Действующее законодательство Украины позволяет субъектам хозяйствования вести бизнес на собственное усмотрение и самостоятельно выбирать путь его развития. В условиях существующего мирового экономического кризиса все больше обществ, желая структурировать управление обществами и свести к минимуму затраты по их администрированию, прибегают к сокращению количества юридических лиц, входящих в состав групп, корпораций, объединений. Одни попросту идут на ликвидацию таких юридических лиц, другие отдают предпочтение реорганизационным процедурам. В действующей редакции Гражданский кодекс Украины (ГК) регулирует процедуру реорганизации достаточно поверхностно, что способствует возникновению множества противоречий и проблем, с которыми сталкиваются юридические лица, вовлеченные в этот процесс.
Так, ГК не дает четкого определения понятию «реорганизация», равно как и одной из ее форм — «реорганизации в форме присоединения». Статья 104 ГК лишь описывает пути прекращения юридического лица: реорганизацию и ликвидацию. В первом случае (реорганизация) все имущество, права и обязанности передаются другим юридическим лицам (правопреемникам). Во втором (ликвидация) — юридическое лицо прекращается полностью, без перехода его прав и обязанностей к другим юридическим лицам. В свою очередь, существует несколько форм реорганизации: слияние, присоединение, деление и преобразование. Остановимся подробнее на такой форме реорганизации, как присоединение.
Главной особенностью реорганизации в форме присоединения является то, что присоединяемое юридическое лицо прекращает свое существование, тогда как юридическое лицо, к которому оно присоединяется, продолжает существовать. Кроме того, юридическое лицо, к которому происходит присоединение, является полным правопреемником юридического лица, прекращающего свое существование.
В соответствии с частью 11 статьи 37 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» моментом завершения реорганизации в форме присоединения является дата внесения записи о прекращении реорганизуемого юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей (ЕГРПОУ) и дата государственной регистрации соответствующих изменений учредительных документов юридического лица — правопреемника.
Перед тем как принимать решение о присоединении одного юридического лица к другому, следует предусмотреть ряд моментов:
1) сопоставить организационно-правовые формы юридических лиц, необходимость сохранения лицензий, объем переоформления корпоративных и интеллектуальных прав, прав на недвижимость, транспорт и т.д.;
2) учесть налоговые последствия: если присоединяемое юридическое лицо имеет налоговый долг — это может стать причиной для отказа в снятии его с учета в налоговых органах, а в последующем — для отказа в регистрации прекращения этого юридического лица. К тому же убытки присоединяемого общества будут учтены в уменьшении налогооблагаемой прибыли правопреемника сразу после окончания реорганизации;
3) юридическое лицо, которое планируется присоединить, не должно иметь зарегистрированных обособленных подразделений, организаций (филиалов, отделений, профсоюзов и т.д.). В противном случае такие подразделения и организации могут стать основанием для отказа во внесении записи о прекращении юридического лица в ЕГРПОУ;
4) уставный капитал присоединяемого юридического лица должен быть кратным уставному капиталу юридического лица, к которому оно присоединяется. Для акционерных обществ — это императивная норма, установленная пунктом 3.5 Положения о порядке регистрации выпуска акций и информации об их выпуске во время реорганизации обществ, утвержденного решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) № 221 от 30 декабря 1998 года. Для других видов обществ такой императив отсутствует. Однако кратность уставных фондов значительно упростит процедуру обмена долей (акций) в уставном фонде присоединяемого общества на соответствующее количество долей (акций) в уставном фонде общества, к которому оно присоединяется. Более того, это позволит сохранить целостность долей в уставном фонде общества-правопреемника;
5) если общество, к которому будет происходить присоединение, по своей организационно-правовой форме является акционерным, необходимо учесть положения части 3 статьи 155 ГК. Решение о реорганизации и связанной с ней дополнительной эмиссией акций не может быть принято, если после окончания второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов такого общества оказывается меньше уставного капитала;
6) необходимо учесть, кто является участником (акционером) присоединяемого юридического лица. В результате присоединения участник (акционер) присоединяемого юридического лица получает часть (акции) в уставном фонде юридического лица, к которому происходит присоединение. Именно поэтому общество-правопреемник должно быть готово к тому, что в результате присоединения может получить еще одного участника (акционера), которому ранее принадлежала часть в уставном фонде присоединяемого юридического лица.
После того как будут учтены указанные моменты, собственниками присоединяемого общества и общества, к которому оно присоединяется, принимаются решения о реорганизации путем присоединения. Оформляются такие решения протоколами высших органов управления этих обществ. Особое внимание следует уделить протоколу, которым будет закреплено решение собственников присоединяемого общества.
