Налог «Новогодний» — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №4 (787) » Налог «Новогодний»

Налог «Новогодний»

Начало 2013 года ознаменовалось вступлением в силу полусотни изменений в Налоговый кодекс Украины

С 1 января 2013 года, под бой курантов, вступили в силу более полусотни изменений в Налоговый кодекс (НК) Украины, направленных как на уточнение терминологии, изменение ставок, так и на внесение существенных корректив в порядок администрирования некоторых налогов.

Основные новации затронут налог на прибыль предприятий.

Оплата авансом

Так, с 1 января с.г. ставка налога на прибыль предприятий составляет 19 %. Ее понижение осуществляется в рамках общей либерализации налого­вых ста­вок в соответствии с пунктом 10 ­подраздела 4 Переходных положений НК Ук­раины, который пре­дус­матри­вает поэтапное по­нижение ставки налога на прибыль предприятий с 23 % (в 2011 году) до 16 % (с 2014 года).

Также с начала года вступили в силу льготные системы налогообложения для ІТ-индустрии, которые предусматривают уплату налога на прибыль по ставке 5 %, а для субъектов хозяйственной деятельности, которые реализуют инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, по ставке 0 %.

Однако, стоить отметить, что введение указанных выше льготных систем налогообложения сопровождается уже традиционной неготовностью подзаконных нормативно-правовых актов к законодательным изменениям. В частности, Министерство финансов Украины так и не успело до начала года утвердить форму заявления о регистрации субъекта индустрии программной продукции, который применяет особенности налогообложения, а Кабинет Минист­ров Украины, в свою очередь, не успел создать специальный орган в сфере предоставления государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности и установить порядок отбора и регистрации инвестиционных проектов.

Но наиболее значимое изменение относительно налога на прибыль — это введение авансового порядка его уплаты. Плательщики налога ежемесячно уплачивают авансовый взнос в сумме не менее 1/12 начисленной к уплате суммы за предыдущий год. При этом налоговая декларация подается за годовой отчетный период. Освобождаются от уплаты авансовых взносов новосозданные предприятия, неприбыльные организации и организации, доходы которых за предыдущий год не превысили 10 млн грн.

Если плательщик по результатам первого квартала отчетного налогового года не получил прибыль либо оказался в убытке, он имеет право подать налоговую декларацию и финансовую отчетность за первый квартал. В таком случае он освобождается от уплаты авансовых платежей до конца года, а налоговые обязательства определяет в обычном порядке.

Уже сейчас можно указать на некоторую несогласованность новой модели относительно сроков уплаты авансовых платежей. Так, в соответствии с пунктом 57.1 статьи 57 НК Украины они уплачиваются в порядке и сроки, предусмотренные для месячного налогового периода. Согласно нормам этой же статьи, налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить сумму налогового обязательства, указанную в декларации, на протяжении 10 календарных дней, наступающих за последним днем соответствующего граничного срока, предусмотренного НК Украины. Для месячного отчетного периода — 20 дней за последним днем отчетного месяца, подпункт 49.18.1 пункта 49.18 статьи 49 Кодекса. В то же время, согласно абзацу 4 пункта 57.1 статьи 57 НК Украины, авансовый платеж осуществляется вообще без подачи декларации. В связи с этим нет четкости относительно сроков уплаты.

Обычные цены

Еще одной новацией является учет в отчетности плательщиков налога на прибыль предприятий налоговых разниц, то есть разниц, возникающих между оценкой и критериями определения доходов, затрат, активов и обязательств по правилам бухгалтерского и налогового учета. Нововведение призвано стать еще одним этапом унификации налогового и бухгалтерского учета.

Также с начала года вступила в силу статья 39 НК Украины относительно методов определения обычных цен, которая пришла на смену пункту 1.20 статьи 1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий».

Как и до этого, обычная цена на товары, работы и услуги совпадает с договорной, если не будет доказано иное, в том числе, если обычную цену невозможно будет установить. Однако бремя доказывания факта соответствия договорной и обычной цены возлагается на налоговый орган. Он, в свою очередь, может обратиться к плательщику за обоснованием договорной цены, однако последний имеет право не предоставлять такое обоснование, сославшись на то, что обязанность по доказыванию лежит на налоговом органе.

