Оценивая деятельность морских портов Украины за период существования независимого государства Украина, можно выделить ряд проблем, значительно осложняющих их работу и требующих скорейшего решения. Одна из них — обеспечение портов земельными участками на законодательно определенных основаниях с последующим установлением юридически обоснованных механизмов платы за используемые ими земельные участки.
С правовой точки зрения эта проблема в первую очередь обусловлена двойственностью правового режима земельных участков, используемых морскими портами. В частности, такие земельные участки могут относиться как к землям водного фонда, так и к землям морского транспорта. Данное обстоятельство вызвало необходимость определения органов местного самоуправления или исполнительной власти, уполномоченных распоряжаться этими земельными участками в каждом конкретном случае. А если участки уже отведены, возникла необходимость оценки, не превысил ли орган местной власти свои полномочия в отношении предоставления земель, находящихся в составе земель морского порта, той или иной категории.
От правового режима зависят формы собственности и субъектный состав лиц, которым могут принадлежать земельные участки, расположенные в пределах территорий морских портов. Правовой режим таких земельных участков, определяемый с учетом категорий земель, к которым они относятся, и их целевого назначения, повлиял на условия и размеры платы за землю, не предполагая применения какого-либо единого подхода к землям морских портов в целом.
Довольно существенной для морских портов стала также проблема расширения их территорий за счет намывных земель (искусственно созданных участков), правовой статус которых до недавнего времени был не определен на законодательном уровне. А ввиду того, что на намывные территории не распространялось определение земельных участков по земельному законодательству Украины, плата за их использование не взималась.
Решение данных проблем требовало неотложных законодательных реформ, начало которым было положено со вступлением в силу 14 июня 2013 года Закона Украины «О морских портах Украины» (Закон о морских портах).
Законом о морских портах установлены общие положения, относящиеся к правовому режиму земель морских портов.
В частности, впервые на законодательном уровне дано определение искусственно созданного земельного участка, под которым следует понимать земельный участок, намытый, насыпанный, созданный с применением иных технологий в пределах акватории морского порта. Согласно Закону, данный участок относится к землям государственной собственности и может предоставляться в пользование, в том числе на условиях аренды. Искусственно созданные земельные участки относятся к землям водного фонда и предоставляются для строительства и эксплуатации объектов портовой инфраструктуры или иных объектов водного транспорта.
При этом неопределенным остался круг субъектов, уполномоченных предоставлять эти земельные участки в пользование. Согласно части 5 статьи 122 Земельного кодекса (ЗК) Украины, областные государственные администрации предоставляют земельные участки на их территории для всех нужд. Частью 8 указанной статьи ЗК Украины предусмотрено, что Кабинет Министров Украины предоставляет земельные участки дна территориального моря. Буквальная трактовка этой нормы дает основания полагать, что полномочия Кабинета Министров Украины на распоряжение искусственно созданными участками не распространяется. Однако способ создания этих земельных участков связан с намывом грунта на участках морского дна, что не исключает распространения полномочий Кабинета Министров Украины и на эти участки. Поэтому в условиях неопределенности вопрос установления органа, уполномоченного распоряжаться искусственно созданными земельными участками морских портов, требует дополнительного урегулирования.
Кроме того, определив искусственно созданные земельные участки объектом гражданских прав, законодатель фактически приравнял их к традиционным земельным участкам, отличительными чертами которых являются установленные права, обособленные границы, присвоенные кадастровые номера. Вместе с тем с учетом специфики создания искусственных участков, а именно — путем намыва морского дна, в юридической общественности активно обсуждается вопрос об определении на законодательном уровне исключения о неперенесении в натуру (на местность) границ таких участков традиционным способом и присвоении им кадастровых номеров без закрепления границ межевыми знаками. На этапе предоставления таких земельных участков в пользование не применима и традиционная процедура отвода, связанная с проведением землеустроительных работ, которые в случае намыва технически невозможны. Поэтому в отношении искусственных земельных участков на законодательном уровне должна быть предусмотрена альтернативная процедура, ограничивающаяся, например, получением разрешения на гидронамыв.
Отдельного правового регулирования требуют и вопросы оценки искусственно созданных участков для целей налогообложения, ведь в отличие от земли как природного ресурса искусственное создание земельных участков требует определенных капиталовложений, которые должны учитываться при проведении нормативной денежной оценки и дальнейшем определении условий арендной платы за такие земельные участки. Очевидно, изменений в этой части требует как законодательство об оценке земель, так и налоговое законодательство Украины.
Следует также отметить, что действующим земельным законодательством Украины предусмотрены определенные условия создания благоприятного режима водных объектов, в том числе вдоль морей, которые заключаются в установлении водоохранных зон, прибрежных защитных полос. Поэтому с целью сохранения благоприятного охранного режима вдоль морей, недопущения бесконтрольных искусственных вмешательств в такие водные объекты, как моря, на законодательном уровне также необходимо четко установить условия и ограничения искусственного намыва территорий.
С учетом очевидной необходимости дополнительного правового регулирования вопросов формирования и использования искусственно созданных земельных участков Переходными положениями Закона о морских портах предусмотрена обязанность Кабинета Министров Украины в трехмесячный срок с момента вступления в силу Закона обеспечить подготовку и представление в Верховный Совет Украины законопроекта о внесении изменений в законодательные акты по комплексному урегулированию отношений, связанных с созданием на водных объектах искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений и/или их комплексного освоения в целях строительства.
Некоторые общие нормы Закона о морских портах касаются традиционных земельных участков, определяя, что земельные участки в пределах территории морских портов могут пребывать в государственной, коммунальной или частной собственности. Территория морского порта может состоять из земель морского транспорта, промышленности и водного фонда. Правовой режим каждой из этих категорий земель определяется Земельным кодексом Украины. Границы морских портов устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Сегодня законопроект о внесении изменений в законодательные акты по комплексному урегулированию отношений, связанных с созданием на водных объектах искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений и/или их комплексного освоения в целях строительства, находится в стадии разработки. Надеемся, что итоговый законопроект по данному вопросу будет содержать наиболее рациональные предложения специалистов в сфере морского и земельного права по урегулированию специфики земельных отношений в морских портах.
Отметим, что в усовершенствовании правового регулирования нуждаются и земельные правоотношения по использованию традиционных земельных участков разных категорий, находящихся в составе морских портов. Очевидно, этим вопросам будет посвящен следующий этап реформирования данной сферы общественных отношений.
ЛУКОМСКИЙ Павел — партнер ЮФ «Салком», Международная ассоциация «Сквайр Сандерс — Салком», г. Киев,
САВРУК София — юрист ЮФ «Салком», Международная ассоциация «Сквайр Сандерс — Салком», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…