Права потребителей сократили на филиал — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №40 (406) » Права потребителей сократили на филиал

Права потребителей сократили на филиал

С принятием Хозяйственного кодекса Украины (ХК) и Закона Украины “О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности” укрепилась надежда на то, что недостатки действующего законодательства будут постепенно устранены. Усовершенствуется сам кодекс, а с его помощью и все хозяйственное законодательство. Вышеуказанный Закон также определяет порядок и условия усовершенствования правового регулирования хозяйственных отношений. В нем установлены обязательные требования по подготовке проектов нормативно-правовых актов. Более того, обязательным становится отслеживание результативности принятых актов.

В соответствии с этим Законом Кабинет Министров Украины своим постановлением № 308 от 11 марта 2004 года уже утвердил Методику проведения анализа влияния и отслеживания результативнос­ти регуляторного акта. Словом, вся ранее проделанная работа, казалось бы, на законодательном уровне определила необходимость учета реального положения и потребностей экономики страны, экономических и других процессов при принятии законов, регулирующих хозяйственную деятельность, а также при внесении изменений в уже существующие нормы хозяйственного права.

Однако принятие 4 февраля 2005 года Закона Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины” перечеркнуло все эти основы. Как говорится, одним росчерком пера филиалы, представительства и другие структурные подразделения хозяйственных организаций перестали быть субъектами хозяйствования. Перестало существовать и право оперативного использования имущества, которым были наделены, согласно статье 138 ХК, структурные подразделения хозяйственных организаций (эта статья теперь полностью исключена из ХК).

Необходимость внесения подобных изменений в ХК просто не поддается пониманию. О причинах можно лишь догадываться. А вот последствия… Последствия плачевны.

Филиалы, представительства и иные структурные подразделения хозяйственных организаций по-прежнему существуют, они по-прежнему функционируют, неся на себе определенную хозяйственную нагрузку. Только их правовой статус и статус принадлежащего им имущества абсолютно не урегулированы и непонятны. Какие реальные экономические процессы и потребности легли в основу принятия этих изменений? Чего хотел добиться законодатель, на основании какой методики и анализа?

Пока мы имеем следующие результаты этого удивительного законотворчества. Лишен хозяйственных полномочий и статуса один из субъектов хозяйственного процесса. Причем работать филиалы и представительства продолжают по-прежнему. А вот некоторые государственные контролирующие органы их проверять и наказывать уже не вправе.

Так, согласно статье 5 Закона Украины “О защите прав потребителей”, специально уполномоченные органы в сфере защиты прав потребителей имеют право проверять на соответствие требованиям законодательства о защите прав потребителей исключительно субъектов хозяйственной деятельности. И только на них эти органы имеют право налагать в случае выявления нарушений, предусмотренных статьей 23 этого же Закона, штрафные санкции.

А что теперь делать этому самому специальному органу, если в его адрес поступила жалоба конкретного потребителя о нарушении его прав со стороны, например, Донецкого филиала ОАО “Укртелеком”? Оказывается, уже ничего. Ведь филиалы теперь не субъекты хозяйствования. Остается без защиты потребитель, и без наказания – нарушитель. И хорошо еще, если хозяйственная организация зарегистрирована в одной области с филиалом или представительством или хотя бы на территории Украины. А если за ее пределами? Тогда деятельность такого структурного подразделения совсем не подконтрольна государственным контролирующим органам. И это только одна плоскость проблемы. Но масштабы последствий и подобной бесконтрольности поражают.

Что ж, возможно, эта законодательная ошибка, если это ошибка, будет все-таки проанализирована, и будет принято решение, отвечающее реальным хозяйственным отношениям и принципам хозяйственной деятельности, сложившимся и действующим в настоящее время на Украине.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

Статус ФГИУ урегулирован Законом

Деловая практика

Режим коммерческой тайны

Законодательная практика

Бюджетный кодекс обновить?

Комментарии и аналитика

Вопросы национальных особенностей отвода судей на Украине

Права потребителей сократили на филиал

По стопам Остапа Бендера, или Еще один способ сравнительно честного отъема...

Неделя права

Министерство юстиции против разногласий

Накопил и... закупил юруслуги

Страховать нужно честно!

Борьба между городом и районом продолжится

Все дело в организации судей?

Судебная практика

Часы часами, а табачек врозь...

При банкротстве процесс тоже важен!

Судебные решения

Жизнь в фиктивном браке…

Сроки — ничто, Конституция — все!

Чуть-чуть не считается…

«Поляна Квасова»: местность или минеральная вода?

Как правильно взыскать долг с банкрота

Тема номера

Отечественному банкроту все зачтется?

Погашение = прекращение?

Трибуна

Как разделить бизнес и власть..?!

Частная практика

Адвокаты ни к чему не пришли

Все стремятся в кандидаты?

Юридический форум

Знание + духовность = юрист

Інші новини

PRAVO.UA