НДС через призму международных договоров — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №7 (269) » НДС через призму международных договоров

НДС через призму международных договоров

Рубрика Тема номера

Как установлено в абзаце 2 пункта 11.4 статьи 11 Закона Украины № 68/97-ВР от

3 апреля 1997 года «О налоге на добавленную стоимость» (в текущей редакции), «налог на добавленную стоимость является внутренним налогом и не может регулироваться нормами международных договоров, кроме договоров, ратифицированных Верховным Советом Украины до вступления в силу этого Закона». В связи с этим возникает вопрос — действительно ли нормы международных договоров, ратифицированных Украиной после 1 октября 1997 года, никак не могут влиять на вопросы, связанные с применением налога на добавленную стоимость?

Если согласиться с тем, что на Украине это на самом деле так, то пришлось бы признать, что в этом случае Украина не следует фундаментальному принципу права международных договоров и всего международного права — pacta sunt servanda (договоры должны выполняться). Этот принцип закреплен, в частности, в Венской конвенции 1969 года о праве международных договоров, участником которой является и Украина, а также в статье 12 Закона Украины

«О международных договорах Украины».

В статье 27 «Внутреннее право и выполнение договоров» Венской конвенции четко устанавливается, что «участник не может ссылаться на положения внутреннего права в качестве оправдания невыполнения им договора». И это понятно, ведь зачем заключать договоры, если нет намерения их выполнять? Соответствующее соотношение норм «сугубо внутреннего» и закрепленного международными договорами законодательства установлено и пунктом 2 статьи 17 Закона Украины «О международных договорах Украины»: «2. Если международным договором Украины, заключение которого состоялось в форме закона, установлены другие правила, нежели те, которые предусмотрены законодательством Украины, то применяются правила международного договора Украины».

Таким образом, можно сделать вывод, что международные договоры все же могут влиять на применение НДС и что НДС не может быть «чисто внутренним делом Украины». На применение НДС на Украине могут влиять даже такие договоры, которые, на первый взгляд, прямо не относятся к этому вопросу. Возьмем, например, договоры об устранении двойного налогообложения. Они, согласно содержащейся в них статье 2 «Налоги, на которые распространяется договор», действуют только в отношении налогов на доходы (прибыль) и имущество, к которым НДС, естественно, не относится. Значит ли это, что такие договоры следует признать бесполезными для целей НДС? Отнюдь.

Все подобные договоры содержат статью «Недискриминация». В зависимости от конкретного соглашения это могут быть статьи с номером от 23 до 26. Например, в соглашении с Австрией положения о недискриминации содержатся в статье 24 Конвенции об устранении двойного налогообложения и предупреждении уклонения от налогов в отношении налогов на доходы и на имущество, которая была подписана Украиной 16 октября 1997 года (т.е. после вступления в силу Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»), а ратифицирована и вступила в действие еще позднее. В пункте 6 указанной статьи 24 этой Конвенции устанавливается: «6. Несмотря на положения статьи 2 (речь идет о налоге на доходы и имущество), положения этой статьи применяются к налогам любого вида и рода». Соответственно положения Конвенции о недискриминации в отношении налоговых вопросов распространяются и на налог на добавленную стоимость.

Подобное положение содержится в большинстве действующих международных договоров Украины об устранении двойного налогообложения, хотя и не во всех. Для сравнения: в параграфе 7 статьи 23 «Недискриминация» Соглашения об устранении двойного налогообложения от 8 февраля 1995 года между Украиной и Россией, в отличие от других договоров об устранении двойного налогообложения, установлено, что положения статьи о недискриминации будут применяться только к налогам, которые рассматриваются этим Соглашением (то есть к налогам на доход (прибыль) и на имущество). Значит, положения о недискриминации Соглашения Украины с Россией не распространяются на налог на добавленную стоимость. Выходит, что россиян по НДС дискриминировать можно?

