Разрабатываемая новая редакция Закона Украины «О высшем образовании» в очередной раз актуализировала вопрос специальной подготовки юристов, роли и места ведомственных учебных заведений, обязательности и форм такой подготовки.
В законопроекте «О высшем образовании» (рег. № 7486-1) из всех учебных заведений, обеспечивающих подготовку юристов (в том числе ведомственно-специализированную), отдельно выделены только учебные заведения Министерства внутренних дел Украины, отнесенные к категории высших военных учебных заведений, осуществляющих подготовку курсантов (слушателей, студентов) для дальнейшей службы на должностях офицерского или руководящего состава.
Еще до принятия законопроекта № 7486‑1 в первом чтении дискутируются предложения о введении новой категории «специализированного учебного заведения», под которым понимается вуз с особыми условиями обучения, осуществляющий подготовку кадров для дальнейшей службы на должностях, требующих наличия военного звания, ранга, чина или квалификационного класса. То есть под такое определение попадает подготовка кадров для органов МВД, прокуратуры, налоговой службы и пр.
Предусмотренная Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей» специальная подготовка кандидатов на должность судьи, по сути, является формой последипломного образования, но в отдельную форму она не выделена — специальная оговорка в законопроекте «О высшем образовании» сделана для медицинских специальностей и научной ассистентуры-стажировки. Что, впрочем, неудивительно, как известно, Национальная школа судей Украины, не подчинена Министерству образования и науки Украины, а действует при Высшей квалификационной комиссии судей, и на нее не распространяется законодательство о высшем образовании.
Несколько сложнее с подготовкой кадров в Национальной академии прокуратуры Украины (НАПУ): обучение проходит по образовательно-квалификационному уровню «магистр», что означает распространение на этот вуз требований законодательства о высшем образовании, но особенности статуса, похоже, будут определены только в новой редакции Закона Украины «О прокуратуре». В самой академии отстаивают такую формулировку: «Национальная академия прокуратуры Украины — это государственное учебно-научное учреждение первичной специализированной подготовки прокуроров, повышения их квалификации и осуществления научно-исследовательской работы», причем, что принципиально, подготовка в НАПУ будет обязательной для замещения должностей прокуроров.
Изменения назрели и в системе кадрового обеспечения органов внутренних дел. И касаются они не столько прав и свобод ведомственных вузов, сколько проблемы массового ухода квалифицированных кадров после непродолжительного срока службы в милиции.
Общей проблемой всех «школ» и «академий», осуществляющих специализированную подготовку юристов, является обеспечение взаимодействия теории и практики на уровне научно-педагогического состава. Очевидна и обсуждаема, но не закреплена ни в одном законе, приоритетность привлечения к преподаванию юристов-практиков (прокуроров, судей, милиционеров), как совмещающих основную деятельность с преподаванием, так и откомандированных «в образование». Пожалуй, единственная попытка законодательного закрепления принадлежит народному депутату Владимиру Малышеву, предлагавшему, чтобы лица, которые приняты на службу в милицию и занимают должности научно-педагогического состава в высших учебных заведениях МВД, периодически, но не реже чем один раз на пять лет, назначались на должности среднего или старшего руководящего состава следственных, оперативных или криминалистических подразделений органов внутренних дел сроком на два года в соответствии с направлением их научной или педагогической деятельности, с последующим возвращением на должность научно-педагогического состава высшего учебного заведения МВД, не ниже предыдущей. Правда, соответствующий законопроект отозван автором на доработку, но уже сам факт оформления подобной системы в законодательную инициативу заслуживает внимания.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…