Статья 78 Налогового кодекса Украины предусматривает множество оснований для проведения внеплановых налоговых проверок. Фактически предприятие никак не защищено от них и может подвергаться внеплановым проверкам непрерывно. Поэтому остановимся на сложившейся судебной практике назначения внеплановых выездных проверок, в частности на норме, закрепленной подпунктом 78.1.11 пункта 78.1 статьи 78 Налогового кодекса Украины. Хотя в тексте данной нормы указывается, что подобная проверка может быть назначена в уголовном деле и в соответствии с законом, неудачная формулировка этого подпункта статьи стала причиной того, что суды выносят постановления о назначении налоговых проверок и в других производствах, кроме уголовного.
В административных судах при рассмотрении налоговых споров сложилась устойчивая практика вынесения определений о назначении выездных внеплановых проверок налогоплательщиков. По сути, нечеткость нормативной формулировки стала причиной повальной спекуляции со стороны судов в налоговых спорах.
Налогоплательщик, которого уже проверил налоговый орган и насчитал по итогам такой проверки обязательства, обращается в административный суд, чтобы оспорить данное решение. В ходе рассмотрения дела судья назначает внеплановую налоговую проверку (фактически повторную), чтобы получить какие-то дополнительные выводы и доказательства. Назначение таких проверок судом удивляет даже налоговые органы, которые часто не выполняют или неохотно выполняют предписание судьи о проведении проверки. В итоге — рассмотрение дела только затягивается.
Такая практика административных судов несколько противоречит нормам Кодекса административного судопроизводства Украины о равенстве всех участников процесса перед законом и судом (статья 10), состязательности сторон и свободе в предоставлении ими суду своих доказательств и доказывания перед судом их убедительности (статья 11).
Назначая такие проверки, судьи нарушают также принцип, согласно которому в административных делах о противоправности решений, действий или бездеятельности субъекта властных полномочий обязанность доказывания правомерности своего решения, действия или бездеятельности возлагается на ответчика, если он возражает против административного иска (часть 2 статьи 71 Кодекса административного судопроизводства Украины). Кроме того, суд имеет возможность назначить независимую судебную экспертизу, если выводов уже имеющейся налоговой проверки недостаточно, чтобы установить истину в споре (статья 81 Кодекса административного судопроизводства Украины).
Административные суды, инициируя налоговые проверки при рассмотрении споров, перенимают на себя не свойственные им функции налоговых контролирующих органов вместо того, чтобы объективно и непредвзято осуществлять правосудие.
Важно указать на то, что законодатель изначально не предусматривал возможность назначения выездных внеплановых налоговых проверок в других (не уголовных) судебных производствах. Даже в абзаце 3 пункта 1.3 Методических рекомендаций о порядке организации и проведения проверок налогоплательщиков, утвержденных Государственной налоговой администрацией Украины, указывается, что решение (приказ) о проведении проверки, предусмотренной Уголовно-процессуальным кодексом Украины, принимается руководителем органа Государственной налоговой службы на основании постановления суда (определения суда) о назначении проверки или постановления органа дознания, следователя, прокурора.
В то же время следует обратить внимание на изменения в статью 78 Налогового кодекса Украины, которые вступят в силу в ноябре этого года одновременно с новым Уголовным процессуальным кодексом Украины. В частности, подпункт 78.1.11 пункта 78.1 статьи 78 Налогового кодекса Украины скоро будет выглядеть совсем по-другому. Решение (не постановление или определение) о назначении налоговой проверки будет уполномочен выносить только следственный судья, субъект уголовного производства, предусмотренный новой редакцией Уголовного процессуального кодекса Украины.
Будущие изменения только подтверждают, что назначать внеплановые налоговые проверки первоначально уполномочивался только судья в уголовном процессе, но из-за неясности упомянутой формулировки Налогового кодекса Украины такими полномочиями стали пользоваться и судьи административных судов.
Есть надежда, что со вступлением в силу новой редакции подпункта 78.1.11 пункта 78.1 статьи 78 Налогового кодекса Украины практика назначения административными судами налоговых проверок полностью прекратится.
МАРТЫНЮК Наталия — адвокат, старший юрист АО Arzinger, г. Киев
Наталья КУРИЛЕНКО,
руководитель налоговой практики АК «Соколовский и Партнеры», аудитор
Основанием для проведения документальной внеплановой проверки, согласно подпунктам 78.1.1, 78.1.4 и 78.1.9 пункта 78.1 статьи 78 Налогового кодекса (НК) Украины, является непредоставление налогоплательщиком пояснений и их документального подтверждения на письменный запрос органа Государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней. При этом статьей 73 НК Украины, определяющей порядок получения органами Государственной налоговой службы информации от налогоплательщика, не предусмотрен десятидневный срок для предоставления пояснений и документов, а только месячный (абзац 11 пункта 73.3 статьи 73 указанного Кодекса). Таким образом, вследствие коллизии закона, все проверки налоговой, проводимые на основании подпунктов 78.1.1, 78.1.4 и 78.1.9 пункта 78.1 статьи 78 НК Украины, в связи с непредоставлением налогоплательщиком пояснений и их документального подтверждения на письменный запрос органа Государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней — противоправны. На этом основании можно сделать вывод о том, что до внесения изменений в данные нормы (изменение срока предоставления пояснений на месячный) органы Государственной налоговой службы не должны проводить проверки на основании подпунктов 78.1.1, 78.1.4 и 78.1.9 пункта 78.1 статьи 78 НК Украины.
Владимир БЕВЗА,
старший юрист, адвокат Международного правового центра EUCON
В настоящее время в окружных административных судах имеет место практика назначения внеплановых проверок налогоплательщиков при рассмотрении дел об обжаловании налоговых уведомлений-решений органов государственной налоговой службы. В большинстве случаев суды назначают проведение проверок по ходатайству налоговиков, которые в дальнейшем чаще оспаривают такие решения, пользуясь этим для затягивания процессуального времени.
В частности, на Первом налоговом форуме, который проходил в конце сентября, судья Высшего административного суда Украины Александр Нечитайло негативно высказался относительно назначения судами проверок в рамках рассмотрения дел, предметом которых является обжалование налоговых уведомлений-решений.
Действительно, статьей 78 Налогового кодекса Украины нечетко определены основания проведения внеплановых проверок — очевиден факт конфликта интересов (презумпция правомерности решений налогоплательщика). На мой взгляд, постановление суда о проведении проверок должно выноситься только в рамках уголовного дела. Не могу не отметить и позицию Европейского суда по правам человека относительно запрета подмены контрольных функций органов государственной власти и своевременного рассмотрения дела судом. Единственным действенным средством противодействия назначению проверок является предоставление обоснованных возражений и обжалование решения суда.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…