Украшение строптивого — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №47 (1091) » Украшение строптивого

Украшение строптивого

Наличие уголовной ответственности за злостное неповиновение требованиям администрации колонии не красит Уголовный кодекс Украины: парламентарии предлагают упразднить статью 391

Курс на либерализацию уголовного законодательства был заявлен Украиной еще шесть лет назад, когда принимался новый Уголовный процессуальный кодекс Украины, но в этом году усовершенствование законодательного регулирования шло по пути ужесточения наказания. Уголовный кодекс (УК) Украины в 2018-м корректировался восемь раз и пополнился тремя новеллами (не считая новых редакций норм). Кодекс был дополнен статьей 3892, устанавливающей уголовную ответственность (лишение свободы на срок до двух лет) за злостное уклонение лица от отбывания административного взыскания в виде общественно полезных работ, статьей 1461 «Насильственное исчезновение» (соответствующее деяние наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет) и статьей 3322 «Незаконное пересечение государственной границы», максимальная санкция которой предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до восьми лет. Последнее изменение — самое «свежее», соответствующий закон вступил в силу 10 ноября с.г.

Изменить законодательную тенденцию, наметившуюся в этом году, призван проект закона № 9228, инициированный 19 народными депутатами Украины. Соответствующей законодательной инициативой предлагается исключить из УК Украины статью 391, устанавливающую уголовную ответственность за злостное неповиновение требованиям администрации учреждения исполнения наказаний. Такое неповиновение или другое противодействие администрации в законном осуществлении ее функций лицом, отбывающим наказание в виде ограничения свободы или в виде лишения свободы, если это лицо за нарушение требований режима отбывания наказания было подвергнуто в течение года взысканию в виде перевода в помещение камерного типа (одиночную камеру) или переводилось на более строгий режим отбывания наказания, наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Эта законодательная инициатива, как декларируют ее авторы в пояснительной записке к проекту, была разработана с целью пресечения массовых злоупотреблений представителями пенитенциарной системы положениями указанной нормы и практики необоснованной уголовной репрессии осужденных. В подтверждение этих слов в главном сопроводительном документе законопроекта приводится статистика, согласно которой за шесть лет (с 2010 по 2016 год) в Едином государственном реестре судебных решений было зафиксировано более 550 приговоров по данной статье. Суть большинства правонарушений сводится к формулировкам: «отказ от уборки или выполнения работ по благоустройству», «отказ выполнять команду «Подъем!», «делать утреннюю физзарядку, выходить на обед», «курение в камере», «хранение мобильного телефона» и даже «сон не на своем спальном месте» и «занавешивание окна в камере». 

По мнению субъектов права законодательной инициативы, упразднение статьи 391 УК Украины не приведет к полной декриминализации действий, которые заключаются в злостном неповиновении требованиям администрации уголовно-исполнительного учреждения, и не будет способствовать совершению осужденными новых преступлений, ведь администрации учреждений исполнения наказаний и Государственная пенитенциарная служба Украины даже без опций статьи 391 имеют достаточный правовой инструментарий для воздействия на злостных нарушителей режима отбывания наказания, скажем, путем перевода нарушителя в дисциплинарный изолятор (ДИЗО). Если же неповиновение осужденного носит насильственный характер, он должен привлекаться к ответственности по соответствующим «профильным» статьям уголовного законодательства.

Идею такой декриминализации поддерживают и эксперты, к которым мы обратились за комментариями. По словам Александра Банчука, эксперта по вопросам уголовной  юстиции Центра политико-правовых реформ, необходимость в комплексном реформировании пенитенциарной системы Украины назрела уже давно. Но поскольку этот процесс уже долгое время «пробуксовывает» и на глобальное изменение подходов к механизмам исполнения наказаний в обозримом будущем рассчитывать не приходится, даже такие локальные шаги, направленные на защиту прав заключенных, могут только приветствоваться. По словам г-на Банчука, на эту проблемную зону уголовного закона уже не раз обращали внимание профильные международные институции. В частности, Комитет по предупреждению пыток Совета Европы призывал Украину исключить статью 391, открывающую возможность для необоснованного уголовного преследования осужденных.

«Наличие в УК Украины статьи 391 — это путь для возможных злоупотреблений представителей пенитенциарной системы или же дисциплинирующий фактор для заключенных, обеспечивающий баланс в работе некой системы «сдержек и противовесов» внутри самого учреждения исполнения наказаний?» — интересуемся мы у адвоката Александра Плахотнюка. Как показывает практика применения данной нормы, в большинстве случаев речь идет именно о необоснованном уголовном преследовании лиц, отбывающих наказание, отвечает наш собеседник. О принципах работы отечественной системы исполнения наказаний он знает не понаслышке, поскольку часто навещает своих подзащитных «на зоне» и уже не раз сталкивался со злоупотреблениями со стороны работников пенитенциарной системы. Например, одна из встреч адвоката с его клиентом с глазу на глаз закончилась неожиданным «подарком» — аудиозаписью их разговора, который «пошел по рукам», что является прямым нарушением принципа конфиденциальности и адвокатской тайны.

«Статья 391 УК Украины однозначно открывает путь для злоупотреблений со стороны представителей пенитенциарной системы, в том числе и для запугивания заключенных», — констатирует  Александр Плахотнюк. По его мнению, нередко именно из-за размытости формулировки «злостное неповиновение», наличия в ней оценочного фактора по формальным причинам лицо, отбывающее наказание, приобретает дополнительную судимость. Хотя, чтобы дисциплинировать заключенного, который не совершает каких-либо насильственных действий, достаточно других механизмов, не связанных с привлечением к уголовной ответственности. «Законодательную идею отменить уголовную ответственность за злостное неповиновение требованиям администрации учреждения исполнения наказаний можно только приветствовать», — резюмирует адвокат.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Из первых мук

Государство и юристы

Знать долг

Справедливый баланс

Украшение строптивого

Большая Палата ВС определила подсудность дела об отмене записей о госрегистрации

ВСП добился победы в споре с судьей относительно увольнения

Конспект

Разговорный штиль

Структурное разделение

Отрасли практики

Процедурный вопрос

Разрешить сомнения

Рабочий график

Западный ветер

Карта событий

Репортаж

Дать всего по Польше

Рынок туда

Судебная практика

Изгнание ромов из их домов квалифицируется как обращение, унижающее достоинство

Не с чего взять

Приговор, основанный на противоречивых показаниях, не считается справедливым

Тема номера

Слушания в Апелляционном суде Англии и Уэльса будут транслироваться онлайн

Схема входа

Оказаться на проверку

Суд ЕС не признал авторское право на вкус

Грызть грани

Увольнительные чувства

Признаться с трудом

Управление активами

Цент управления

ФОРМА и содержание

Частная практика

ЮФ Aequo объявила о расширении управленческой команды

Інші новини

PRAVO.UA