25 августа с.г. истек срок прекращения полномочий депутатов, перешедших на работу в правительство (а таковых 11 человек). В связи с тем, что Верховный Совет в это время не работал, вопрос о досрочном прекращении полномочий совместителей не был решен. Напомним, что все депутаты, кроме Романа Зварича, назначенного министром юстиции, подали заявления о досрочном прекращении полномочий депутата в связи с переходом на работу в Кабинет Министров Украины.
Согласно Конституции Украины, депутатский мандат не может совмещаться с должностью министра. Но в то же время, согласно Закону Украины «Об особенностях увольнения с должностей лиц, которые совмещают депутатский мандат с другими видами деятельности» (Закон), в случае, если в установленный срок полномочия депутата не прекращены, то акт, которым он был назначен на должность, не совместимую с депутатским мандатом, утрачивает силу. Соответственно возникает вопрос о легитимности министров-депутатов. С целью разъяснения данного вопроса «Юридическая практика» обратилась за комментариями к юристам.
Игорь Пукшин, управляющий партнер АО «Пукшин и Партнеры», считает, что соответствующие нормы Закона не будут применены, так как не прописаны последствия нарушения Закона в случае неподачи депутатом соответствующего заявления о сложении полномочий. Впрочем, ответственности нет, но в любом случае все должны придерживаться действующего законодательства.
По мнению Сергея Власенко и Алексея Резникова, партнеров юридической фирмы «Магистр & Партнеры», в сложившейся ситуации никто из министров, в том числе и премьер-министр Украины, не несет юридической ответственности за несоблюдение норм Закона, исключая министра юстиции Романа Зварича, так как он вовремя не подал соответствующего заявления. Анализируя нормы Конституции Украины, в частности часть 5 статьи 81 Конституции Украины, можно сделать вывод, что в случае добровольного выхода народного депутата Украины из состава фракции его полномочия прекращаются досрочно на основании Закона и по решению высшего руководящего органа соответствующей партии со дня принятия такого решения. Данный Закон принимался Верховным Советом Украины в соответствии с Конституцией Украины в редакции 1996 года, когда не только существовали спорные вопросы в избирательном законодательстве, но и была нестабильной политическая ситуация в нашем государстве. Сейчас в связи с проведением политической реформы и принятием изменений в Конституцию Украины противоречий нет. Можно сказать, что вопрос сложения депутатских полномочий министрами-совместителями полностью урегулирован Конституцией.
Советник Президента Украины Николай Полуденный отметил, что в связи с проведением политической реформы изменился порядок назначения правительства. Поэтому очень проблематично применить Закон к сложившийся ситуации. Если «выдергивать» отдельные нормы, в частности, статью 120 Конституции Украины, и применять в соответствии с действующим законодательством, то можно сказать, что Верховный Совет Украины, принимая решение о назначении министров и премьер-министра, допустил нарушение. В частности, нарушена процедура их назначения. Исходя из сложившихся обстоятельств, можно сказать, что главным вопросом текущей сессии Верховного Совета Украины является вопрос о законности назначения премьер-министра и министров.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…