Путешествие по Украине — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №37 (455) » Путешествие по Украине

Путешествие по Украине

10 сентября с.г. вступил в силу Порядок осуществления контроля за доставкой в таможни назначения транспортных средств личного пользования, перемещаемых через таможенную территорию Украины транзитом (Порядок). О том, что собой данный Порядок представляет и каковы последствия вступления его в силу, рассмотрим ниже.

На кого распространяется?

Под действие Порядка попадают транспортные средства, которые перемещаются проходным или внутренним транзитом (транзит) гражданами, не являющимися субъектами внешнеэкономической деятельности. При этом в Порядке не указано, какие именно транспортные средства могут проходить транзитом по Украине, а какие — нет.

Напомним, что на ввоз на территорию Украины для постоянного использования и в целях разукомплектования на запчасти автобусов и грузовых автомобилей, на момент ввоза изготовленных или эксплуатировавшихся более пяти лет, а также других транспортных средств, которые на момент ввоза были изготовлены восемь лет назад, существует запрет, установленный постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Правил ввоза транспортных средств на территорию Украины» от 31 мая 1994 года № 341. Но следует помнить о ряде лиц, которым позволено ввозить транспортные средства старше восьми лет. Это, среди прочих, граждане, въезжающие на территорию Украины для постоянного проживания. В рассматриваемом Порядке также предусмотрена данная категория лиц, следовательно, возрастные ограничения для транспортных средств в этом случае не действуют.

Действующим Порядком определяется круг транспортных средств, на которые он распространяется. Так, транспортные средства, перемещаемые гражданами транзитом, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Украины и до завершения таможенного оформления — при ввозе для постоянного использования на таможенной территории Украины; до вывоза за границы таможенной территории Украины — при ввозе транспортного средства с целью проходного транзита. Иными словами, согласно этому Порядку, можно ввозить транспортные средства и для того, чтобы оставить их на Украине. Что подтверждают Правила таможенного оформления транспортных средств, перемещаемых гражданами через таможенную границу Украины (Правила), утвержденные Приказом Государственной таможенной службы Украины от 17 ноября 2005 года № 1118. Указанные Правила распространяются на транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу гражданами, не являющимися субъектами внешнеэкономической деятельности, для постоянного пользования на Украине или за ее границами либо с целью транзита.

Порядок осуществления контроля

По общему правилу, транспортные средства, о которых идет речь в рассмат­риваемом Порядке, подлежат письменному декларированию, как и при ввозе с целью свободного использования. Согласно Правилам, представить транспортное средство для таможенного конт­роля может не только собственник, но и уполномоченное им лицо. Для постановки на учет необходимо подать документы, подтверждающие право собственности на транспортное средство, документы, подтверждающие право на льготное налогообложение, и другие необходимые для таможенного оформления документы. Также в таможню необходимо предоставить или обязательство о доставке — письменное обязательство о доставке транспортного средства в таможню назначения, с обязательным указанием срока выполнения этого обязательства; или обязательство о транзите — письменное обязательство о вывозе из таможенной территории Украины транспортного средства, ввезеннного с целью проходного транзита, с обязательным указанием срока выполнения этого обязательства. Контроль за доставкой транспортного средства в таможню назначения и выполнением обязательства о доставке или о транзите осуществляет таможня отправления.

Для осуществления контроля за доставкой транспортного средства в таможню назначения (любую региональную таможню, где заканчивается перемещение транспортного средства) и выявления фактов недоставки транспортного средства используется программно-информационный комплекс Единой автоматизированной системы Гостаможслужбы Украины. В случае выявления фактов невыполнения обязательства о доставке или о транзите транспортного средства таможенный орган, непосредственно обнаруживший правонарушение, составляет протокол о нарушение таможенных правил.

