С принятием Хозяйственного кодекса Украины (ХК) и Закона Украины “О принципах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности” укрепилась надежда на то, что недостатки действующего законодательства будут постепенно устранены. Усовершенствуется сам кодекс, а с его помощью и все хозяйственное законодательство. Вышеуказанный Закон также определяет порядок и условия усовершенствования правового регулирования хозяйственных отношений. В нем установлены обязательные требования по подготовке проектов нормативно-правовых актов. Более того, обязательным становится отслеживание результативности принятых актов.
В соответствии с этим Законом Кабинет Министров Украины своим постановлением № 308 от 11 марта 2004 года уже утвердил Методику проведения анализа влияния и отслеживания результативности регуляторного акта. Словом, вся ранее проделанная работа, казалось бы, на законодательном уровне определила необходимость учета реального положения и потребностей экономики страны, экономических и других процессов при принятии законов, регулирующих хозяйственную деятельность, а также при внесении изменений в уже существующие нормы хозяйственного права.
Однако принятие 4 февраля 2005 года Закона Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины” перечеркнуло все эти основы. Как говорится, одним росчерком пера филиалы, представительства и другие структурные подразделения хозяйственных организаций перестали быть субъектами хозяйствования. Перестало существовать и право оперативного использования имущества, которым были наделены, согласно статье 138 ХК, структурные подразделения хозяйственных организаций (эта статья теперь полностью исключена из ХК).
Необходимость внесения подобных изменений в ХК просто не поддается пониманию. О причинах можно лишь догадываться. А вот последствия… Последствия плачевны.
Филиалы, представительства и иные структурные подразделения хозяйственных организаций по-прежнему существуют, они по-прежнему функционируют, неся на себе определенную хозяйственную нагрузку. Только их правовой статус и статус принадлежащего им имущества абсолютно не урегулированы и непонятны. Какие реальные экономические процессы и потребности легли в основу принятия этих изменений? Чего хотел добиться законодатель, на основании какой методики и анализа?
Пока мы имеем следующие результаты этого удивительного законотворчества. Лишен хозяйственных полномочий и статуса один из субъектов хозяйственного процесса. Причем работать филиалы и представительства продолжают по-прежнему. А вот некоторые государственные контролирующие органы их проверять и наказывать уже не вправе.
Так, согласно статье 5 Закона Украины “О защите прав потребителей”, специально уполномоченные органы в сфере защиты прав потребителей имеют право проверять на соответствие требованиям законодательства о защите прав потребителей исключительно субъектов хозяйственной деятельности. И только на них эти органы имеют право налагать в случае выявления нарушений, предусмотренных статьей 23 этого же Закона, штрафные санкции.
А что теперь делать этому самому специальному органу, если в его адрес поступила жалоба конкретного потребителя о нарушении его прав со стороны, например, Донецкого филиала ОАО “Укртелеком”? Оказывается, уже ничего. Ведь филиалы теперь не субъекты хозяйствования. Остается без защиты потребитель, и без наказания – нарушитель. И хорошо еще, если хозяйственная организация зарегистрирована в одной области с филиалом или представительством или хотя бы на территории Украины. А если за ее пределами? Тогда деятельность такого структурного подразделения совсем не подконтрольна государственным контролирующим органам. И это только одна плоскость проблемы. Но масштабы последствий и подобной бесконтрольности поражают.
Что ж, возможно, эта законодательная ошибка, если это ошибка, будет все-таки проанализирована, и будет принято решение, отвечающее реальным хозяйственным отношениям и принципам хозяйственной деятельности, сложившимся и действующим в настоящее время на Украине.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…