В исключительных случаях аттестация при увольнении из органов внутренних дел Украины, а соответственно и налоговой милиции, может проводиться независимо от даты последней аттестации
18 марта 2014 года коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в порядке письменного производства дело по иску гр-на Б. к Государственной налоговой администрации в Тернопольской области (ГНА) о признании недействительными распоряжения и приказа, обязательстве совершить определенные действия, установила следующее.
В октябре 2009 года гр-н Б. обратился в суд с иском, в котором просил признать незаконными и отменить: распоряжение ГНА от 20 августа 2009 года № * о проведении внеочередной аттестации сотрудников главного отдела налоговой милиции Тернопольской объединенной государственной налоговой инспекции (распоряжение ОГНИ соответственно), приказ ГНА от 16 сентября 2009 года № ** (приказ) о его увольнении в запас на основании подпункта «д» пункта 64 Положения о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украинской ССР от 29 июля 1991 года № 114, в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений (Положение), по причине служебного несоответствия. Также гр-н Б. просил восстановить его в должности оперуполномоченного отделения по борьбе с незаконным оборотом подакцизных товаров оперативного отдела главного отдела налоговой милиции ОГНИ и взыскать с ответчика в его пользу средний заработок за время вынужденного прогула.
В обоснование иска сослался на то, что в мае 2009 года, работая на предыдущей должности, он прошел аттестацию и повторной аттестации, проводимой фактически через три месяца после последней, не подлежал. Таким образом, аттестация была назначена вопреки пункту 48 Положения и пункту 4.10 Инструкции о порядке проведения аттестации личного состава органов внутренних дел Украины, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Украины от 22 марта 2005 года № 181, в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений (Инструкция), а поэтому обжалуемые распоряжение о проведении внеочередной аттестации и приказ, изданный по ее результатам, являются незаконными. Кроме изложенного, гр-н Б. сослался на нарушение ГНА положений статьи 47 Кодекса законов о труде Украины.
Тернопольский окружной административный суд постановлением от 19 ноября 2009 года, оставленным без изменений определением Львовского апелляционного административного суда от 17 мая 2010 года, в удовлетворении исковых требований отказал.
Высший административный суд Украины определением от 14 февраля 2013 года решения судов предыдущих инстанций оставил без изменений, придя к выводу, что внеочередная аттестация гр-на Б. проведена с соблюдением требований пункта 48 Положения, а поэтому увольнение истца по результатам аттестации по причине служебного несоответствия на основании подпункта «д» пункта 64 Положения осуществлено правомерно.
В заявлении о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины гр-н Б., ссылаясь на неодинаковое применение кассационным судом в подобных правоотношениях пункта 48 Положения, просит отменить определение Высшего административного суда Украины от 14 февраля 2013 года и принять новое судебное решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование заявления прилагается определение Высшего административного суда Украины от 9 июля 2013 года (К-22649/10) по делу по иску гр-на Ш. к ГНА об отмене распоряжения и приказа, восстановлении в должности и взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, в котором кассационный суд с учетом того, что аттестация проведена с нарушением сроков, установленных пунктом 48 Положения (раньше, чем через год после проведения последней аттестации), пришел к выводу о незаконности увольнения истца по результатам такой аттестации.
Устраняя разногласия в применении кассационным судом одних и тех же норм материального права, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона Украины «О государственной налоговой службе на Украине» от 14 декабря 1990 года № 509-XII (действующего на момент возникновения спорных отношений) лица начальствующего состава налоговой милиции проходят службу в порядке, установленном законодательством для лиц начальствующего состава органов внутренних дел.
Порядок прохождения службы лицами начальствующего состава органов внутренних дел определяет Положение, абзацем 1 пункта 47 которого установлено, что с целью усовершенствования деятельности органов внутренних дел, повышения эффективности их работы, улучшения подбора, расстановки и воспитания кадров, стимулирования повышения квалификации, инициативности, творческой активности и ответственности работников за порученное дело проводится аттестация лиц рядового и начальствующего состава. При этом всесторонне оцениваются их деловые, профессиональные, моральные и личные качества, уровень культуры и способность работать с людьми, делаются выводы о соответствии занимаемой должности и даются рекомендации относительно дальнейшей службы.
В соответствии с пунктом 48 Положения аттестация лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава производится на каждой из занимаемых должностей через четыре года, а также при назначении на высшую должность, перемещении на нижестоящую должность и увольнении из органов внутренних дел, если перемещение по службе или увольнение производится по истечении года со дня последней аттестации, а в исключительных случаях — независимо от этого срока.
Аналогичное правило содержит и подпункт 1.4 пункта 1 Инструкции, утвержденной во исполнение пунктов 47, 48 Положения, согласно которому аттестация лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава производится: на каждой из занимаемых должностей — через четыре года; при назначении на высшую должность, перемещении на нижестоящую должность и увольнении из органов внутренних дел, если перемещение по службе или увольнение производится по истечении года со дня последней аттестации, а в исключительных случаях (в частности, при сокращении штатов или реорганизации органов внутренних дел Украины) — независимо от этого срока.
Учитывая изложенное, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины пришла к выводу, что в исключительных случаях аттестация при увольнении из органов внутренних дел Украины может проводиться независимо от даты проведения последней аттестации. Подпункт 1.4 пункта 1 Инструкции не содержит исчерпывающего перечня исключительных случаев, при которых аттестация проводится независимо от истечения годичного срока со дня последней аттестации. К таким случаям можно отнести и установленные в ходе служебного расследования за период службы после проведения предыдущей аттестации обстоятельства, которые вызвали необходимость в проверке соответствия лица занимаемой должности.
Таким образом, решение суда кассационной инстанции по рассматриваемому делу о правомерности распоряжения о назначении внеочередной аттестации истца и приказа о его увольнении, изданного с целью реализации выводов такой аттестации по указанным в нем причинам, основывается на правильном применении норм материального права, а поэтому в удовлетворении заявления гр-на Б. следует отказать.
Руководствуясь статьями 241, 242, 244 Кодекса административного судопроизводства Украины, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины постановила:
— в удовлетворении заявления гр-на Б. отказать.
Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит, кроме случая, установленного пунктом 2 части 1 статьи 237 Кодекса административного судопроизводства Украины.
(Постановление Верховного Суда Украины от 18 марта 2014 года. Дело № 21-16а14. Председательствующий — Кривенко В.В. Судьи — Гусак Н.Б., Кривенда О.В., Маринченко В.Л., Панталиенко П.В., Прокопенко А.Б., Терлецкий А.А., Титов Ю.Г.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…