Во-первых, в нем необходимо определиться не только с персональным составом комиссии по прекращению, но и с ее полномочиями. Не лишним будет и закрепление порядка подписания тех или иных документов членами комиссии, скажем, в случае отсутствия председателя комиссии по прекращению. Во-вторых, обязательно следует согласовать проект договора о присоединении и полномочия относительно его подписания. В-третьих, нужно определить порядок и сроки предъявления кредиторами требований к обществу, деятельность которого прекращается. При этом необходимо учесть, что этот срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации уведомления о прекращении юридического лица (часть 4 статьи 105 ГК).
После принятия решения о реорганизации присоединяемое общество должно уведомить о принятом решении государственного регистратора по месту своей регистрации. Запись о таком решении вносится в ЕГРПОУ согласно статье 34 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15 мая 2003 года (Закон Украины «О государственной регистрации»).
После этого информацию о принятом решении регистратор публикует в специализированном издании. В свою очередь комиссия по прекращению присоединяемого общества публикует в средствах массовой информации уведомление о прекращении юридического лица, о порядке и сроках заявления кредиторами требований к нему (часть 4 статьи 105 ГК). Если общество, принимающее участие в реорганизации, по своей организационно-правовой форме является акционерным, то о принятом решении также необходимо уведомить ГКЦБФР. Если же акционерным является присоединяемое общество, но при этом таковым не является общество-правопреемник, то присоединяемое общество на протяжении семи рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации должно подать в ГКЦБФР документы для приостановления оборота акций (пункт 2 раздела ІІІ Порядка отмены регистрации выпуска акций и аннулирования свидетельства о регистрации выпуска акций, утвержденного решением ГКЦБФР № 222 от 30 декабря 1998 года).
После внесения записи о прекращении присоединяемого общества в ЕГРПОУ также необходимо уведомить об этом налоговые органы, Пенсионный фонд и фонды социального страхования. После получения информации о реорганизации общества налоговой и фондами назначаются проверки, по результатам которых выдаются соответствующие справки о снятии с учета присоединяемого общества.
Последующие два месяца после публикации комиссия по прекращению предпринимает все возможные попытки для выявления кредиторов и оповещает контрагентов о грядущих изменениях. В этот период решаются и кадровые вопросы. Сотрудников присоединяемого предприятия имеет смысл перевести на предприятие, к которому происходит присоединение. Это связано с тем, что снятие с учета в налоговой и соответствующих фондах будет осуществлено лишь тогда, когда реорганизуемое предприятие не будет иметь долгов перед бюджетом. А дабы их не возникало, такое юридическое лицо попросту должно прекратить осуществление любых платежей.
По истечении двухмесячного срока комиссия по прекращению составляет передаточный акт, содержащий положения о правопреемстве всех прав и обязательств реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, в том числе оспариваемые сторонами (часть 2 статьи 107 ГК). Дабы не дробить налоговый период, передаточный акт желательно составлять по состоянию на последнюю дату календарного месяца. С этой даты реорганизуемое предприятие приостанавливает прием и перечисление денежных средств. В практике встречаются случаи, когда комиссия по прекращению сначала составляет промежуточный передаточный акт, а позже — окончательный. В последнем учитываются уже проверенные данные промежуточного акта и добавляются данные за период, прошедший от даты составления промежуточного акта.
Основная часть передаточного акта — бухгалтерский баланс. Однако если юридическое лицо имеет права и обязательства, не включенные в баланс, — их все равно необходимо включить в передаточный акт. Подписывают передаточный акт со стороны реорганизуемого предприятия председатель и члены комиссии по прекращению, а со стороны общества-правопреемника — руководитель или уполномоченное лицо. При этом подписи председателя и членов комиссии по прекращению на передаточном акте должны быть удостоверены нотариально (часть 4 статьи 37 Закона Украины «О государственной регистрации»). В соответствии с частью 3 статьи 108 ГК после этого передаточный акт утверждается на собрании участников (акционеров) обоих юридических лиц.
После подписания передаточного акта и до момента внесения записи в ЕГРПОУ о прекращении юридического лица может пройти значительный промежуток времени, так называемый «переходный период». Желательно сократить его до минимума, так как реорганизуемое общество, которое прекращается, деятельность уже не ведет, а общество, к которому оно присоединяется, еще не имеет достаточных оснований для правопреемства.
