Правовое регулирование трансграничного банкротства — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Юридическая практика №16 » Трансграничная отделка

Трансграничная отделка

Правовое регулирование трансграничного банкротства

Рубрика Тема номера
В условиях глобализации трансграничное банкротство приобретает все большую актуальность, что требует установления специального регулирования в национальном законодательстве

В сегодняшних условиях глобализации существует необходимость установления специального регулирования, которое бы позволило оперировать активами обанкротившихся компаний не только в пределах одной юрисдикции. Еще в 2012 году законодателем были внесены изменения в Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (Закон о банкротстве) в части правового регулирования процедуры трансграничного банкротства в Украине.

В 2018 году с учетом лучших мировых практик был принят Кодекс Украины по процедурам банкротства (Кодекс). Оказалось, новый Кодекс в части международного регулирования дублирует положения Закона о банкротстве. Действительно ли отсутствовала необходимость изменять положения, связанные с иностранной процедурой банкротства? Попробуем разобраться.

Процедуры банкротства

В Кодексе, как и в Законе о банкротстве, предусмотрены четыре формы процедур, связанных с иностранной процедурой банкротства: 1) признание иностранной процедуры банкротства; 2) предоставление судебной помощи и сотрудничества управляющему иностранной процедурой банкротства; 3) обращение в иностранный суд о признании производства в Украине; 4) обращение в иностранный суд для судебной помощи.

Признание иностранной процедуры банкротства. По своей сути признание иностранной процедуры банкротства является признанием решения иностранного суда, и здесь применяются положения Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Украины, на что указывает и статья 464 ГПК Украины, определяющая сроки предъявления решения.

Новым Кодексом предусмотрено, что признание иностранной процедуры банкротства включает признание всех судебных решений, принятых иностранным судом в этом производстве. То есть достаточно признать иностранную процедуру банкротства, и все решения, которые были приняты иностранным судом, автоматически будут признаны в Украине.

Предоставление судебной помощи. Для предоставления судебной помощи иностранному арбитражному управляющему следует обратиться в суд с заявлением о признании иностранной процедуры банкротства и заявлением о предоставлении судебной помощи.

Судебная помощь может быть предоставлена в следующих формах: 1) приостановление производства по делу о банкротстве или другие процессуальные действия в отношении активов, прав, обязательств или ответственности должника; 2) приостановление права распоряжения любыми активами должника; 3) продолжение предоставления судебной помощи; 4) предоставление дополнительной судебной помощи в соответствии с законодательством Украины и международными договорами Украины (часть 1 статьи 106 Кодекса).

Подсудность. В части 1 статьи 100 Кодекса предусмотрено, что заявление о признании иностранной процедуры банкротства подается в хозяйственный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве. Статья 97 Кодекса содержит уже два возможных варианта: 1) в хозяйственный суд, в производстве которого находится дело о банкротстве, куда подано заявление иностранным арбитражным управляющим о признании иностранного производства и судебной помощи; 2) в хозяйственный суд, куда подано заявление управляющего иностранной процедурой банкротства о признании иностранной процедуры банкротства, а также о судебной помощи. Получается, что Кодекс не регулирует вопрос подсудности, если на территории Украины производство еще не открыто.

Высший хозяйственный суд Украины при анализе норм Закона о банкротстве по результатам рассмотрения дела № 914/207/15 (постановление от 30 июня 2015 года) пришел к выводу, что законодательством установлена возможность подачи такого заявления как в рамках открытого производства по делу о банкротстве, так и независимо от наличия такого производства в суде.

Таким образом, право подачи заявления прямо предусмотрено Кодексом, а механизм его реализации законодатель не детализировал. По нашему мнению, преодолеть указанные пробелы можно путем применения одного из следующих вариантов.

Первый вариант. Как мы отмечали, процедура признания иностранного банкротства по своей сути является процедурой признания решения иностранного суда, регулируемой положениями ГПК Украины. В таком случае вопрос предоставления разрешения на принудительное исполнение решения иностранного суда будет рассматриваться по месту нахождения должника или его имущества (статья 462 ГПК Украины).

Это также предусматривают положения части 1 статьи 100 Кодекса относительно необходимости указания в заявлении о признании иностранного банкротства сведений о месте жительства (пребывания) или местонахождении должника или его имущества в Украине.

