого украиноязычного пособия по разработке и сопровождению проектов ветровой энергетики

Interlegal предоставил сопровождение сделки по купле-продажи партии сельхозтехники «под ключ»

DLA Piper консультирует в отношении трансакции по приобретению Plarium

Sayenko Kharenko — юрсоветник ПАО «Райффайзен Банк Аваль» в связи с запуском ЕБРР программы кредитования в гривне

CMS выступила юридическим советником в сделке по финансированию проекта строительства нового зернового терминала в порту Южный

Отрасли практики

Закон запроса и предложения

Быть обонятельным

Бес восстановления

Лишение проблем

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Подписанному верить

Зачетная работа

Дать команду

Правосудная реакция

Судебная практика

Судебные решения

Об аспектах увольнения работника в связи с сокращением штата

Судебная практика

Доказательная фаза

Обанкротить соучредителя

Судебная практика

Судебные решения

Работа в аппарате суда не включается в стаж судьи, дающий право на отставку

Судебная практика

Опеняющий успех

Субъективная объективность

Верховенство права

Тема номера

Администрация резидента

Правила правосписания

Счет подбери

Інші новини

PRAVO.UA