Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Свобода снова

Землеустройство и оценка земель

В очередной раз народные депутаты Украины предлагают уменьшить уровень государственного вмешательства в землеустроительный процесс и регулирование оценки земель

Известно, что в процессе проведения землеустройства осуществляется формирование земельных участков как объектов недвижимого имущества и изменение их назначения, установление и изменение границ административно-территориальных образований, установление природоохранных и других ограничений в использовании земель, внесение сведений о земле и территории в Государственный земельный кадастр и т.п. Показатели оценки земель используются как база для взимания земельного налога, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, единого налога, определения стоимости земельных участков при их отчуждении. Таким образом, землеустройство и оценка земель являются важнейшими инструментами регулирования земельных отношений в Украине и требуют надлежащего законодательного регулирования.

Вот только эксперты отмечают, что в процессе проведения землеустройства и оценки земель возникает множество проблем, в их числе — высокий уровень государственного вмешательства и регулирования, что привело к системной коррупции во время согласований, проведения экспертиз, утверждения землеустроительной документации, регистрации земельных участков, профессиональной аттестации специалистов. Найти выход из такой ситуации, по мнению народных депутатов Украины, можно. 26 марта с.г. на рассмотрение парламента была подана законодательная инициатива № 10187 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дерегуляции землеустройства и оценки земель» (законопроект № 10187). Главная цель документа — уменьшение административных барьеров во время составления документации по землеустройству и оценке земель.

От чего следует избавиться

В пояснительной записке к законопроекту № 10187 авторы подробно перечислили способы государственного вмешательства, от которых следует избавиться. Например, не является столь необходимой сертификация инженеров-землеустроителей, которые должны иметь соответствующую подготовку и обязаны нести ответственность за качество работ по землеустройству (в том числе аннулирование квалификационного сертификата). Кроме того, сегодня требуются государственная экспертиза землеустроительной документации, предусматривающая оценку соблюдения требований законодательства и установленных стандартов, норм и правил при принятии проектных решений. Не является эффективным государственный надзор в сфере землеустройства, предусматривающий проверку соблюдения сертифицированным инженером-землеустроителем требований положений законов, других нормативно-правовых актов, нормативно-технических документов, стандартов, норм и правил в сфере землеустройства, и масса других способов государственного контроля.

Иными словами, позиция авторов законопроекта № 10187 сводится к тому, что практически все формы государственного вмешательства в проведение землеустройства преследуют одну и ту же цель — обеспечение соответствия составляемой документации требованиям законодательства, нормативно-правовых актов, стандартов, норм и правил. Из этого следует, что государственные органы многократно «проверяют» по большому счету одно и то же, но привлечь нечестных чиновников разрешительных органов к ответственности за манипулирование требованиями документации по землеустройству практически невозможно.

Реальный пример

Отметим, что показательным примером зарегулированности сферы землеустройства стал пилотный проект по экстерриториальному согласованию землеустроительной документации, введенный постановлением Кабинета Министров Украины № 580 от 31 августа 2016 года. Эксперимент подтвердил отсутствие в Украине единой практики рассмотрения и согласования землеустроительной документации и массовое установление «местных требований» к ее структуре и содержанию.

Народные депутаты Украины уверены, что устранение чрезмерного государственного вмешательства в процессы землеустройства и оценки земель в Украине станет не только важным шагом на пути к улучшению инвестиционного климата, но и упростит условия доступа к земельным ресурсам для граждан, оживит рынок соответствующих проектно-изыскательских услуг.

Кардинальные изменения

Давайте рассмотрим конкретные предложения авторов законопроекта № 10187. На замену всех видов согласования документации по землеустройству (за исключением случаев установления и изменения границ административно-территориальных единиц) и государственной экспертизе документации по землеустройству предложено ввести проверку документации по землеустройству и оценке земель на соответствие требованиям нормативно-правовых актов государственными органами по принципу «одного касания» на этапе внесения сведений в Государственный земельный кадастр. Контроль качества работ по землеустройству в соответствии с положениями законопроекта № 10187 будут осуществлять инженеры-землеустроители со стажем практической деятельности не менее двух лет, которые не принимали участия в составлении такой документации. Инспектировать в тех случаях, когда ранее предусматривалась обязательная государственная экспертиза, будут экспертные советы саморегулируемых организаций в сфере землеустройства.

Вместе с тем народные депутаты Украины намерены ликвидировать территориальный монополизм во время государственной регистрации земельных участков посредством расширения территориальной сферы полномочий государственных кадастровых регистраторов до уровня области. Такое изменение позволит заявителям получать доступ к административным услугам у более широкого круга кадастровых регистраторов, а также избежать ситуаций, когда из-за нехватки кадастровых регистраторов на уровне района (города) или их временной нетрудоспособности административные услуги не предоставляются вообще.