Приятным для плательщиков является то обстоятельство, что в случае отклонения договорных цен от обычных менее чем на 20 %, нет оснований для доначисления соответствующих сумм налога.

Кроме того, статья 39 НК Украины содержит детальное описание методов определения обычной цены, а также случаи, когда ее применение является обязательным (операции со связанными лицами, бартерные операции, операции с плательщиками, пребывающими на специальных режимах налогообложения). Перечень не является исчерпывающим, посему обычные цены могут применяться и в других случаях, установленных законом, например, при налогообложении НДС (статья 188 НК Украины).

Статья 39 НК Украины также определила, что может быть использовано в качестве официальных источников информации для определения обычных цен. И если отнесение к ним статистических данных или цен специализированных аукционов не вызывает нареканий, то вот включение в этот перечень справочных цен специализированных коммерческих изданий и публикаций, в том числе электронных и других баз данных, согласно подпункту 39.11.3 пункта 39.11 статьи 39 НК Украины, вызывает некоторые сомнения, поскольку можно спрогнозировать, что налоговые органы будут использовать любые публичные базы данных (например, для цен на недвижимое имущество цены риелтерских агентств) совсем не беспокоясь, насколько они отвечают требованиям «официального источника информации».

С начала года под налогообложение НДС вновь попали операции по поставке товаров и услуг, ввозимых на таможенную территорию Украины в рамках инициативы «Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения» за счет международной технической помощи стран Большой восьмерки, и операции по поставке (в том числе ввоз на территорию Украины) автомобилей скорой помощи, предназначенных для использования учреждениями здравоохранения и оплата которых осуществляется за счет средств государственного или местного бюджета или по заказу распорядителей бюджетных средств. Зато от НДС освободили операции по поставке программной продукции.

Субъекты хозяйственной деятельности, которые реализуют инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики, при осуществлении операций по ввозу на таможенную территорию Украины оборудования и комплектующих к нему, при условии, что такие товары не являются подакцизными, были изготовлены не более трех лет назад (с момента государственной регистрации инвестиционного проекта), не были в использовании, не производятся и не имеют аналогов на Украине, с 1 января с.г. могут по собственному желанию выдавать таможенному органу налоговый вексель на сумму налогового обязательства по НДС со сроком его погашения в течение 60 календарных дней от даты его выдачи.

Движимое и недвижимое

Также с 1 января с.г. наконец-то вступил в силу налог на недвижимое имущество, которое отличается от земельного участка.

Плательщиками этого налога являются физические и юридические лица — собственники объектов жилой недвижимости, в том числе и нерезиденты.

Сумма налога определяется путем умножения ставки налога на базу налогообложения, а именно: на жилую площадь объекта налогообложения. Указанные ставки будут устанавливаться местными властями за 1 м2 жилого помещения и не могут превышать: для квартир площадью до 240 м2 и жилых домов площадью до 500 м2 — 1 % размера минимальной заработной платы, установленной на 1 января налогового года; а для квартир площадью свыше 240 м2 и для жилых домов площадью свыше 500 м2 — 2,7 % минимальной зарплаты на ту же дату.

В отличие от юридических лиц, физические лица могут воспользоваться льготой, предусмотренной подпунктом 265.4.1 пункта 265.4 статьи 265 НК Ук­раины, которая предоставляет возможность уменьшить базу налогообложения для квартир на 120 м2, а для жилых домов — на 250 м2. Льгота предоставляется только на один объект, которым по умолчанию считается жилое помещение, в котором собственник зарегистрирован (прописан), но по решению налогоплательщика она может быть применена и к другому объекту.

По поводу введения и порядка администрирования такого налога в свое время было множество дискуссий, в частности, под критику подпадали как объект налогообложения в виде исключительно жилых помещений, так и привязка ставки налога к минимальной зарплате, а не к рыночный стоимости недвижимости.

