Кабинет Министров Украины предлагает применять меры уголовно-правового характера в отношении юридических лиц, совершивших коррупционное правонарушение. Соответствующий проект закона был одобрен на заседании правительства 16 января с.г.
Законопроектом предлагается внести изменения в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Украины, а также законы «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» и «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве».
Изменениями в УПК Украины предлагается определить порядок производства в отношении юридического лица, которое будет осуществляться одновременно с уголовным производством в отношении физических лиц, от имени и в интересах этого юридического лица совершивших преступление. К юридическим лицам, согласно законопроекту, смогут применять такие меры уголовно-правового характера, как штраф, запрет заниматься определенным видом деятельности, конфискация имущества, ликвидация.
В свою очередь, изменениями в Закон Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» предлагается отнести юридических лиц к числу субъектов ответственности за коррупционные правонарушения, а изменениями в Закон Украины «Об обеспечении безопасности лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве» — предоставить право представителю юридического лица, в отношении которого начато производство, на обеспечение безопасности.
Закон Украины «Об ответственности юрлиц за совершение коррупционных правонарушений» был принят еще в 2009 году в составе «антикоррупционного пакета», но отменен законом от 21 декабря 2010 года. Он действовал 5 дней (1—5 января 2011 года).
Отметим, что введение уголовной ответственности юридических лиц прямо предусмотрено рядом международных конвенций, участницей которых является Украина, в частности, Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции и Уголовной конвенции о борьбе с коррупцией.
В мировой практике ныне сложились три базовые модели правового регулирования института уголовной ответственности юридических лиц. Так, в Германии, Италии, Швеции существует лишь админответственность юрлиц, причастных к совершению преступления. Это своего рода «квазиуголовная ответственность». Для правовых систем стран общего права (Англия, Шотландия, Ирландия, США, Канада, Австралия, государства — бывшие английские колонии) и для ряда стран, принадлежащих к романо-германской семье права (Австрия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Португалия, Франция, Финляндия и др.) характерна модель, согласно которой юридическое лицо наряду с физическим лицом рассматривается в качестве самостоятельного субъекта преступления. Для компании в этом случае могут действовать как некоторые или все уголовно-правовые запреты, предусмотренные для физических лиц, так и специальные нормы, предусматривающие уголовную ответственность исключительно для юридических лиц. Корпорации в этом случае могут нести уголовную ответственность как наряду с физическими лицами, так и самостоятельно. В таком виде институт уголовной ответственности юрлиц инкорпорирован в Грузии, Литве, Молдове и Эстонии.
Третья модель в большей мере учитывает принцип виновной ответственности лица за совершение преступления и основывается на признании физического лица единственно возможным субъектом преступления. В случае же участия юридического лица в преступлении, совершаемом физическим лицом в его интересах, юридическое лицо наряду с физическим лицом подвергается уголовно-правовому воздействию. Эта модель действует в Австрии, Албании, Испании, Латвии, Мексике, Перу, Турции, Швейцарии. Именно такой вариант предлагается внедрить и на Украине.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…