Военнослужащий, который является инвалидом, и его инвалидность связана с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, имеет право на дополнительную пенсию на основании Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», назначение (перерасчет) которой осуществляют главные управления Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе
25 марта 2014 года коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску гр-на С. к Главному управлению Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым (ГУ ПФУ, ПФУ соответственно) о перерасчете пенсии лицу, пострадавшему вследствие Чернобыльской катастрофы, установила следующее.
В июне 2011 года гр-н С. обратился в суд с иском, в котором просил признать противоправным отказ ГУ ПФУ перечислить ему государственную и дополнительную пенсии в размерах, установленных статьями 50, 54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28 февраля 1991 года № 796-XII в редакции, действующей на момент возникновения спорных отношений, и обязать ответчика произвести перерасчет пенсий за период с 22 мая 2008 года до момента предъявления иска и взыскать сумму разницы с учетом индекса инфляции.
Обосновывая исковые требования, истец сослался на то, что находится на учете в ГУ ПФУ. Согласно удостоверению от 12 марта 2003 года серии * № **, он имеет статус участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1 категории, является инвалидом III группы, в отношении которого установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой. Указанные обстоятельства, по мнению истца, дают основания для осуществления перерасчета основной и дополнительной пенсий, которые он получает в соответствии с требованиями статей 50, 54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы». Поскольку ответчик письмом от 11 мая 2011 года № *** отказал ему в осуществлении перерасчета пенсий, истец обратился за защитой своих прав в суд.
Железнодорожный районный суд г. Симферополя Автономной Республики Крым определением от 21 октября 2011 года исковые требования гр-на С. о признании противоправными действий ответчика, обязательстве произвести перерасчет пенсий и взыскании суммы за период с 22 мая 2008 года по 5 декабря 2010 года оставил без рассмотрения в связи с пропуском срока обращения в административный суд.
Этот же суд постановлением от 21 октября 2011 года исковые требования удовлетворил частично: обязал ГУ ПФУ произвести гр-ну С. с 6 декабря 2010 года перерасчет основной пенсии исходя из шести минимальных пенсий по возрасту и дополнительной пенсии исходя из 50 % минимальной пенсии по возрасту, рассчитанной в соответствии с прожиточным минимумом, установленным законами Украины в определенный период для нетрудоспособных лиц, и выплатить разницу между начисленными и фактически выплаченными за время пересчета суммами. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
Севастопольский апелляционный административный суд постановлением от 3 апреля 2013 года, оставленным без изменений определением Высшего административного суда Украины от 31 октября 2013 года, постановление Железнодорожного районного суда г. Симферополя Автономной Республики Крым от 21 октября 2011 года отменил и принял новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказал.
Апелляционный суд, с выводами которого согласился и Высший административный суд Украины, отметил, что в соответствии с возложенными на ответчика функциями и задачами ГУ ПФУ не осуществляет назначение и выплату пенсий лицам, которые имеют право на них согласно Закону Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы». Таким образом, действия ответчика относительно отказа истцу в осуществлении пересчета государственной и дополнительной пенсий на основании настоящего Закона являются правомерными.
В заявлении о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины на основании, предусмотренном пунктом 1 части 1 статьи 237 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины, гр-н С., ссылаясь на неодинаковое применение статьи 50 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», просит определение Высшего административного суда Украины от 31 октября 2013 года отменить и направить дело на новое кассационное рассмотрение.
В подтверждение неодинакового применения судом кассационной инстанции одной и той же нормы права заявитель предоставил определение Высшего административного суда Украины от 13 декабря 2012 года (дело № К/9991/9706/12), в котором кассационный суд по результатам рассмотрения подобных отношений пришел к противоположному выводу, указав на неправомерность действий управления ПФУ в отношении отказа лицу, имеющему право на пенсию по Закону Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» от 9 апреля 1992 года № 2262-XII и пострадавшему в результате Чернобыльской катастрофы, в осуществлении пересчета дополнительной пенсии в соответствии с положениями статьи 50 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».