Нововведения, вступившие в силу с 1 января с.г., затронули и налог на доходы физических лиц, в частности, предусмотренный подпунктом 165.1.24 пункта 165.1 статьи 165 НК Украины порядок невключения в налогооблагаемый доход с доходов от продажи физическим лицом собственной сельскохозяйственной продукции. Так, с начала января для получения льготы введено ограничение в размере двух гектаров на использование земельного участка для личного крестьянского хозяйства или земельных участков (паев). Кроме того, если сумма дохода от продажи собственной продукции животноводства групп 1—5, 15, 16 та 41 УКТ ВЭД не превышает 100 минимальных зарплат, для освобождения от налогообложения этим группам не нужно получать справку о наличии земельных участков.

Позитивным моментом новой редакции указанной нормы для собственника сельскохозяйственной продукции, владеющего земельными долями (паями), выделенными в натуре (на местности), однако не использует их (сдает в аренду или не обслуживает), стала возможность не включать в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход прибыль от продажи такой продукции.

Для использования этой налоговой льготы собственник сельскохозяйственной продукции при ее продаже должен предоставить налоговому агенту копию справки о наличии земельных участков, которая выдается органами местного самоуправления по месту проживания собственника и оригинал которой он должен хранить на протяжении срока исковой давности с момента окончания действия справки.

Также с начала года введен новый порядок налогообложения дохода от продажи движимого имущества. Так, доход от продажи (обмена) объекта движимого имущества (кроме легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов) определяется исходя из цены, указанной в договоре купли-продажи (мены), но не ниже оценочной стоимости такого объекта, определенной согласно закону. Доход от продажи (обмена) легкового автомобиля, мотоцикла, мопеда определяется не ниже среднерыночной стоимости соответствующего транспортного средства или не ниже его оценочной стоимости, определенной по закону (по выбору плательщика налога).

С 1 января экологический налог уплачивается в размере 75 % от ставок, предусмотренных статьями 243—246 НК Ук­раины.

В связи с уточнением понятия «размещение отходов», предусмотренного под­пунктом 14.1.223 пункта 14.1 статьи 14 НК Украины, поставлена «точка» в споре между налогоплательщиками и налоговыми органами в определении объекта налогообложения экологическим налогом, под который теперь подпадает исключительно постоянное (окончательное) размещение отходов.

Бумажные ценности

Также с 3 января с.г. вступил в силу новый порядок налогообложения ценных бумаг (ЦБ). В частности, налогоплательщики определяют финансовый результат по операциям с ЦБ, находящимся в обращении на фондовой бирже, от финансового результата по операциям с другими ЦБ. Убытки от операций с ЦБ, которые не находятся в обращении на фондовой бирже, переносятся на последующие периоды, но не более чем на три года с момента их возникновения. Доходы от операций с биржевыми ЦБ не уменьшаются на сумму убытков от операций с небиржевыми ЦБ, и наоборот.

Отрицательный финансовый результат от операций с ЦБ, который сформировался по состоянию на 1 января с.г., учитывается в уменьшение дохода за один год в объеме не более 25 % от его суммы, но до полного погашения.

Кроме того, с 3 января с.г. введен акциз на операции по отчуждению ЦБ и операции с деривативами, плательщиками которого являются физические и юридические лица, осуществляющие операции по продаже, обмену или отчуждению ценных бумаг (кроме операций по размещению, погашению, выкупу, конвертации, повторной продажи эмитентом или в результате осуществления взноса в уставный капитал). Не являются плательщиками особого налога на указанные операции государственные учреждения и организации — не субъекты предпринимательской деятельности.

Ставки акцизов установлены на уровне 0 % договорной стоимости ЦБ на операции с ЦБ и деривативами, совершаемые на бирже, и от 0,1 % до 3 % для ЦБ, продажа которых будет осуществляться вне биржи. Налоговыми агентами выступают торговцы ЦБ и эмитенты ЦБ инвестиционных фондов открытого типа.

