Умение красиво и убедительно говорить, составлять логически структурированные и понятные для чтения документы является одним из ключевых навыков хорошего адвоката. «Адвокат должен думать, как философ, а говорить — как простой человек», — считает Ярослав Зейкан, партнер ЮК EQUITY, который рассказал слушателям LHS об основах судебного красноречия в рамках Школы судебной практики. «Раньше с помощью одного «сильного» слова можно было выиграть дело в суде, но некоторые ошибаются, считая, что это нельзя сделать и сегодня», — подчеркнул лектор. Адвокат должен говорить четко по фабуле дела, не прибегая к пустым фразам: «Дебаты завершают рассмотрение спора, потому ваше выступление должно быть таким, чтобы присутствующие участники процесса почувствовали некую особенность данного дела».
Оружие — слово
Существует большое количество пособий по судебному красноречию, которыми может воспользоваться каждый. Например, в книге «Искусство речи на суде» под авторством Петра Пороховщикова содержатся рекомендации для успешного выступления в суде, практические советы, как должен вести себя оратор на публике, какими должны быть мимика и движения выступающего. Данная книга, по мнению адвоката Александра Мельникова, является одной из лучших для изучения ораторского искусства.
Г-н Мельников также подчеркнул, что оратор обязан помнить фамилии субъектов судебного процесса, даты и места, указанные в материалах дела. Адвокат привел пример из практики, когда приемы визуализации судебной речи, в том числе при помощи флипчарта, позволили сделать выступление ярким и интересным и привлечь внимание суда.
О секретах ведения переговоров рассказала Мила Городинская, вице-президент Клуба профессиональных переговорщиков. Лектор выделила следующие этапы ведения переговоров: привлечение внимания и выяснение потребностей собеседника относительно предмета переговоров; информирование о своих позициях; поиск взаимовыгодных решений (при условии, что партнер согласен с наличием проблемы). Таким образом, партнер из «оппонента» становится «соучастником», он вовлечен в процесс и чувствует ответственность за решение вопроса.
Если мы по какой-то причине упустили этап проверки «согласия», в определенный момент обнаружим, что работаем с возражениями, то есть убеждаем партнера в необходимости действий, которые его не интересуют. А если есть согласие, то поиск решений становится своеобразной работой над рисками — вы не противодействуете, а сотрудничаете. Г-жа Городинская отметила, что при отсутствии предварительного поиска аргументов в момент переговоров мы можем опуститься до манипуляций или же ощутить их давление на себе. И последний этап — контроль реализации решения, речь идет в том числе о соблюдении сроков исполнения, соответствии критериям оценки результата.
«Мы не всегда можем четко определить, кто перед нами и какие ключи будут более эффективны. Но практика, практика и еще раз практика делают из инструментов навыки», — подчеркнула спикер.
«Искусство написания делового письма» — мастер-класс под таким названием провела Ольга Лукьянова, руководитель юридического отдела, офицер по соблюдению корпоративных стандартов группы компаний «Хенкель Украина». «Письмо — это инструмент продажи вашей идеи», — начала свое выступление Ольга Лукьянова.
Лектор рассказала о четырех основных этапах написания делового письма и предоставила некоторые рекомендации. Так, первый этап — обдумывание. Здесь важно определить, кто ваш читатель и какова цель вашего письма. Второй шаг — структурирование. Выбирайте только самое важное, при необходимости напишите план, советует лектор. Третий этап — коммуникационный (составление документа). Не используйте длинные предложения: кратко формулируйте свои мысли. Завершающим является этап контроля. Внимательно перечитайте то, что написали, обращая внимание на грамматические ошибки, в конце письма не забудьте указать свои контакты, рекомендует Ольга Лукьянова.
Спикер рассказала о «золотых правилах», которые помогут стать успешным коммуникатором. Первое — ваше письмо должно быть аргументированным во избежание возникновения спорных вопросов. Правило номер два — фокусируйтесь на фактах, если используете предположение, подчеркните, что информация не проверена. Отделите факты от вашего мнения, укажите, что это ваше суждение. Документы, которые основаны на фактах, трудно истолковать ошибочно.
Социальная активность
Осмотрительным нужно быть и в социальных сетях, и при общении с журналистами. Иногда своей публикацией в соцсетях можно задеть чувства других. В таком случае глава департамента коммуникаций ЮФ Ario, журналист и телеведущийВладимир Бойкосоветует действовать согласно технике «антикризисного реагирования в соцсетях». «В условиях кризиса правильных решений не существует, есть только решение, за которое вы несете ответственность», — подчеркнул г-н Бойко. По мнению лектора, одно из правил при выходе из кризиса — ошибки нужно признавать, при этом действовать всегда следует очень быстро. Правило номер два: любой кризис — это еще и возможности. Правило номер три: если лояльные клиенты сами не пришли на помощь, не стесняйтесь попросить их поставить «лайк» или дать комментарии. Но вы должны быть на 100 % уверены в лояльности клиента, подчеркнул лектор. А при условии эффективного выхода из кризисной ситуации важно об этом время от времени напоминать.
Как общаться с журналистами? Часто представители юридических фирм или государственных органов не дают комментариев и интервью, опасаясь разглашения лишней информации, но, как считает PR-менеджер BURSA Hotel Kyiv, экс-продюсер «1+1» Регина Кошевая, общения с журналистами избегать не стоит, ведь интервью является продуктом совместной деятельности.
Среди правил общения с журналистами спикер выделила следующие: на поставленные вопросы нужно давать четкие ответы, а обсуждать стоит только ту информацию, которой интервьюируемый хорошо владеет. «Важно также в ходе интервью быть честным и не использовать нецензурную лексику, в противном случае к вам журналисты не обратятся», — отметила лектор.
Кроме вышесказанного, важно помнить о том, что и звучание голоса должно быть приятным для окружающих. Светлана Василенко, радиоведущая, профессиональный тренер по публичным выступлениям предоставила практические советы, как настроить свой голос. Г-жа Василенко рассказала о системе резонирования, которая помогает сделать голос благозвучным. Во время выступления должна напрягаться только диафрагма, все другие мышцы должны находиться в расслабленном состоянии. Обязательно следует научиться правильному дыханию: вдыхать нужно исключительно носом, а выдыхать — ртом. «Вы можете научиться красиво садиться на стул и ходить по сцене, но если вы не можете быстро реагировать на непредвиденные ситуации в ходе своего выступления, смысла в этом нет», — подчеркнула лектор и показала несколько упражнений. Г-жа Василенко посоветовала в процессе подготовки к выступлению называть по очереди слова на одну из букв алфавита.
Отдельные требования предъявляются к жестикуляции выступающего. Заранее можно потренироваться перед зеркалом, чтобы выработать движения, наиболее удобные и зрительно адекватные.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…