Вместо государственного контроля в сфере землеустройства и топографо-геодезической деятельности, который, по мнению инициаторов законопроекта, не гарантирует реального возмещения убытков пострадавшим от некачественного выполнения работ, предлагается внедрить иной механизм. Так, на исполнителей работ будет возлагаться обязанность страхования своей ответственности перед заказчиками и третьими лицами за последствия халатного отношения и профессиональных ошибок, допущенных при составлении документации по землеустройству или выполнении топографо-геодезических работ. Страховым случаем будет считаться предъявление заказчиком или третьими лицами обоснованных претензий по возмещению убытков из-за некачественного выполнения работ. В случае наступления страхового случая размер выплаты страхового возмещения будет определен в соответствующем судебном решении или письменным требованием (претензией) третьего лица, признанного страхователем и согласованного страховщиком.

Является ли требование обязательного страхования ответственности положительным нововведением? Этот вопрос мы задали Александру Поливодскому, партнеру Sofiya Law Firm.

«Прежде всего следует создавать систему таким образом, чтобы ошибка была исключена, технически невозможна. Если это удастся сделать, то обязательное страхование не будет иметь смысла», — выразил свою позицию эксперт. 

Соответствующие лица будут нести юридическую ответственность за умышленные злодеяния или недобросовестность: в частности, они могут потерять право на занятие профессиональной деятельностью. Обязательное страхование в данном случае касается только имущественного ущерба, причиненного клиенту. Практика показывает, что претензии к исполнителям работ предъявляются нечасто, соответственно, неактуальность введения обязанности страхования ответственности становится очевидной. В связи с этим предлагаемые изменения могут не выполнять своей функции и стать дополнительным налогом для таких исполнителей.

Еще одна новация, заслуживающая внимания, касается снятия ограничения относительно исключительного финансирования некоторых работ по землеустройству и оценки земель за счет государственного или местных бюджетов. Вместе с тем предложено отменить законодательное регулирование определения стоимости работ по землеустройству.

В этом вопросе г-н Поливодский видит логику, мотивируя тем, что работы по землеустройству являются видом услуг, которые могут предоставляться частным сектором, и при условии действительно свободного рынка не должны регулироваться, как и цены на все другие товары, услуги и работы.

Кроме того, как отмечает наш собеседник, для этих отношений вполне применимы нормы Закона Украины «О ценах и ценообразовании», который предусматривает свободное ценообразование и должен также применяться для данной сферы. «Следует применять и законодательство об экономической конкуренции, обеспечивающее доступ к рынку всем квалифицированным участникам», — считает г-н Поливодский.

Законопроектом № 10187 предлагается множество других норм относительно либерализации требований к профессиональной подготовке и кадровому обеспечению в сфере землеустройства, отмены «дублирования» процедур и усовершенствования законодательства об оценке земель, однако изменит ли сложившуюся ситуацию снижение уровня государственного вмешательства, можно узнать только путем внедрения законодательных предложений.

Юлия КАРНАУХ «Юридическая практика»

 

МНЕНИЕ

Неубедительный механизм дерегуляции

Роман ДРОБОЦКИЙ, старший юрист Asters

Законодательное регулирование вопросов землеустройства и оценки земель нуждается в определенных улучшениях. Однако по своей сути анализируемый законопроект № 10187 является лоббистским. Нельзя исключать, что определенные коррупционные риски могут быть уменьшены путем ликвидации института государственной экспертизы землеустроительной документации. Однако предложенные механизмы саморегулируемых организаций вместе с уменьшением ответственности и контроля над исполнителями соответствующих работ несут куда более существенные риски коррупции, взяточничества и безнаказанности. Новшества, предложенные в законопроекте № 10187, могут быть использованы недобросовестными представителями бизнеса для сужения прав обычных граждан-землевладельцев.

Замена государственного регулирования экспертизы землеустроительной документации обязательным страхованием ответственности исполнителей работ является неубедительным механизмом «дерегуляции». Законопроект № 10187 направлен на лоббирование интересов крупного аграрного и страхового бизнеса. Отмена государственного регулирования в пользу лишь обязательного страхования ответственности исполнителей в том виде, в котором это изложено в проекте закона № 10187, не выглядит приемлемой. Сама идея страхования ответственности исполнителей может иметь место в форме добровольного страхования, как дополнительный аргумент в пользу выбора того или иного субъекта землеустроительных работ.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Подписывайтесь на «Юридическую практику» в Facebook, Telegram, Linkedin и YouTube.

0 Comments
Встроенные отзывы
Посмотреть все комментарии
Slider

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: