Шаг к реформе адвокатуры — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №7 (269) » Шаг к реформе адвокатуры

Шаг к реформе адвокатуры

На сегодняшний день одним из самых «стабильных» законодательных актов в украинской правовой системе является Закон Украины «Об адвокатуре», принятый в 1992 году. Изменения в этот Закон вносились всего лишь два раза. Однако свидетельствует ли это «постоянство» о соответствии современным реалиям? Ведь после принятия этого Закона в законодательстве Украины произошли кардинальные изменения — были приняты Конституция Украины и Закон «О судоустройстве Украины».

В то же время многие адвокаты считают, что положения действующего Закона Украины «Об адвокатуре» «безнадежно отстали от жизни» и адвокатура нуждается в неотложных изменениях. С целью возрождения института адвокатуры, обеспечения предоставления населению правовой помощи, а социально незащищенным слоям населения — бесплатной помощи, и был разработан проект Закона Украины «Об адвокатской деятельности и адвокатуре на Украине», внесенный на рассмотрение парламента народным депутатом Украины Сергеем Соболевым и зарегистрированный 3 февраля 2003 года в Верховном Совете Украины.

Нормы законопроекта направлены на урегулирование основных направлений профессиональной деятельности адвокатов, определяют организационные основы адвокатуры, ее статус, гарантии, а также ответственность адвокатов за свою профессиональную деятельность.

Первое, на что обращаешь внимание, изучая этот законопроект, — это определение термина «адвокатская деятельность». Законопроектом предложена следующая дефиниция: «Адвокатской деятельностью является квалифицированная правовая помощь, которая предоставляется на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном этим Законом, физическим и юридическим лицам (далее — доверителям) с целью защиты их прав, свобод и интересов, а также при решении дел в судах, других государственных органах и для обеспечения права на защиту от обвинения». Законопроектом четко закреплено, что адвокатская деятельность не является предпринимательской деятельностью.

Действующий Закон Украины «Об адвокатуре» не указывает на наличие либо отсутствие признаков предпринимательства в адвокатской деятельности, в связи с чем по сей день продолжается дискуссия по этому вопросу. Однако большинство адвокатов все же склоняются к некоммерческому характеру адвокатской деятельности, основная задача которой — не накопление капитала, а возобновление нарушенных прав.

Требования, которые выдвигает законопроект к желающим заняться адвокатской деятельностью, в основном сходны с существующими на сегодня. Однако имеется и исключение. Так, адвокат для осуществления своей практики на Украине обязан быть членом Палаты адвокатов и ему не обязательно являться гражданином Украины. Из этого следует, что в случае принятия вышеупомянутого законопроекта будет создана Палата адвокатов Украины, основанная на обязательном членстве адвокатов. Предполагается, что она будет существовать вместо Союза адвокатов Украины. Прокомментировать это положение законопроекта можно двояко. С одной стороны, создание Палаты адвокатов Украины позволит восстановить корпоративность украинской адвокатуры, предоставит возможность адвокатам сплоченно отстаивать свои интересы. С другой — это положение законопроекта не оставляет адвокатам альтернативы, что может быть расценено как «посягательство» на их независимость. Кроме того, существование других общественных организаций адвокатов законопроектом запрещается.

Помимо этого, законопроект в категорической форме устанавливает формы осуществления адвокатской деятельности: через адвокатское бюро (контору), коллегию адвокатов, адвокатскую компанию и юридическую консультацию. В отличие от действующего порядка, при котором практикующий индивидуально адвокат может и не иметь места осуществления адвокатской деятельности, законопроект требует от адвоката осуществлять свою профессиональную деятельность только через адвокатское бюро (контору). Законопроект подробно описывает формы адвокатских учреждений, порядок их создания, организации, регистрации и функционирования, оставляя за адвокатом право самостоятельно избирать наиболее подходящую из них.

Законопроектом предусматривается ведение Государственного реестра адвокатов, который был «создан» Указом Президента Украины, но так и не нашел своего воплощения на практике. Ведение этого реестра возлагается «на плечи» Министерства юстиции Украины. Законопроект решает также «зависший в воздухе» вопрос предоставления юридической помощи иностранными адвокатами. Он приведен в соответствие со сложившейся международной практикой профессиональной деятельности иностранных адвокатов и предусматривает, что адвокаты-иностранцы смогут оказывать правовую помощь на территории Украины исключительно по вопросам права соответствующих иностранных государств.

