Статус ФГИУ урегулирован Законом — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №40 (406) » Статус ФГИУ урегулирован Законом

Статус ФГИУ урегулирован Законом

8 сентября с.г. Верховный Совет Украины принял Закон “О Фонде государственного имущества Украины”. Таким образом, наконец на законодательном уровне было урегулировано положение центрального ­органа исполнительной власти со специальным статусом – Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ).

Следует отметить, что сегодня юридический статус ФГИУ регламентируется подзаконным актом – постановлением Верховного Совета Украины “О Временном положении о Фонде государственного имущества Украины” 1992 года. Причем в преамбуле данного постановления, в соответствии с его названием, было указано, что Верховный Совет Украины постановил профильным комиссиям парламента, Кабинету Министров Украины и Фонду государственного имущества Украины до 1 октября 1992 года подготовить и внести на рассмотрение Верховного Совета Украины проект законодательного акта о Фонде госимущества Украины. Но, как видим, с тех пор законопроект о ФГИУ так и не был реализован. Вплоть до настоящего времени.

Понятие ФГИУ

В принятом Законе о ФГИУ четко установлено, что Фонд госимущества является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который осуществляет определенные законом полномочия собственника госимущества и реализует государственную политику в сфере управления и приватизации госимущества, выполняет другие задачи и функции, определенные Законом о ФГИУ. Таким образом, понятие ФГИУ приведено в соответствие с Указом Президента Украины “Об изменениях в системе центральных органов исполнительной власти Украины” от 13 марта 1999 года № 248/99, согласно которому Фонд госимущества вошел в перечень центральных органов исполнительной власти. Напомним, что постановление о ФГИУ неопределенно определяет ФГИУ как государственный орган. Это неудивительно, ведь постановление было принято в 1992 году, а Указ Президента, относящий ФГИУ к центральным органам исполнительной власти, – в 1999 году.

В общих положениях Закона о ФГИУ установлено, что Фонд подотчетен и подконтролен Верховному Совету Украины. На наш взгляд, указанная формула не охватывает всей совокупности взаимоотношений между ФГИУ и Президентом Украины. Ведь председатель ФГИУ, в соответствии с Конституцией Украины, назначается на должность и освобождается от должности Президентом Украины, что является формой контроля Президента за его деятельностью. Таким образом, данное положение Закона о ФГИУ следовало бы изложить в таком виде: “Фонд государственного имущества Украины подотчетен Верховному Совету Украины и подконтролен Президенту Украины и Верховному Совету Украины”.

Полномочия ФГИУ

По сравнению с постановлением в Законе о ФГИУ полно и конкретно изложены основные полномочия ФГИУ, которые, кроме того, разделены по основным направлениям деятельности Фонда.

Так, среди полномочий Фонда госимущества в сфере государственной экономической политики и государственного управления следует особо выделить функции контроля за деятельностью региональных отделений ФГИУ, представление соответствующим центральным органам исполнительной власти предложений к проектам общегосударственных программ и Государственному бюджету Украины, а также участие в подготовке совместных проектов относительно финансирования международными организациями структурных преобразований в экономике государства, приватизации и послеприватизационной поддержки предприятий.

А среди функций ФГИУ в сфере приватизации госимущества Законом, в отличие от Постановления о ФГИУ, установлены проведение корпоратизации государственных предприятий в случае принятия соответствующего решения КМУ, создание конкурсных комиссий по продаже гос­имущества, принятие совместно с органами Антимонопольного комитета Украины мер по предотвращению монополизации товарных рынков в процессе приватизации и аренды госимущества, а также с момента принятия решения о приватизации и до проведения первого общего собрания акционеров – утверждение уставов открытых акционерных обществ.

Среди функций ФГИУ в сфере аренды и концессии государственного имущества следует выделить функцию по ведению реестра договоров концессии гос­имущества.

Закон о ФГИУ также устанавливает целый ряд функций Фонда в сфере управления объектами государственной собственности. К ним относятся формирование и ведение Единого реестра объектов государственной собственности, а также проведение открытых конкурсов относительно определения уполномоченных лиц, которым передаются функции по управлению корпоративными правами государства.

Система органов ФГИУ

Одним из достоинств Закона о ФГИУ следует признать закрепление в нем, в отличие от постановления о ФГИУ, системы органов Фонда госимущества, которую составляют центральный аппарат Фонда, его региональные отделения, Фонд имущества Автономной Республики Крым и представительства ФГИУ. Кроме того, установлено, что региональные отделения и представительства действуют на основании положений, утвержденных КМУ, а Фонд имущества АРК и представительства Фонда имущества АРК в районах и городах Крыма действуют на основании положений, утвержденных Фондом гос­имущества по согласованию с Советом министров АРК.

