Деятельность Конституционного Суда Украины (КСУ) на протяжении 2009 года была направлена на исполнение его главной задачи, определенной статьей 2 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины», а именно: гарантирование верховенства Конституции Украины как Основного Закона государства на всей территории Украины.
Всего было проведено 431 заседание КСУ (для сравнения: в 2008 году — 365), в том числе 367 пленарных (в 2008 году — 298).
Коллегиями судей КСУ проведены 117 заседаний, на которых рассматривались вопросы открытия конституционного производства по делам по конституционным представлениям и конституционным обращениям (в 2008 году — 72).
Всего в течение года в КСУ поступили и обработаны около 3,1 тысячи документов, из них 103 конституционных представления и 361 конституционное обращение.
Из 464 конституционных представлений и обращений были приняты к рассмотрению 119, или 25,6 % (в 2008 году — 38,9 %). Традиционно преобладающее количество возвратов приходится на конституционные обращения в связи с их ненадлежащим оформлением: 336 из 361, которые поступили в КСУ, или 93,1 %. К примеру, из 103 представлений были возвращены лишь 9, или 8,7 %, из них 4 — по причине их отзыва субъектом права на конституционное представление.
В целом КСУ в 2009 году рассмотрел 99 дел, из них приняты решения по сути по 36 делам (2008 год — 29), по 21 делу было прекращено конституционное производство (2008 год — 35), а по 42 делам — приняты определения об отказе в открытии такого производства (2008 год — 35).
На протяжении 2009 года КСУ рассмотрел 26 дел о соответствии Конституции Украины законов и иных правовых актов и признал неконституционными нормы 19 законов Украины, 3-х других правовых актов Верховного Совета Украины и 5-ти актов Кабинета Министров Украины.
Главными основаниями для признания неконституционными положений таких правовых актов были:
1. Нарушение или ограничение гарантированных Основным Законом Украины прав и свобод человека и гражданина, в частности, права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также права на социальную защиту в случае прекращения трудового договора по соглашению сторон. Например, большое значение имело принятие Решения КСУ, которым признаны неконституционными положения законов, которыми с нарушением Конституции Украины был урегулирован порядок проведения выборов Президента Украины в 2010 году.
2. Превышение органами государственной власти своих конституционных полномочий, в том числе, Верховным Советом Украины относительно делегирования Кабинету Министров Украины полномочий определять отдельные элементы правового механизма регулирования ввозной пошлины, а также КМУ относительно установления предельных размеров пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан, отчуждения структурных подразделений государственных угледобывающих предприятий и отмены приказа Службы Безопасности Украины.
3. Нарушение конституционных положений и предписаний.
В частности, исходя из требований пункта 21 части 1 статьи 92 Основного Закона Украины, по которым организация и порядок деятельности органов законодательной, исполнительной, судебной власти и статус их должностных лиц определяется исключительно законом, КСУ признал неконституционным Регламент Верховного Совета Украины как принятый не в порядке, установленном статьей 94 Конституции Украины.
4. Несоблюдение установленной Конституцией Украины процедуры рассмотрения и принятия правовых актов или вступления их в силу.
На этих основаниях КСУ в 2009 году признал неконституционными ряд законов, принятых с преодолением вето Главы государства, которые должны были бы содержать даты их повторного принятия и подпись спикера, являющуюся свидетельством того, что содержание закона отвечает принятому парламентом.
Речь идет не о «формальных признаках», как утверждают представители определенных политических сил и, к сожалению, отдельные должностные лица парламента, а о соблюдении установленной статьей 94 Конституции Украины процедуры рассмотрения, принятия законов Украины или вступления их в силу.
5. Неприведение действующих законов в соответствие с положениями Конституции Украины, измененных согласно Закону Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины» от 8 декабря 2004 года № 2222-IV.
Общепризнанным является то, что внесение изменений в Конституцию Украины требует приведения законов и иных правовых актов в соответствие с ее новой редакцией, но и сегодня продолжают действовать акты, изданные на основании утративших силу положений. Например, положения законов Украины «О Конституционном Суде Украины» и «О судоустройстве Украины».
В текущем году единственным органом конституционной юрисдикции рассмотрены 10 дел об официальном толковании положений Конституции и законов Украины. Так, КСУ разъяснил, что право вносить законопроекты о внесении изменений в закон о Государственном бюджете Украины имеют все субъекты права законодательной инициативы; что увольнять с должности председателя Национального банка Украины парламент может лишь при условии внесения соответствующего представления Президентом Украины; что депутаты местных советов и сельский, поселковый, городской голова избираются, соответственно, на пятилетний и четырехлетний сроки полномочий, независимо от того, на очередных или внеочередных выборах они были избраны, и др.
Коллегиями судей в прошлом году были приняты 115 определений (в 2008 году —89). В настоящее время в коллегиях судей находится более 50 конституционных представлений и обращений, это несколько больше, чем тот остаток, который Суд имел на 1 января прошлого года — 39. Однако, как свидетельствует опыт нашей работы в 2008-2009 годах, такой остаток переходных дел является рабочим, и КСУ способен его ликвидировать уже в апреле-мае следующего года.
Управлением правовой экспертизы обработаны 1606 документов, поручений руководства из 1786 поступивших, или 89,9 % (на протяжении 2008 года было обработано 1707 документов), в том числе, 1160 писем от граждан, юридических лиц, депутатов, 347 конституционных обращений и 69 служебных документов.
В минувшем году судьи и работники Секретариата КСУ приняли участие в 12 международных мероприятиях за рубежом, в том числе, при участии председателя КСУ — в 5-ти, и проведены 14 встреч руководства КСУ с представителями других государств, в том числе, 9 — при участии председателя.
В прошлом году официально презентована первая экспозиция музея КСУ, в коллекцию которого планируется приобщить памятные подарки и сувениры от украинских и зарубежных коллег. Также отдельно предусмотрена постоянно действующая выставка «Становление конституционной юстиции на Украине», которая даст возможность посетителям ознакомиться с наиболее весомыми вехами истории становления, развития и современным положением КСУ. В этот раздел войдут издания, опубликованные КСУ в течение 13 лет, исторические документы, связанные с деятельностью Суда, в частности, о жизни и деятельности первого председателя КСУ, выдающегося конституционалиста Украины, члена Венецианской комиссии Совета Европы Леонида Юзькова, судейские мантии, нагрудные знаки и другие предметы.
СТРИЖАК Андрей — Председатель Конституционного Суда Украины, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…