Вечный транзит

Понятно, что без установленных сроков для транзита пребывать в этом состоянии можно долго. Но срок доставки транспортного средства в таможню назначения устанавливает таможня отправления с учетом возможностей транспортного средства, маршрута, расстояния к этой таможне и других условий ­перевозки. И этот срок не должен превышать предельного срока доставки — 10 дней. А что делать, если своевременно доставить не удается? Например, вследствие воздействия чрезвычайных или неотвратимых обстоятельств, событий, препятствующих движению транспортного средства? В случае возникновения таких обстоятельств или событий собственник транспортного средства или уполномоченное им лицо должны обратиться с письменным заявлением в ближайшую таможню, в зоне деятельности которой произошел данный случай. К письменному заявлению прилагаются надлежащим образом удостоверенные документы, подтверждающие действие чрезвычайных или неотвратимых обстоятельств или событий.

Порядок содержит перечень таких обстоятельств, из-за которых возможно продление срока транзита. Ими могут быть: стихийное бедствие (в том числе и сезонное естественное явление, в частнос­ти, замерзание моря, портов и т.п., закрытие каналов, перевалов); военные действия или чрезвычайное положение в регионе, через который пролегает маршрут движения; забастовка; преступное действие третьего лица, направленное против собственника транспортного средства или уполномоченного им лица или против самого транспортного средства; происшествие с участием транспортного средства, повлекшее его полное или частичное ­повреждение; а также другие похожие по характеру обстоятельства или события.

Следует отметить, что в результате воздействия подобных факторов транспортное средство может быть полностью утрачено либо приведено в состояние, когда такое транспортное средство невозможно использовать по назначению. В этом случае не надо бросать своего железного коня на «поле боя», необходимо обратиться в таможню, в зоне деятельности которой возникло обстоятельство, повлекшее столь печальные последствия. Эта таможня составляет Акт о проведении таможенного досмотра транспортного средства на основании выводов компетентных органов (в Порядке не указано, каких) и информирует таможню отправления и таможню назначения о потере транспортного средства или невозможности его использования. Все это осуществляется с помощью электронных систем. Остается лишь надеяться, что всевозможные стихийные бедствия и им подобные обстоятельства не повлияют на электронную связь таможни.

Денежный залог

Несмотря на то что данный вид таможенной операции подпадает под льготное налогообложение, предусмотренное Законом Украины «О порядке ввоза (пересылки) на Украину, таможенного оформления и налогообложения личных вещей, товаров и транспортных средств, ввозимых (пересылаемых) гражданами на таможенную территорию Украины», все же не потратить деньги при ввозе или осуществлении транзита транспортного средства не получится.

Так, при ввозе транспортных средств в режиме транзита граждане вносят на счет таможенного органа, осуществляющего пропуск этих транспортных средств, денежный залог в сумме налогов и сборов, подлежащих уплате при ввозе транспортного средства на таможенную территорию Украины с целью свободного использования. Если же транзитное обязательство будет нарушено, к гражданам применяется ответственность, предусмотренная законодательством, а денежный залог не возвращается. В случае наступления форс-мажорных обстоятельств и утери или порчи транзитных транспортных средств денежный залог возвращается собственнику или его наследнику.

Данное положение не распространяется на транзит гражданами транспортных средств, пребывающих на постоянном учете в регистрационных органах других стран.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

«Положительная» аттестация судей

Деловая практика

Путешествие по Украине

Законодательная практика

Украинцы за границей! Ау?

Зарубежная практика

Закрыт суд на Боу-стрит в Лондоне

Со скамьи подсудимых - на курсы!

Легальные лазейки президента

Историческая практика

Клуб «Червонных валетов»

Между жизнью и смертью... мужа

Комментарии и аналитика

«Несовершенство» совершеннолетия

Презумпция неприкосновенности

Неделя права

Стражи правопорядка

Досудебное следствие — МВД

Еще один зам для Генпрокурора

Решаем проблемы вместе

Дадим бой терроризму и коррупции

Реестр событий

Законотворческие горизонты

Было ли нарушение Закона?

Согласья нет в рядах законотворцев

Судебная практика

Чем регулировать налоги?

Судебные решения

Об аспектах пересмотра решений в налоговых спорах

О налоговых нарушениях в сфере торговли, общественного питания и услуг

О возвращении излишне уплаченных налогов

Тема номера

Внеплановые выездные проверки

«Нерезидентная» добавленная стоимость

Трибуна

Мнимые процессуальные ловушки

Частная практика

Рейтинг юристов, работающих на рынке M&A

Жить… уважая друг друга

Інші новини

PRAVO.UA