Наверное, любой украинский юрист согласится с тем, что выиграть дело в суде и получить решение в свою пользу — это всего лишь полдела. Из года в год статистические показатели свидетельствуют о том, что исполняется только половина решений, вынесенных украинскими судами, а сроки исполнения могут затянуться на неопределенный период. И даже в случае, если государственные исполнители осуществили все необходимые действия для принудительного исполнения судебного решения, то свою «лепту» в затягивание этого процесса могут внести органы казначейской службы, фактически не боясь никакой ответственности за свои действия. Но ситуацию кардинально может изменить постановление Верховного Суда Украины от 5 июля с.г., принятое по делу № 6-1329цс16, в котором Судебные палаты по гражданским и административным делам удовлетворили заявление вкладчика, отсудившего у банка принадлежащие ему деньги, и пришли к выводу, что за просрочку перечисления денежных средств казначейством в процедуре исполнения судебного решения подлежит начислению пеня за каждый день такой просрочки.
Так, согласно обстоятельствам дела, гр-н К., отсудив у банка «М» задолженность по депозитному вкладу в сумме 347 892,83 грн по решению Шевченковского районного суда г. Киева, столкнулся с ситуацией, когда Управление государственного казначейства Украины в Соломенском районе г. Киева полтора месяца не перечисляло взысканные в его пользу средства после оформления платежного поручения государственным исполнителем в процедуре принудительного исполнения решения.
Возмущенный таким бездействием органа казначейской службы и, как следствие, невозможностью фактически распоряжаться своим имуществом, гр-н К. в июле 2015 года обратился в суд с иском к Управлению Государственной казначейской службы Украины в Соломенском районе г. Киева (Управление госказначейства), в котором просил взыскать в свою пользу пеню согласно Закону Украины «О платежных системах и переводе средств на Украине», а также 3 % годовых и инфляционные потери в соответствии со статьей 625 Гражданского кодекса (ГК) Украины. Свои требования мотивировал тем, что в нарушение требований пункта 8.4 статьи 8 Закона Украины «О платежных системах и перечислении средств на Украине» Управление госказначейства не исполнило обязательства по перечислению средств по распоряжению государственного исполнителя в срок до трех операционных дней.
Соломенский районный суд г. Киева заочным решением от 11 августа 2015 года отказал в удовлетворении исковых требований, мотивировав тем, что ответственность за нарушение сроков перечисления средств, предусмотренная статьей 32 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств на Украине», не подлежит применению, поскольку для органов Государственной казначейской службы Украины не установлены сроки для осуществления перечисления средств во исполнение решения суда, а правоотношения, возникшие между сторонами по принудительному исполнению решения, не считаются денежными обязательствами.
Апелляционный суд г. Киева решением от 22 сентября 2015 года признал, что сложившиеся между сторонами спора правоотношения являются именно денежными правоотношениями, и отменил решение местного суда, а исковые требования удовлетворил лишь в части взыскания 3 % годовых и инфляционных потерь, а в остальной части заочное решение оставил без изменений.
Указанное решение было отменено определением Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССУ) от 13 апреля 2016 года, который оставил в силе решение местного суда.
Рассмотрев заявление гр-на К., Верховный Суд Украины установил неодинаковость применения судами кассационных инстанций положений Закона Украины «О платежных системах и переводе средств на Украине» и пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявления исходя из следующего.
Согласно пункту 1 Положения о Государственной казначейской службе Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 13 апреля 2011 года № 460/2011, указанная служба является участником системы электронных платежей Национального банка Украины.
В соответствии с частями 1, 3 и 5 статьи 45 Закона Украины «Об исполнительном производстве» (в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений) денежные суммы, взысканные с должника, перечисляются государственным исполнителем на соответствующий счет органа государственной исполнительной службы. Статьей 3 этого же Закона предусмотрено, что управления государственной исполнительной службы имеют счета в органах Государственного казначейства Украины для учета депозитных сумм и зачисления взысканных с должников сумм и их выплаты взыскателям.
Также, согласно подпунктам 12.1–12.2 пункта 12 Инструкции по организации принудительного исполнения решений, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины № 512/5 от 2 апреля 2012 года, органы Государственной исполнительной службы имеют соответствующие счета в органах Государственной казначейской службы Украины для учета депозитных сумм и зачисления взысканных с должников средств и их выплаты взыскателям в национальной валюте, а также соответствующие счета для учета аналогичных операций в иностранной валюте в банках. Расчеты по таким счетам осуществляются только в безналичной форме. Не допускаются выдача и перечисление взысканных государственным исполнителем средств взыскателям без зачисления на депозитный счет органа исполнительной службы.
ВСУ отметил, что предусмотренные указанной инструкцией действия, которые должен совершить госисполнитель, свидетельствуют о платежном, расчетном характере правоотношений, возникающих между органами Государственной исполнительной службы, Казначейством и взыскателем.
Таким образом, на Государственную казначейскую службу Украины в этих правоотношениях как на участника системы электронных платежей Национального банка Украины распространяется действие Закона Украины «О платежных системах и переводе средств на Украине» и Инструкции о безналичных расчетах на Украине в национальной валюте, утвержденной постановлением правления Национального банка Украины от 21 января 2004 года № 22.
Согласно пунктам 8.1, 8.4 статьи 8 указанного Закона, банк обязан выполнить поручение клиента, содержащееся в расчетном документе, поступившем в операционное время банка, в день его поступления. Межбанковский перевод осуществляется в срок до трех операционных дней. А в соответствии с положениями статьи 32 Закона в случае нарушения банком, обслуживающим получателя, сроков завершения перечисления этот банк обязан уплатить получателю пеню в размере 0,1 % суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, что не может превышать 10 % суммы перечисления, если иной размер пени не установлен договором между ними.
По расчетам гр-на К., сумма пени за каждый день просрочки составила 13 915,17 грн (347 892,83 x 0,1 % x 40).
ВСУ обратил внимание на следующее: по предписаниям части 1 статьи 614 ГК Украины ответственность за нарушение обязательства несет именно то лицо, которое нарушило обязательство, при наличии его вины (умысла или неосторожности), если иное не установлено договором или законом. И поскольку постановлением Окружного административного суда г. Киева от 18 февраля 2015 года, вступившим в силу, признано противоправным бездействие Управления госказначейства в Соломенском районе г. Киева, то вина Казначейства относительно несвоевременного перечисления средств является доказанной.
Таким образом, Верховный Суд Украины указал на неправомерность неприменения судами положений Закона Украины «О платежных системах и переводе средств на Украине» к спорным правоотношениям, отменил все ранее принятые решения в части требований о взыскании с органа казначейской службы пени и принял новое решение о взыскании в пользу гр-на К. пени в сумме 13 915,17 грн.
Следует отметить, что ВСУ не пересматривал судебные решения в части требований о взыскании сумм, предусмотренных статьей 625 ГК Украины, в связи с отсутствием установления неодинакового применения судами этой нормы.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…