Руководство ФГИУ

Если постановление о ФГИУ ограничивается определением порядка назначения на должность и освобождения от обязанностей председателя ФГИУ (Президентом по согласованию с парламентом), принятый Закон указывает срок полномочий назначенного руководителя ФГИУ – 5 лет, а также ограничивает количество назначений на должность председателя ФГИУ двумя сроками подряд. Кроме того, Закон о ФГИУ закрепляет перечень оснований увольнения председателя ФГИУ (например, признание Верховным Советом Украины по результатам ежегодного отчета об исполнении Государственной программы приватизации работы Фонда неудовлетворительной) и полномочия председателя ФГИУ (утверждение структуры ФГИУ, подписание нормативно-правовых актов ФГИУ, заключение от имени ФГИУ соответствующих договоров и т.д.)

Одним из нововведений Закона о ФГИУ следует назвать порядок назначения первого заместителя и заместителей председателя Фонда – Президентом Украины по представлению председателя Фонда госимущества. Постановлением же о ФГИУ устанавливается правило, согласно которому заместители председателя ФГИУ назначаются и освобождаются от обязанностей Верховным Советом Украины по представлению руководителя Фонда госимущества.

Также в Законе о ФГИУ содержится еще одна важная новелла относительно органа для обсуждения важнейших направлений деятельности Фонда госимущества. Если, согласно постановлению о ФГИУ, в такой орган – правление – входили исключительно представители руководства ФГИУ (председатель ФГИУ и его заместители, а также руководящие работники Фонда), то теперь в состав уже коллегии войдут еще и по одному представителю от Комитета Верховного Совета Украины, к компетенции которого относятся вопросы приватизации, специальной контрольной комиссии Верховного Совета Украины по вопросам приватизации, а также руководители центральных органов исполнительной власти по их согласию. Причем персональный состав правления ФГИУ утверждается Верховным Советом, а персональный состав коллегии будет утверждаться Кабинетом Министров Украины по представлению председателя Фонда госимущества.

К слову, исходя из положений Закона о ФГИУ, не совсем понятен статус межведомственной коллегии ФГИУ, поскольку в нем не указано, какими документами решения такого органа будут проводиться в жизнь. А в постановлении о ФГИУ, напротив, прямо указывается, что такими документами являются приказы ФГИУ.

Материальное и социальное обеспечение работников ФГИУ

Существенным достижением Закона о ФГИУ следует назвать регламентацию в нем условий оплаты работы, материально-бытовое и социальное обеспечение работников ФГИУ.

Прежде всего в Законе о ФГИУ устанавливается правило, согласно которому на работников органов Фонда госимущества распространяется действие Закона Украины “О государственной службе”. Таким образом, они являются государственными служащими и имеют соответствующие служебные полномочия.

Оплата работы, материально-бытовое обеспечение, транспортное и медицинское обслуживание, предоставление социальных гарантий работникам Фонда осуществляются на условиях и в порядке, предусмотренных для руководящих работников центральных органов исполнительной власти. К примеру, председателю Фонда названные гарантии определяются на уровне министров, первому заместителю председателя ФГИУ – на уровне первых заместителей министров, а заместителям председателя ФГИУ – на уровне заместителей министров и т.д.

Среди благ, которыми Закон о ФГИУ наделяет работников Фонда госимущества, следует подчеркнуть установление должностных окладов таких работников на 30 % выше соответствующих окладов государственных служащих.

Также работники Фонда госимущества и его региональных отделений и представительств, Фонда имущества АРК обеспечиваются, согласно Закону о ФГИУ, служебными жилыми помещениями либо жилыми помещениями ведомственного жилого фонда или жилого фонда местных советов. На таких работников распространяется действие Закона Украины “О государственной защите работников суда и правоохранительных органов”.

В общем, Закон о ФГИУ можно назвать шагом вперед в формировании юридической базы, которая бы определяла юридический статус Фонда государственного имущества Украины.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Статус ФГИУ урегулирован Законом

Деловая практика

Режим коммерческой тайны

Законодательная практика

Бюджетный кодекс обновить?

Комментарии и аналитика

Вопросы национальных особенностей отвода судей на Украине

Права потребителей сократили на филиал

По стопам Остапа Бендера, или Еще один способ сравнительно честного отъема...

Неделя права

Министерство юстиции против разногласий

Накопил и... закупил юруслуги

Страховать нужно честно!

Борьба между городом и районом продолжится

Все дело в организации судей?

Судебная практика

Часы часами, а табачек врозь...

При банкротстве процесс тоже важен!

Судебные решения

Жизнь в фиктивном браке…

Сроки — ничто, Конституция — все!

Чуть-чуть не считается…

«Поляна Квасова»: местность или минеральная вода?

Как правильно взыскать долг с банкрота

Тема номера

Отечественному банкроту все зачтется?

Погашение = прекращение?

Трибуна

Как разделить бизнес и власть..?!

Частная практика

Адвокаты ни к чему не пришли

Все стремятся в кандидаты?

Юридический форум

Знание + духовность = юрист

Інші новини

PRAVO.UA