Напомним, что 2012 год прошел без амнистии: парламент не принял ни одного из трех зарегистрированных законопроектов (включая правительственный). Возможно, тому были политические причины. Во всяком случае Главное научно-экспертное управление парламента высказало и другой аргумент: «Постоянное ежегодное объявление амнистии противоречит принципу неотвратимости уголовного наказания и ведет к дальнейшему снижению эффективности уголовного закона».
2013 год только начался, а в парламенте уже появились два законопроекта об амнистии, причем оба можно назвать оппозиционными. Важно, что один из оппозиционных проектов был подготовлен, по сути, на основании прошлогоднего правительственного проекта. 8 января с.г. Андрей Кожемякин, председатель парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности, зарегистрировал проект «Об амнистии в 2013 году» (№ 1206). Он во многом напоминает документ, зарегистрированный правительством еще в парламенте прошлого созыва, — об амнистии в 2012 году (№ 11289). Отметим, что правительственный законопроект, как и проект г-на Кожемякина, определяет в качестве своей цели освобождение около 1,5 тысячи заключенных (позже г-н Кожемякин озвучил цифру в 13,5 тысячи человек).
Проект г-на Кожемякина в статье 1 предлагает освободить от наказания в виде лишения свободы на определенный срок и от других наказаний, не связанных с лишением свободы, осужденных за преступления небольшой или средней тяжести лиц, которые на момент совершения преступления были несовершеннолетними; беременных женщин; лиц, имеющих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов и/или совершеннолетних детей, признанных инвалидами; лиц, признанных инвалидами I, II или III групп или имеющих определенные тяжелые заболевания; ветеранов войны; участников ликвидации аварии на ЧАЭС; пенсионеров; лиц, имеющих родителей старше 70 лет. Подчеркнем, что правительственный проект распространялся в этой статье на более широкий круг граждан, включая также лиц, имеющих государственные награды. Специалисты Главного научно-экспертного управления парламента предлагали вычеркнуть из проекта такое положение, ведь «отдельные лица, которые были отмечены государственными наградами за профессиональную деятельность, впоследствии могли совершить преступления именно в этой сфере».
При этом в другом аспекте документ правительства выглядит более строгим. Так, в нем говорится об освобождении от наказания в виде лишения свободы женщин, впервые осужденных за преступления небольшой или средней тяжести. В свою очередь, документ г‑на Кожемякина дополняет возможность освобождения следующим основанием: если женщины совершили тяжкие преступления, не направленные против основ нацбезопасности Украины, жизни и здоровья человека и против свободы, чести и достоинства личности (пункт «а» статьи 3 законопроекта). К слову, Главное научно-экспертное управление парламента посчитало, что последнее предложение противоречит конституционному принципу равенства всех перед законом независимо от пола.
Интересно, что на некоторые положения законопроекта, которые были в правительственной редакции, Главное научно-экспертное управление обратило внимание лишь тогда, когда они «перекочевали» в «оппозиционную» редакцию. И это несмотря на то, что г-н Кожемякин учел ряд замечаний, высказанных еще к проекту, внесенному Кабинетом Министров Украины. Речь, к примеру, идет о статье 5: «Сократить наполовину неотбытую часть наказания осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы на определенный срок, и другие наказания, не связанные с лишением свободы, которые не подлежат освобождению от наказания на основании статей 1—3 настоящего Закона». Также идет речь о норме, предписывающей «освободить из мест лишения и ограничения свободы осужденных, неотбытая часть наказания у которых на день вступления в силу настоящего Закона меньше одного года». «Тот факт, что лицу осталось отбыть меньше одного года лишения свободы, не может считаться достаточной причиной для того, чтобы при наличии только одного такого факта освобождать соответствующих лиц от наказания», — отмечают эксперты и предлагают освобождать на таком основании лишь лиц, содержащихся в местах ограничения свободы.
В настоящий момент народный депутат Андрей Кожемякин вручил профильному комитету представление об отзыве проекта.
