Равнение на клиента — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №44 (775) » Равнение на клиента

Равнение на клиента

В последнее время довольно распространенным способом привлечения юридических советников, к которому прибегают как иностранные, так и украинские компании, стало проведение тендера. О подходах к выбору юридических советников, особенностях составления тендерной документации и дальнейшего сотрудничества с крупным клиентом рассказали управляющий партнер ЮФ «Селепей, Волковецкий и Парт­неры» Андрей Селепей (А.С.) и партнер Ярослав Волковецкий (Я.В.).

— Как крупный бизнес ищет юридических советников? Что важнее — личные связи или правильно составленная тендерная документация?

А.С.: Я считаю, что основным аспектом для крупного клиента является не столько сам факт правильности составления тендерной документации, сколько ее содержание. Если брать во внимание только нашу компанию, то, действительно, мы верим, что у клиента есть какие-либо особенные потребности, и чтобы действительно его заинтересовать и фактически начать на него работать, необходимо предложить ему что-то особенное. Для себя я вижу ключ успеха именно в этом.

Конечно, весомым фактором являются и личные связи, поскольку очень важно, чтобы тебя услышали и к твоим идеям прислушивались, но, исходя из нашего опыта, фактор правильности составления тендерной документации — преимущественно рядовой, нежели ключевой.

Я.В.: Тут также необходимо различать подходы к выбору юридических советников в разных ­компаниях. Если говорить об украинских компаниях, то очень часто множество ­крупных компаний не практикуют проведение тендера. Я считаю, что при выборе юридических советников они руководствуются в первую очередь личными контактами.

Если говорить об иностранных компаниях, то они в значительной мере доверяют бренду юридической компании, ее репутации, и, видимо, именно этот фактор плюс содержание тендерной документации является для них решающим, чем какие-либо личные контакты.

— Вы говорили, что в тендерной документации должно быть что-то особенное. Что именно?

Я.В.: Сегодня, когда все говорят о том, что украинский рынок уменьшил количество юристов, все на всем экономят и тратят средства максимально разум­но, мы стремимся найти в каждом конкретном проекте полезные решения для клиента, тогда он готов за это платить. То есть мы стараемся внимательно изучить, провести надлежащую экспертизу каждого проекта и найти новые, свежие и эффективные решения.

А.С.: Для того чтобы заявка была успешной, она не должна быть рядовой.

— На что следует обращать внимание, чтобы победить в тендере?

А.С.: В первую очередь внимание следует обращать на потребности клиента. Юриди­ческий советник должен их понять. Пред­лагая что-либо клиенту, необходимо действовать в его интересах. Клиент это чувствует и сам к тебе придет, и те решения, которые ему предлагаются, он готов принять.

Вместе с тем при нынешнем очень сложном рынке все-таки есть компании, которые недостаточно глубоко проникаются потребностями клиента.

— Не секрет, что длительное сотрудничество для юридической фирмы предпочтительней. Какой стратегии следует придерживаться, чтобы клиент не ушел к другим юристам?

А.С.: Принцип, по моему мнению, тут один: следует каждое новое задание, каждое последующее задание воспринимать как первое. Каждый раз клиенту необходимо доказывать свою компетентность и ни в коем случае не расслаб­ляться, поскольку тут же включаются конкуренты, от них появляются актуальные предложения, что может повлечь потерю клиента.

Я.В.: Или активизируются in-house. Таким образом, должна быть постоянная свежесть во взглядах.

А.С.: Это совсем нелегко демонстрировать. Это реальность, которую мы четко осознаем. Как только клиент видит, что мы уже не настолько на него ориентированы, он готов уйти, и мы это знаем.

— Какие вопросы крупные клиенты чаще всего передают на аутсорсинг внешним юристам?

Я.В.: Наверное, если систематизировать, то это либо очень крупные вопросы, либо узкоспециализированные. К первым можно отнести случаи, когда клиенту не хватает внутреннего юридического ресурса для того, чтобы справиться с вопросом в очень ограниченный промежуток времени, и для этого нет смысла расширять юридическую службу. В части узкоспециализированных — это когда нет внутренних специалистов достаточного уровня.

По отраслям, кроме наиболее частых litigation и международного коммерческого арбитража, это также могут быть сделки M&A, вопросы авторского права, дела о банкротстве, возмещение проблемной задолженности.

А.С.: У нас есть опыт, когда отдавали на аутсорсинг обслуживание проекта совместного производства в рамках Киотского протокола. Нашим клиентом выступила компания «Мотор Сич». Мы осознавали, что клиент не мог самостоятельно решить этот вопрос, поскольку это очень узкий и специфический вопрос, отдельный рынок. Это тот удачный пример, когда клиент действительно вынужден обращаться к аутсорсингу.

— В чем особенность сотрудничества с клиентом — крупным промышленным предприятием (бизнес-группой)?

Я.В.: Особенностей очень много. Прежде всего, это организационная особенность. Когда юридический советник заходит в проект, то коммуникация формируется, как правило, или с акционерами, или с топ-менеджерами, а уже в процессе работы юридическая компания сталкивается с необходимостью коммуницировать с многочисленными внутренними отделами компании.

Если в иностранных компаниях есть выстроенная культура и порядок коммуникации с внешними советниками, то в случае с украинскими компаниями при возникновении кризисных ситуаций по вине клиента приходится коммуницировать чуть ли не с производственным отделом.

Если говорить о юридической работе, то приходится сталкиваться с очень многими и разными вопросами. Перед тобой ставят проблему, и на пути к ее решению тебе необходимо изучать чуть ли не всю производственную цепь клиента.