Для регистрации прекращения реорганизуемого общества регистратору необходимо подать:
1) заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации прекращения юридического лица в результате слияния, присоединения, разделения или преобразования;
2) свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
3) оригинал учредительных документов;
4) нотариально удостоверенную копию передаточного акта;
5) справку архивного учреждения о принятии документов, которые в соответствии с законом подлежат долгосрочному хранению;
6) документ о согласовании плана реорганизации с органом государственной налоговой службы (при наличии налогового долга);
7) справку соответствующего органа государственной налоговой службы об отсутствии задолженности по налогам, сборам (обязательным платежам);
8) справку соответствующего органа Пенсионного фонда Украины об отсутствии задолженности;
9) справки соответствующих органов фондов социального страхования об отсутствии задолженностей.
Следует отметить, и это указывалось ранее, наличие налогового долга может быть серьезной проблемой при снятии с учета в налоговой. Налоговые органы в таком случае не спешат согласовывать план реорганизации, предусмотренный Законом Украины «О государственной регистрации», как документ, который подается присоединяемым обществом, в случае если оно имеет налоговый долг. Более того, большинство регистраторов требуют именно справку об отсутствии задолженности. То есть это следует учесть еще до принятия решения о реорганизации.
Если реорганизуемое общество имеет задолженности перед Пенсионным фондом Украины или фондами социального страхования, причем такая задолженность оспаривается в суде, то выходом из ситуации будет передача такой задолженности от присоединяемого общества обществу-правопреемнику по акту. Последний же необходимо будет подписать соответствующему фонду, в котором состоит на учете присоединяемое общество, и фонду, в котором состоит на учете общество-правопреемник.
Еще один момент, который может возникнуть при сборе всех необходимых документов для регистрации прекращения реорганизуемого общества, — получение справки архивного учреждения о принятии документов, подлежащих долгосрочному хранению в соответствии с законом. Дело в том, что в результате реорганизации в форме присоединения подобные документы передаются обществу-правопреемнику, которое, не являясь архивным учреждением, обеспечивает их сохранность. В таком случае присоединяемому обществу следует не просто подписать акт приема-передачи документов, которые передаются на хранение обществу-правопреемнику, но и получить отметку от архивного учреждения о том, что оно об этом проинформировано и не имеет возражений.
После того как все необходимые документы для регистрации прекращения присоединяемого юридического лица будут поданы государственному регистратору по его месту регистрации, а тот внесет запись о прекращении в ЕГРПОУ, общество-правопреемник может регистрировать соответствующие изменения учредительных документов. Такие изменения должны содержать положения о правопреемстве, произошедшем в результате реорганизации, а также точные данные об обществе, прекратившем свое существование. После этого реорганизация в форме присоединения считается завершенной. Но не следует забывать и о последующих действиях: 1) сдача печатей реорганизуемого общества; 2) уведомление контрагентов о произошедших изменениях; 3) переоформление лицензий; 4) переоформление прав собственности на недвижимость, транспорт, корпоративных и интеллектуальных прав и т.д.
Если присоединяемое общество является акционерным, то на протяжении семи рабочих дней с момента регистрации соответствующих изменений в учредительных документах общества-правопреемника необходимо подать в ГКЦБФР документы для отмены регистрации выпуска акций и аннулирования свидетельства. Если же организационно-правовая форма общества-правопреемника — акционерное общество, необходимо провести дополнительную эмиссию акций в связи с увеличением уставного капитала в результате реорганизации. Порядок такой дополнительной эмиссии регулируется Положением о порядке регистрации выпуска акций и информации об их эмиссии во время реорганизации обществ, утвержденным решением ГКЦБФР № 221 от 20 декабря 1998 года.
Если присоединяемое общество по своей организационно-правовой форме является дочерним предприятием, причем создано до вступления в силу Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины самим акционерным обществом, к которому происходит присоединение, — дополнительная эмиссия акций в связи с реорганизацией может не проводиться. Уставный капитал дочернего предприятия и так сформирован за счет взносов акционерного общества, к которому происходит присоединение. Соответственно, в результате реорганизации в форме присоединения дочерних предприятий увеличения уставного капитала общества-правопреемника не происходит. Такой позиции придерживается и ГКЦБФР.
Таким образом, еще на этапе принятия решения о реорганизации и выборе ее формы, необходимо учесть ряд моментов и правильно спланировать все действия. Это позволит максимально эффективно и успешно провести процедуру реорганизации и достичь поставленной цели.
МАТВИЕНКО Ирина — адвокат, старший юрист Телекоммуникационной группы Vega, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…