Альтернативный законопроект «Об амнистии в 2013 году» (№ 1206-1) был внесен народными депутатами Арсением Яценюком, Олегом Тягныбоком и Виталием Кличко. Не говорится, какого количества заключенных коснется амнистия, но вместе с тем в пояснительной записке подчеркивается, что одной из целей является спасение оппозиционных политических деятелей от чересчур репрессивного толкования Уголовного кодекса Украины, в частности статьи 365.
Одно из первых отличий касается статьи 1, определяющей круг лиц, которых предлагают освободить от наказания в виде лишения свободы на определенный срок и от других наказаний, не связанных с лишением свободы, осужденных за умышленные преступления, не являющиеся тяжкими или особо тяжкими, и за преступления, совершенные по неосторожности, которые не являются особо тяжкими. В этой части законопроект касается мужчин и женщин, достигших соответственно 55- и 50-летнего возраста. Тогда как два предыдущих проекта предоставляли такое право лишь пенсионерам. Такими, напомним, являются мужчины в возрасте 60 лет и женщины в возрасте 56 лет. Все остальные условия совпадают (наличие несовершеннолетних детей, статус ликвидатора аварии на ЧАЭС и т.д.).
Военнослужащих, совершивших тяжкие преступления, предлагается освобождать, если они отбыли половину срока. Два предыдущих проекта предлагали освобождение лишь после отбытия двух третей срока. Данный проект предлагает сократить наполовину неотбытую часть наказания осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, которые не подлежат освобождению от наказания на основании статей 1—4 этого проекта. Тогда как предыдущие два предлагали сокращать неотбытую часть наказания даже тем, кто отбывает наказание в виде лишения свободы на определенный срок.
Отличаются и условия, при которых амнистия не может применяться. Так, в «коллективном» проекте указывается, что амнистия не применяется по отношению к лицам, имеющим две и больше судимостей за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. При этом в проектах г-на Кожемякина и Кабинета Министров Украины такого основания не было. В свою очередь, он не допускал амнистии по отношению к людям, которые «злостно нарушают установленный порядок отбывания наказания».
Важно, что данный законопроект вносит изменения в целый ряд законов Украины, например «О применении амнистии на Украине». В соответствии с изменениями освобождение производится не позднее одного месяца со дня опубликования закона об амнистии в 2013 году (сейчас этот срок составляет три месяца).
Главное среди отличий между проектами № 1206 и № 1206‑1 — вопрос амнистии хорошо известных политических заключенных. Так, в документе Андрея Кожемякина в пункте «е» статьи 7 говорится, что амнистия не распространяется на лиц, осужденных за превышение власти или служебных полномочий при отягчающих обстоятельствах (части 2 и 3 статьи 365 УК Украины). При этом добавляется оговорка: кроме лиц, указанных в пункте «а» статьи 3 законопроекта. Как можно вспомнить, этот пункт касается женщин, впервые осужденных за тяжкие преступления, если они не направлены против основ национальной безопасности Украины, жизни и здоровья человека и против свободы, чести и достоинства личности. Учитывая это, небеспочвенно выглядят заявления о том, что проект Андрея Кожемякина — давнего сторонника Юлии Тимошенко — «выписан» как раз под экс-премьер-министра.
В свою очередь, тройка оппозиционеров предлагают освободить всех осужденных не только по статье 365, но и по статьям 191 и 212 УК Украины, если они подпадают хотя бы под один из критериев статьи 1 законопроекта. Так, Юлия Тимошенко, осужденная по статье 365 УК Украины, может претендовать на освобождение из-за возраста (ей 52 года) — неслучайно законопроект не оперирует понятием «установленного законом пенсионного возраста» (для женщин он составляет 56 лет). А Юрий Луценко, осужденный по статьям 191 и 365 УК Украины, имеет несовершеннолетнего сына.
Правительственный законопроект об амнистии в 2012 году, как можно догадаться, категорически отказывал в применении амнистии по отношению к осужденным по статье 365 УК Украины.
Законопроект, который внесли г‑да Кличко, Яценюк и Тягныбок, куда больше акцентирует внимание на политических целях амнистии, потому шансы на его принятие невелики. И то, что пояснительная записка их законопроекта вообще не говорит о приблизительном количестве освобождаемых благодаря амнистии, — весьма показательно. Ведь главная его цель несколько в другом.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…