А.С.: Если мы говорим о крупных предприятиях, то следует понимать следующий фактор. Украинские предприятия не являются компаниями, которые на сто процентов хорошо структурированы внутренне. Это свидетельствует о том, что между структурными подразделениями не налажены внутренние связи и в большинстве случаев это отражается и на коммуникации с юристами. Что, соответственно, отражается и на работе юриста. То есть, я бы сказал, что необходимо все учитывать более масштабно.

Если говорить о крупных иностранных клиентах или о тех украинских клиентах, которые привели свою структуру в соответствие международным стандартам, то, конечно, работать с ними намного легче, поскольку там in-house наделены определенным объемом полномочий и имеют четкую структуру работы.

Я.В.: Но этими особенностями, наверное, и интересна работа с крупными украинскими клиентами и с крупными производственными предприятиями.

— Прослеживается ли связь между масштабом бизнеса клиента и суммой гонораров юридических советников?

А.С.: Связь прямая. Конечно, масштаб проекта, масштаб клиента и масштаб задания, которое стоит перед юридическим советником, — это все то, что имеет прямую связь и прямое влияние на гонорар. В своей практике мы ежедневно с этим сталкиваемся и понимаем, что есть крупные проекты и это всегда крупные гонорары.

Кроме того, бывают случаи, когда ты понимаешь, что клиент не может тратить средства на решение определенного вопроса. В данном случае советник должен его подстраховать. Конечно, есть высокорентабельные проекты, на которых юристы зарабатывают высокие гонорары, но иногда действительно юристам приходится подстроиться в рамках общей картины хороших отношений с клиентом и за более низкий гонорар предоставить клиенту качественную услугу. Такое бывает.

Я.В.: В случае когда есть возможность заняться какими-либо интересными проектами, то при составлении своего предложения однозначно учитываются все аспекты, в том числе и то, насколько будет интересно заниматься таким проектом и насколько он новый и содержит определенный вызов для тебя как для специалиста и для твоей компании. Но сказать, что это прямо влияет на стоимость, будет неправильно.

— Какие сложности могут возникнуть при работе с крупными клиентами?

А.С.: При правильном подходе к работе трудностей вообще никаких не должно быть. Есть определенные коммуникационные особенности. Трудности могут возникнуть в рамках определенных сложных задач, но юрист от юриста тем и отличается, что кто-то берет на себя трудности и предоставляет клиенту эффективные решения, а кто-то не может этого сделать.

Мы стараемся проникаться всеми проблемами бизнеса, при этом понимая, что бизнес крупный, и мы должны учитывать все трудности, которые у них есть.

Мы действительно предлагаем решение нашим клиентам, это наш слоган, наш девиз, который заключается не только в декларативном принципе, — это четкая установка на работу, которая дается каждому юристу, таким образом, трудностей мы не видим. Мы видим трудные вопросы, на которые ищем решение.

Я.В.: И тут следует понимать, что вместе с крупными проектами и большими гонорарами приходят большие вызовы. К этому следует быть готовым. Конечно, в каждом проекте наступает момент, когда накапливается усталость, но если держать в фокусе конечный результат, то все это не будет настолько важным.

А.С.: Все мы понимаем, что все юристы мечтают иметь крупных клиентов и заниматься крупными проектами.

(Беседовала Светлана ТАРАСОВА,
«Юридическая практика»)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Юристы 100 лучших компаний Украины

Актуальный документ

Документы и аналитика

О передаче на поруки

Акцент

Ковровые бомбардировки

В фокусе: PR

ПАРАЗИТельное сходство

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предложено запретить «благотворительность» со стороны студентов

Определен порядок компенсации разницы между ценами закупки и реализации природного газа для нужд населения

Зарегистрирован законопроект о продовольственной безопасности

Государство и юристы

Патент истины

Неделя права

«ОЮА» собрала арбитражных юристов

Доля женщин-партнеров в британских юрфирмах составляет менее 10 %

СМИрение милиции

Всех впускать

Упрощение электроникой

Судьи на дистанции

Неделя права

Новости из-за рубежа

Религиозные чувства выше прав осужденного

Юрфирмы все чаще судятся с клиентами-неплательщиками

Новости из зала суда

Судебная практика

Приказ МОН Украины о сборе роялти признан недействительным

ВСУ рассмотрел дело о возмещении морального вреда семье работника

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «АНК» провела круглый стол по Закону «О морских портах»

Integrites успешно защитила интересы KWS на Украине

ЮФ «Астерс» выступает юрсоветником ЕБРР в связи с предоставлением кредита «Альфред С. Топфер Интернешенал»

Юристы МПЦ EUCON отстояли в суде интересы компании Zepter International

CMS предоставила банкам консультации в связи с финансированием компании ДТЭК

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» консультирует АСТРА БАНК по вопросам приобретения здания главного офиса

MoneyGram выбрала «Лавринович и Партнеры» своим юридическим советником

DLA Piper консультировала Leroy Merlin по проекту строительства гипермаркета в Киеве

Отрасли практики

Следователи в мантиях

Ложь во внесение

Окружить работой

Административный зуд

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Подготовить руководство

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Льготы не распространяются

Какое использовали обозначение?

Нет состава нарушения

Самое важное

Собрание об акционерах

Единому взносу добавили исключения

Судить по-верховному

И в парламент, и в регламент

Уголовные коррективы

Судебная практика

Судебные решения

Моральный вред, причиненный вследствие преступления, можно взыскать лишь раз

Судебная практика

Акт подписанием дорог

Тема номера

Триумфальная марка

Закон без ремарок

Частная практика

EURO 2013

Кто лишний?

Юристы 100 лучших компаний Украины

Работа над помарками

Подссудное дело

Устойчивое продвижение

Персональное преувеличение

Равнение на клиента

На все случаи бизнеса

Інші новини

PRAVO.UA