Чем меньше денег, тем грустнее лица — на решение проблем в админсудах нет средств |
Административные суды не успели устранить все недостатки в своей работе — количество накопившихся дел не позволяет говорить о своевременности их рассмотрения без нарушения процессуальных сроков. Это главный недостаток, о котором говорили руководители ряда административных судов на совместном заседании президиума Высшего административного суда Украины и президиума Совета судей административных судов, состоявшемся 14 сентября с.г.
Напомним, что работа административных судов с декабря 2008 года находится под пристальным вниманием органов судейского самоуправления, политиков, общественности… В апреле с.г. состоялось совместное заседание президиумов Верховного Суда Украины и Совета судей Украины,
на котором были подведены итоги проверки состояния осуществления правосудия рядом административных судов. Проверка выявила, что в ВАСУ, Львовском апелляционном административном суде, Львовском и Ивано-Франковском окружных административных судах выявлены факты нарушения законодательных сроков при рассмотрении вопросов об открытии производства по делам и их подготовке к рассмотрению, несоблюдения принципа рассмотрения дел в разумные сроки, рассмотрения судьями дел, которые неподсудны судам административной юрисдикции, ненадлежащего составления и оформления судебных решений. Нарушителям были даны рекомендации и поставлена задача улучшить ситуацию в судах до сентября с.г.
Вместе с тем административные суды, что отрадно отметить, все же выполнили значительную часть рекомендаций.
Докладчик по данному вопросу, первый заместитель председателя ВАСУ Николай Сирош, отметил, что для устранения недостатков в работе суда в соответствии с рекомендациями от 3 апреля с.г. был разработан план организационных мер из 24 пунктов. Сегодня на контроле находятся 11 из них. Но, по словам докладчика, это меры, которые должны осуществляться постоянно. ВАСУ уже большинство предписаний выполнил. Так, для снижения количества нерассмотренных кассационных жалоб, обеспечения равномерных нагрузок на судей был несколько откорректирован порядок распределения жалоб между палатами суда, что позволило до мая с.г. распределить между судьями жалобы, поступившие в ВАСУ в 2008 году, а с июня начать рассмотрение дел, поступивших в 2009 году. Для обеспечения соблюдения специализации судей в палатах ВАСУ подготовлены рекомендации, которые будут предложены к утверждению на заседании Президиума ВАСУ. Ежемесячно готовятся отчеты относительно своевременности оформления и пересылки административных дел, направления копий решений в Единый государственный реестр судебных решений, а также осуществляется систематический анализ соблюдения сроков рассмотрения дел. Кроме того, ВСУ начал предоставлять методическую помощь административным судам, в которых имеются проблемы с накоплением нерассмотренных дел, в том числе с выездом руководства ВАСУ на места. По итогам обобщения рассмотрения дел определенных категорий ВАСУ готовит для судов рекомендационные разъяснения по применению законодательства.
Судья ВАСУ и заместитель председателя Совета судей административных судов Нинель Маринчак озвучила информацию относительно проведенной работы во Львовском апелляционном, Львовском и Ивано-Франковском окружных административных судах. В частности, она отметила, что указанные суды начали работать над устранением недостатков еще до получения рекомендаций 3 апреля с.г., и работа не носила формальный характер, а дала реальные результаты. Например, в апелляционном суде с 1 июля с.г. внедрена автоматизированная система делопроизводства, в которой поступившие дела регистрируются в день поступления и не позднее следующего дня распределяются между судьями в алфавитном порядке. Решена проблема относительно того, что Львовский апелляционный административный суд практически не предоставлял методической помощи судам округа. В настоящее время каждый судья этого суда закреплен за соответствующим окружным судом и организовывает такую работу.
Во Львовском окружном админсуде введено обязательное обучение судей и работников аппарата суда, повышение квалификации, а также обязательное обнародование информации о результатах деятельности суда и о суде. Эту практику судья ВАСУ предложила перенять и для других судов. Кроме того, отдельно г-жа Маринчак отметила, что в суде создана рабочая группа по обсуждению и разрешению проблемных вопросов применения законодательства по разным категориям споров.
Что касается Ивано-Франковского окружного админсуда, Нинель Маринчак отметила, что имеющиеся недостатки в его работе мало зависят от самого суда: не выполнен пункт об обеспечении суда помещением. Имеют место и переносы рассмотрения дел, в связи с тем, что суд не может надлежащим образом уведомить стороны — на отправку повесток не выделяются средства.
О недоработках в работе над ошибками также отчитался исполняющий обязанности председателя Львовского апелляционного административного суда Марьян Кушнарык. Он отметил, что суду не удалось избежать изменений в штатном расписании в связи с изменением в составе судей, вносились изменения и в штат аппарата суда. Также в суде не создан архив апелляционных дел. Но, как отметил г-н Кушнарык, для его организации у суда даже есть подходящее помещение, но пока нет возможности обеспечить в нем положенный температурный режим для хранения материалов.
В целом проведенной работой участники совместного заседания остались довольны. Но это отнюдь не означает, что процесс по улучшению работы административных судов завершен. Напротив, как отметил в своем выступлении заместитель председателя ВАСУ Михаил Цуркан, сегодня перед всеми административными судами стоит практически непосильная задача — до 1 января 2010 года ввести автоматическое делопроизводство, включающее в себя и автоматизированное распределение дел во всех админсудах. Для ее реализации недостаточно ни времени, ни средств. Поэтому на заседании было принято решение обратиться в Совет судей Украины за поддержкой и инициировать отсрочку вступления в силу законодательной нормы об обязательном автоматизированном делопроизводстве в административных судах. Тем более с оглядкой на то, что председатели судов будут нести ответственность за работу такой системы вплоть до уголовной. Иначе они могут стать заложниками ситуации, от них не зависящей.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…