ФОРСЮК Вита — заместитель руководителя практики налогового права ЮК Jurimex, г. Киев


Мнения

Ставка в зависимости

Виктория ДЕЙНЕКА,
партнер ЮФ ConstructiveLawyers

Законодатель в пункте 265.5 статьи 265 НК Украины установил, что ставка налога на недвижимое имущество зависит от размера минимальной заработной платы, которая действует по состоянию на 1 января отчетного налогового года. Таким образом, ставка налога привязывается к доходу физического лица в виде заработной платы, минимальный размер которой устанавливается на государственном уровне и меняется каждый год.

Ставка налога на прибыль тоже зависит от дохода, который возникает в результате какой-то деятельности. Это логично как с экономической точки зрения, так и с юридической. Что касается налога на недвижимое имущество, такой его расчет для плательщиков — физических лиц еще в какой-то степени обоснован, поскольку, согласно нормам НК Украины, одним из видов доходов физического лица является заработная плата, как следствие — с нее уплачивается указанный налог.

А вот относительно плательщиков — юридических лиц логики нет вообще. Почему законодатель привязывает расчет ставки налога на недвижимость к доходу (минимальной заработной плате) физического лица? Делаем вывод, что законодатель об этом не думал.

Экономически обоснованно привязывать ставку налога на недвижимое имущество к рыночной стоимости такой недвижимости, то есть к цене товара. Соответственно, чем дороже недвижимость, тем больше сумма налога. Более того, согласно подпункту 265.3.1 пункта 265.3 статьи 265 НК Украины, базой налогообложения является жилищная площадь объекта жилой недвижимости, как следствие — с юридической точки зрения ставка налога должна обусловливаться стоимостью такой жилой площади.

В согласии с ГНС

Елена ПУЩЕНСКАЯ,
адвокат, старший юрист, руководитель налоговой практики ЮФ «АНК»

Позитивным нововведением является принцип определения обычной цены путем последовательности применения установленных методов, каждый из которых может быть задействован лишь тогда, когда обычную цену невозможно определить по предыдущему. Напомним, что таких методов пять: сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продажи), цены перепродажи, «расходы плюс», распределения прибыли, чистой прибыли.

Еще одной отличительной чертой новой нормы является возможность для крупных налогоплательщиков согласовывать свои цены с налоговым органом путем заключения договора о ценообразовании для целей налогообложения. Процеду­ра заключения описана в Порядке, утвержденном постановлением Кабинета Мини­ст­ров Укра­ины № 787 от 22 августа 2012 года. Не­га­ти­вом является то, что налоговая будет согласовывать метод определения обычной цены и получит доступ к наработкам предприятия по обоснованию ее уровня, а также к планируемым операциям, налогообложение которых осуществляется на уровне обычной цены.

Относительно использования налоговой справочных цен коммерческих изданий можем отметить, что и ранее в практике участия в судебных спорах мы сталкивались с использованием ею прайс-листов на нужные группы товаров при определении обычной цены.


Комментарии

Налоговый абсурд

Наталья КУРИЛЕНКО,
руководитель налоговой практики АК «Соколовский и Партнеры»

Идея внедрения учета налоговых разниц состоит в создании правил (методики), с помощью которых на основании данных бухгалтерского учета можно будет достаточно быстро и без особых усилий рассчитать налог на прибыль. Как известно, правила ведения учета по этому налогу по своему объему не уступают правилам ведения бухгалтерского учета. Поэтому логичным было бы ожидать упрощения от новой «прогрессивной» методики расчета налога на прибыль как для его плательщиков, так и для проверяющих лиц.

Абсурдность реализации указанной идеи состоит в том, что теперь существуют два вида учета по определению налога на прибыль, которые одним необходимо вести, а другим — проверять. Более того, Положение бухгалтерского учета «Налоговые разницы» устанавливает, что информация о налоговых разницах должна накапливаться в регистрах бухгалтерского учета или другим способом (каким именно, не сказано!). Но эти регистры предназначены для обобщения информации из первичных документов, фиксирующих и подтверждающих хозяйственные операции. Положение не вносит ясности о способе ведения нового учета и явно ухудшает имеющуюся неопределенность.

