Каждый из руководителей Государственной таможенной службы Украины в свое время инициировал предоставление этому ведомству полномочий по проведению оперативно-розыскной деятельности и досудебного следствия. Но безуспешно. Полномочия Гостаможслужбы в сфере уголовного процесса по-прежнему ограничиваются проведением дознания.
Аргументы таможенников хорошо известны и фактически неизменны. Именно таможенники выявляют большинство случаев контрабанды (основного состава преступления в сфере компетенции службы). Предоставление статуса следственного органа позволит таможенникам наладить сотрудничество с иностранными коллегами, которые (имея статус правоохранительного органа) могут сотрудничать только с «равноценным» органом; исчезнет промедление и бюрократическая волокита при межведомственной координации; поступления в бюджет со стороны следственного подразделения таможни многократно превысят доходы от его создания и функционирования. Создавать следственные подразделения предлагается в рамках штатной численности таможенных органов путем реорганизации существующих подразделений. Причем речь идет о мобильном подразделении в центральном аппарате, полномочия которого будут распространяться на всю территорию Украины.
Не менее убедительна и позиция их оппонентов: Гостаможслужба является в первую очередь фискальным органом, предоставление ей права проводить досудебное следствие будет противоречить понятию «таможенные органы» и установленным Таможенным кодексом задачам их создания, предназначения и деятельности; создание небольшого подразделения нецелесообразно ввиду несоблюдения нормативов нагрузки на сотрудников правоохранительных органов, кроме того, дополнительно должны создаваться обеспечительные службы, что нецелесообразно из-за значительных бюджетных расходов; нарушится баланс правоохранительных органов и возникнет необоснованная конкуренция между ними; предложение противоречит Программе борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил, предусматривающей частичную декриминализацию контрабанды. А статистика деятельности таможенных органов в рамках существующих полномочий свидетельствует об их недостаточной эффективности, и расширение полномочий вряд ли существенно повлияет на эффективность работы таможенников по пресечению случаев контрабанды.
Стоит упомянуть также и утвержденную Указом Президента Украины № 311 от 8 апреля 2008 года Концепцию реформирования уголовной юстиции Украины, не предусматривающую создание органа досудебного следствия в системе Таможенной службы Украины.
В парламенте VI созыва склоняются к мысли, что таможенникам следует предоставить желаемый статус — внесен соответствующий законопроект, проводятся круглые столы, обсуждения. Однако этот законопроект никоим образом не относится к числу первоочередных, и не исключено, что пока дело сдвинется с мертвой точки, лоббировать его принятие будет уже новый руководитель Гостаможслужбы Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…