Второй вариант. Поскольку Кодекс не устанавливает специальных правил подсудности рассмотрения выше указанных заявлений, она может определяться общими правилами определения подсудности, установленными Хозяйственным процессуальным кодексом (ХПК) Украины.

«Недовзаимность»

Согласно части 2 статьи 97 Кодекса процедуры банкротства, связанные с иностранным производством, применяются по принципу взаимности. Казалось бы, законодатель предусмотрел возможность применения одного из общепризнанных принципов международного права, однако именно это положение Кодекса становится камнем преткновения для полноценной реализации процедуры трансграничного банкротства. Все потому, что Кодекс содержит автономное определение принципа «взаимности», которое отличается от обычно употребляемого в международном частном праве.

Так, Законом Украины «О международном частном праве» определено, что взаимность считается существующей, пока не доказано иное. В соответствии с частью 3 статьи 97 Кодекса взаимность считается существующей, если будет установлено, что международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, предусмотрена возможность такого сотрудничества иностранного государства с Украиной.

Более того, в ГПК Украины используются «признание по международному договору» и «признание по принципу взаимности» как взаимоисключающие понятия (статья 462 ГПК Украины).

Трудно назвать то, что установлено в части 3 статьи 97 Кодекса, взаимностью, ведь Кодекс в общем-то предусматривает, что иностранное банкротство может быть признано в Украине только при наличии международного договора, что по своей сути является противоположным понятию взаимности в его традиционном значении.

Так, например, статья 19 Договора между Украиной и Республикой Болгария о правовой помощи по гражданским делам предусматривает взаимное признание решений договаривающихся государств по гражданским делам.

Однако в упомянутом выше деле Хозяйственный суд Львовской области в определении от 26 января 2015 года, которое было оставлено без изменений постановлением Высшего хозяйственного суда Украины, применил идентичные нормы Закона о банкротстве и пришел к следующему выводу: «Учитывая отсутствие международного договора между Украиной и Исландией по вопросам сотрудничества в процедурах банкротства, суд не может принять к рассмотрению или иным образом применить процедуры банкротства, связанные с иностранным производством, вопреки указанному императивному принципу взаимности, который установлен в таком законе».

По мнению суда, таким договором должен быть именно договор о международном сотрудничестве в сфере банкротства. Подобные договоры были довольно распространены в Европе: например, Конвенция между Бельгией и Австрией о банкротстве 1969 года, Конвенция между Бельгией и Нидерландами о территориальной юрисдикции, банкротстве и действительности, исполнении судебных и арбитражных решений, аутентичных документов 1925 года, которые впоследствии заменил унифицированный Регламент ЕС № 2015/848 от 20 мая 2015 года «О процедурах неплатежеспособности».

Следовательно, реализация положений Кодекса в отношении иностранного производства становится возможной при условии наличия международного договора. Но в связи с тем, что Украиной пока не заключен ни один подобный договор, применение процедур трансграничного банкротства на практике кажется невозможным.

Таким образом, часть 3 статьи 97 Кодекса устанавливает «недовзаимность», которая будет иметь фатальные последствия. Одна норма сводит на нет всю прогрессивную процедуру трансграничного банкротства. И то, что за шесть лет в Украине было рассмотрено лишь одно дело о признании иностранной процедуры банкротства (где отказано в удовлетворении заявления о предоставлении судебной помощи), свидетельствует о том, что в существующем варианте процедура неэффективна.

Нужно исправить

Как видим, анализируемый раздел нового Кодекса вызывает больше вопросов, чем дает ответов. Очевидно, что без законодательного вмешательства указанные недостатки не исправить.

Поскольку Кодекс был принят и направлен на подпись Президенту Украины в 2018 году и в установленный законодательством срок возражения предоставлены не были, многие эксперты считают Кодекс одобренным, а его официальное обнародование — вопросом времени.

БЕКЕТОВ Олег — партнер, руководитель международной судебной практики МЮГ Eterna Law, г. Киев,

ЛУГОВСКИЙ Александр — партнер, руководитель практики разрешения IT-споров МЮГ Eterna Law, г. Киев,

ШАПОВАЛОВА Кристина — адвокат МЮГ Eterna Law, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Інші новини

PRAVO.UA