Таким образом, говорить о какой-либо унификации просто не приходится.

Очевидная логика

Ярослав АБРАМОВ,
старший юрист МЮФ Integrites

Статья 265 НК Украины предусма­тривает несколь­ко более сложную льготу: если плательщиком является физическое лицо (и только в таком случае), то база налогообложения уменьшается на 120 м2 для квартиры и 250 м2 для жилого дома применительно к одному объекту (даже если его площадь меньше «льготной»).

В части корректности привязки ставки налога стоит отметить, что в НК Укра­ины заложен общий принцип, согласно которому льготы и штрафные санкции (пункт 169.1 статьи 169 и пункт 5 подраздела 1 раздела ХХ соответственно) привязываются к «налоговой социальной льготе», которая установлена на уровне прожиточного минимума для работоспособного лица (до 1 января 2015 года налоговая социальная льгота равна 50 % прожиточного минимума для работоспособного лица по состоянию на 1 января соответствующего отчетного года). Есть также обобщения судебной практики, предписывающие рассчитывать размер налоговой социальной льготы отдельно для каждого периода, в котором меняется размер прожиточного минимума. Проще говоря, колебания ставки налога жестко привязаны к изменению установленного в госбюджете прожиточного минимума, который должен определяться состоянием экономики Украины. Таким образом, логика законодателя очевидна — есть источник наполнения бюджета и он привязан к факторам, которыми определяется бюджет.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Документы и аналитика

Соглашение о примирении

Акцент

Школа ценностей

Государство и юристы

Новости законотворчества

Оппозиционеры требуют публичности судей

Урегулированы вопросы обеспечения всеукраинского референдума

Новая антикоррупционная инициатива правительства

Государство и юристы

Все — в норму

Документы и аналитика

Трудности перехода

Книжная полка

Взять на обеспечение

Неделя права

Новости из-за рубежа

Тайны раскроют

Неделя права

29 марта пройдет Съезд нотариусов

Неделя права

Новости из-за рубежа

Королевские изменения

Неделя права

Как уничтожить печать

Арбитражных управляющих освидетельствуют

Арбитражная «рулетка»

Письма с подтверждениями

Новости из зала суда

Судебная практика

Приговор по делу В. Волги оставлен в силе

Представитель «Фотомаг» не имел права передавать знак

Новости юридических фирм

Частная практика

Д. Миргородский принял участие в круглом столе о функционировании судов

ЮФ Sayenko Kharenko — юридический советник Группы Cookson по корпоративной реструктуризации

Розничная сеть «АТБ-маркет» продолжает осваивать китайское финансирование

МПЦ EUCON сопровождает нового польского инвестора на Украине

ЮФ «Лавринович и Партнеры» консультирует Universal Bank в новом деле

ЮК Jurimex консультирует Укравтодор

Отрасли практики

Налог «Новогодний»

На форс-мажорной ноте

Суть идет

Данным отвели срок

Рабочий график

Финальное заседание

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Не позаимствовали часть

Нотариус не виновен

От договора не освобождены

Самое важное

Налог для профи

Евросудный день

Распределение рулей

Верховные советы

Судебная практика

Обвинительный падеж

Ответственность в лицах

Судебная практика

Судебные решения

Замена арендатора земельного участка возможна только с согласия арендодателя

Судебная практика

Объединение усилят

Судебная практика

Судебные решения

Резидент, выплачивая нерезиденту штрафные санкции, обязан удержать налог на доходы

Судебная практика

Проблемный круг служителей Фемиды

Точное приземление

Судебная практика

Судебные решения

Санкции за несоздание рабочих мест для инвалидов на предприятиях ТЭК подлежат взысканию на общих основаниях

Тема номера

Недвижимое преимущество

Заключительные пожелания

Арендный ряд

На ошибках мучатся

Частная практика

Заступились за защитника

Законная работа

Вещный зов

Центр в столице

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» выступила советником синдиката банков в связи с предоставлением «Кернел-Трейд» кредитной линии

Юридический форум

Оригинальный обход

Інші новини

PRAVO.UA