Устраняя разногласия в применении указанной нормы Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины исходит из следующего.
Закон Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 года № 1788-XII определяет следующие виды государственных пенсий: трудовые пенсии по возрасту, по инвалидности, в случае потери кормильца и за выслугу лет (статья 2 этого Закона). При этом данный Закон дает лицам право выбора пенсии. Так, в соответствии со статьей 6 Закона лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору, за исключением пенсий инвалидам вследствие ранения, контузии или увечья, которые они получили при защите Родины или при исполнении других обязанностей военной службы, или вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте или выполнением интернационального долга.
Военнослужащие относятся к категории лиц, имеющих право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц».
Статьей 11 указанного Закона установлено, что условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц, имеющих право на пенсию по настоящему Закону, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, определяются Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» и настоящим Законом.
Положения Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» направлены на защиту граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, и решение связанных с ней проблем медицинского и социального характера, возникших вследствие радиоактивного загрязнения территории.
Пенсии лицам, которые относятся к категориям 1, 2, 3, 4, устанавливаются в виде: а) государственной пенсии; б) дополнительной пенсии (статья 49 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы»).
Статьей 50 этого Закона предусмотрено, что лицам, относящимся к категории 1, которые являются инвалидами III группы, назначается ежемесячная дополнительная пенсия за вред, причиненный здоровью, в размере 50 % минимальной пенсии по возрасту.
Дополнительная пенсия, в частности за ущерб, нанесенный здоровью вследствие Чернобыльской катастрофы, выплачивается полностью, независимо от заработка, пенсии или иного дохода (статья 53 настоящего Закона).
Согласно Положению о главных управлениях Пенсионного фонда Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, утвержденному постановлением правления ПФУ от 27 июня 2002 года № 11-2 (в редакции постановления правления ПФУ от 25 февраля 2008 года № 5-5; зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 13 марта 2008 года под № 208/14899), и Порядку предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий согласно Закону Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», утвержденному постановлением правления ПФУ от 25 ноября 2005 года № 22-1 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 27 декабря 2005 года № 1566/11846), главные управления ПФУ в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе в соответствии с возложенными на них задачами осуществляют назначение (перерасчет) пенсий военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава и другим лицам (кроме военнослужащих срочной службы и членов их семей), имеющим право на пенсию согласно Закону Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц».
Анализируя изложенные нормы права, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины пришла к выводу, что военнослужащий, который является инвалидом и его инвалидность связана с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС, имеет право на дополнительную пенсию на основании Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», назначение (перерасчет) которой осуществляют главные управления ПФУ в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.
По рассматриваемому делу суды установили, что истец является военнослужащим, имеет статус участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1 категории и является инвалидом III группы, состоит на учете в ГУ ПФУ и получает государственную пенсию (за выслугу лет) согласно Закону Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», а потому имеет право на получение дополнительной пенсии в соответствии со статьей 50 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», при этом обязанность по ее назначению (перерасчету) и выплате возложена на ГУ ПФУ.
Таким образом, вывод кассационного суда по рассматриваемому делу основывается на неправильном применении норм материального права, а потому определение Высшего административного суда Украины от 31 октября 2013 года подлежит отмене, а дело — направлению на новое кассационное рассмотрение.
Руководствуясь статьями 241–243 КАС Украины, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины постановила:
— заявление гр-на С. удовлетворить;
— определение Высшего административного суда Украины от 31 октября 2013 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции.
Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит, кроме случая, установленного пунктом 2 части 1 статьи 237 КАС Украины.
(Постановление Верховного Суда Украины от 25 марта 2014 года. Дело № 21-487а13. Председательствующий — Кривенко В.В. Судьи — Гусак Н.Б., Маринченко В.Л., Панталиенко П.В., Прокопенко А.Б., Терлецкий А.А., Титов Ю.Г.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…