Что же дают положения о недискриминации? В пункте 5 статьи 24 вышеупомянутого соглашения с Австрией устанавливается, что предприятия Украины, капитал которых полностью или частично принадлежит или контролируется прямо или опосредованно одним или несколькими резидентами Австрии, не будут подлежать на Украине любому налогообложению или связанному с ним обязательству, которое является отличным или более обременяющим, чем налогообложение и связанные с ним обязательства, которым подлежат или могут подлежать на Украине другие подобные предприятия Украины.

Пример, когда положения о недискриминации могут сработать, — налоговые векселя по НДС при импорте товаров. Так, в последнем абзаце пункта 11.5 статьи 11 Закона Украины № 168/97-ВР от 3 апреля 1997 года «О налоге на добавленную стоимость» (в текущей редакции) содержится прямой запрет предприятиям с иностранными инвестициями на уплату НДС при импорте товаров путем выписки налогового векселя. Этим положением установлено ограничение на выписку векселей, исходя из национального субъектного состава участников предприятий. Вряд ли это можно назвать чем-нибудь иным, нежели дискриминацией предприятий по национальному субъектному составу участников. Следует признать, что это дискриминационное ограничение юридически не может применяться к предприятиям с иностранными инвестициями из стран, которые имеют с Украиной действующие соглашения об устранении двойного налогообложения.

Разумеется, что если бы использование векселей при расчетах по импортному НДС было запрещено всем без исключения украинским предприятиям, то бессмысленно было бы говорить о дискриминации предприятий с иностранными инвестициями. Ведь последние были бы поставлены в равные условия со всеми остальными предприятиями. А такой подход, при котором использование векселей запрещено предприятиям с иностранными инвестициями лишь на том основании, что с их помощью привлечены иностранные инвестиции

(т.е. в соответствии с субъектным составом участников таких предприятий), иначе как дискриминационным назвать нельзя.

Вот почему мы утверждаем, что если Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» предоставляет украинским предприятиям возможность использовать векселя для уплаты импортного НДС, то неправомерно будет налагать запрет на соответствующее использование векселей и предприятиям с иностранными инвестициями. Отметим, что к тем же выводам, правда, в связи с применением других международных договоров Украины, пришли Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции (см., например, письмо Минэкономики № 83-20/911 от 24 июля 2002 года) и таможенная служба (см. письмо Государственной таможенной службы Украины № 11/2-15-10454 от

4 ноября 2002 года).

Итак, международные договоры Украины все же влияют на применение на Украине НДС, и в частности предупреждают дискриминацию предприятий с иностранными инвестициями. В этой связи законодателям следовало бы убрать из Закона Украины

«О налоге на добавленную стоимость» положение пункта 11.5 и уже приводившееся положение абзаца 2 пункта 11.4 статьи 11 как дискриминационные по отношению к предприятиям с иностранными инвестициями.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

В реформу адвокатуры не верят?

Государственная практика

Между налогоплательщиком и налоговой

Деловая практика

Подоходный налог не по основному месту работы

Законодательная практика

Государственная регистрация недвижимости

Зарубежная практика

Запрет дискриминации будет закреплен законодательно

Ариэль Шарон обвиняется в геноциде

Милошевич уже год находится под следствием

$ 3000 на вывоз без декларирования

Нетрадиционная профилактика налоговых преступлений

Неделя права

Создаются тендерные комиссии

Единый реестр: противостояние продолжается

Десятилетие госрегистрации нормативных актов Украины

Конституционный суд РФ пересмотрел статьи УПК

В Апелляционном суде столицы новый хозяин

Новости профессии

Закон Украины «О прокуратуре» изменится?

Судьи обратились к Президенту

Прецеденты

Признание недействительным налогового разъяснения

Признание недействительным налогового разъяснения

Судебная практика

Будьте осторожны — «фиктив»!

НДС и вопросы арендной платы

Тема номера

Налогообложение услуг нерезидента

Операции с грузами: битва за нулевую ставку

НДС через призму международных договоров

Частная практика

Шаг к реформе адвокатуры

Юридический форум

Украинские студенты-юристы поедут в Гаагу

Адвокатура разобщена

Убытки при реорганизации предприятий

Інші новини

PRAVO.UA