Согласно законопроекту, для приема квалификационных экзаменов у претендентов на получение статуса адвоката и для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов предусмотрены квалификационные комиссии. Однако, в отличие от существующего порядка, они должны создаваться не органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а при региональных отделениях Палаты адвокатов. Разработчики законопроекта решили отказаться от разветвленной системы этих комиссий, не разделяя их на высшие и территориальные.

Статьей 59 Конституции Украины задекларировано право граждан на получение бесплатной правовой помощи. Это положение так и не нашло своего логического продолжения в других нормативных актах. Поэтому важным нововведением законопроекта является определение круга лиц, которые могут претендовать на такую помощь. Так, наделены правом на бесплатную юридическую помощь только те граждане Украины, среднемесячный доход которых за предыдущие двенадцать месяцев не превышает размер прожиточного минимума, установленного действующим законодательством.

Законопроектом создается институт стажеров и определяется их статус. Правом иметь стажеров наделяются только те адвокаты, адвокатский стаж которых составляет не менее пяти лет. Сам стажер адвоката должен иметь высшее юридическое образование. Однако чтобы стать помощником адвоката, в соответствии с законопроектом, достаточно иметь незаконченное либо среднее юридическое образование. В то же время действующий Закон Украины «Об адвокатуре» требует наличия высшего юридического образования и у помощника адвоката.

Разработчики законопроекта не обошли стороной и такую сферу, как имущественные аспекты адвокатской деятельности. В частности, предлагается решение такого важного для всех адвокатов вопроса, как налогообложение их деятельности. Наконец-то упрощенная система налогообложения будет для адвокатов узаконена.

Кроме того, возобновлена исключительная компетенция адвокатов в отношении отдельных видов деятельности. Сегодня к оказанию правовой помощи допущены различные «специалисты» в области права, что отрицательно влияет на ее качество. В связи с этим законопроектом установлено, что представителями организаций, органов государственной власти и местного самоуправления в суде могут выступать исключительно адвокаты, кроме случаев, когда эти функции выполняют штатные работники этих организаций.

Еще одно из нововведений законопроекта — внедрение страхования адвокатами риска имущественной ответственности при осуществлении своей профессиональной деятельности. В соответствии с положениями законопроекта, адвокат несет имущественную ответственность перед доверителем за вред, причиненный в связи с осуществлением адвокатской деятельности вследствие его незаконных или нерадивых действий. У адвокатов будет время, чтобы подготовиться к заключению сделок страхования рисков имущественной ответственности, так как это положение начнет действовать по истечении пяти лет с момента приобретения этим законопроектом силы Закона.

Не вызывает сомнений, что реформирование законодательства об адвокатуре — процесс ответственный и сложный. Поэтому чем больше адвокатов и ученых примут участие в его обсуждении, тем вероятнее станет возможность принятия действительно качественного законодательного акта об адвокатской деятельности, который бы отвечал современным условиям и международным стандартам.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

В реформу адвокатуры не верят?

Государственная практика

Между налогоплательщиком и налоговой

Деловая практика

Подоходный налог не по основному месту работы

Законодательная практика

Государственная регистрация недвижимости

Зарубежная практика

Запрет дискриминации будет закреплен законодательно

Ариэль Шарон обвиняется в геноциде

Милошевич уже год находится под следствием

$ 3000 на вывоз без декларирования

Нетрадиционная профилактика налоговых преступлений

Неделя права

Создаются тендерные комиссии

Единый реестр: противостояние продолжается

Десятилетие госрегистрации нормативных актов Украины

Конституционный суд РФ пересмотрел статьи УПК

В Апелляционном суде столицы новый хозяин

Новости профессии

Закон Украины «О прокуратуре» изменится?

Судьи обратились к Президенту

Прецеденты

Признание недействительным налогового разъяснения

Признание недействительным налогового разъяснения

Судебная практика

Будьте осторожны — «фиктив»!

НДС и вопросы арендной платы

Тема номера

Налогообложение услуг нерезидента

Операции с грузами: битва за нулевую ставку

НДС через призму международных договоров

Частная практика

Шаг к реформе адвокатуры

Юридический форум

Украинские студенты-юристы поедут в Гаагу

Адвокатура разобщена

Убытки при реорганизации предприятий

Інші новини

PRAVO.UA