Украинцы за границей! Ау? — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №37 (455) » Украинцы за границей! Ау?

Украинцы за границей! Ау?

Парламентарии всерьез занялись регулированием порядка проведения референдумов. Так, кроме, законопроекта, регулирующего порядок проведения местных референдумов, в парламенте зарегистрирован законопроект «О всеукраинском референдуме» (Проект). Данный Проект и по объему, и по содержанию значительно «богаче» ныне действующего Закона Украины «О всеукраинском и местном референдумах» (Закон).

Общие положения

Если обратиться к вопросам, регулирующимся и Законом, и Проектом, то можно отметить, что в Проекте они освещены шире и все же несколько иначе. Так, часть 3 статьи 1 указывает, что предметом референдума могут быть любые вопросы, кроме тех, по которым референдум не допускается в соответствии с Конституцией Украины, а это, как известно: законопроекты о налогообложении, бюджете и амнистии. Действующий же Закон, наоборот, определяет сферу вопросов, которые могут рассматриваться на референдуме.

Изменения коснулись списка лиц, имеющих право на участие во всеукраинском референдуме. Проект предусматривает, что гражданин, проживающий или находящийся за пределами территории Украины, владеет в полном объеме правом на участие в референдуме. А часть 1 статьи 7 Закона устанавливает, что в референдуме имеют право принимать участие граждане Украины, постоянно проживающие на территории Украины. Этот положение существенно и необоснованно ограничивало права граждан Украины, которые находились за рубежом, ведь права на участие в выборах Президента Украины или народных депутатов эти граждане не лишались.

Также Проект объединяет в одной статье ограничения, которые в Законе были рассеяны в нескольких. Для ограничения возможного превышения полномочий Проект содержит ряд положений о недопустимости вынесения на всеукраинский референдум вопросов: о продлении срока полномочий действующего Президента Украины, Верховного Совета Украины текущего созыва либо о перенесении сроков проведения выборов Президента Украины или Верховного Совета Украины, которые могут привести к узурпации власти; об избрании или назначении на должность, приостановлении или продолжении полномочий лиц, которые в соответствии с Конституцией Украины не относятся к выборным, а также ряд других вопросов.

Кроме этого, положительным моментом Проекта является определение круга лиц, которые могут быть инициаторами проведения всеукраинского референдума. Им также регулируются вопросы, касающиеся особенностей формирования вопросов для референдума. Так, вынесение на всеукраинский референдум проекта новой Конституции Украины осуществляется лишь после предварительного рассмотрения такого проекта Конституционным Судом Украины. Вопросы, выносимые на референдум, не должны противоречить Конституции Украины, ограничивать, отменять или сужать общепризнанные права и свободы человека и гражданина, а также конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Но кто будет определять, противоречат ли они Конституции Украины, в Проекте не указано — видимо, подразумевается, что этим будет заниматься Конституционный Суд Украины.

Инициатива наказуема исполнением

К достоинствам Проекта можно отнес­ти выделение в отдельную часть порядка создания инициативной группы по проведению референдума. Существенные отличия между Проектом и Законом заметны уже с первых пунктов этого порядка. Так, Законом предусматривалось оповещение о времени, месте и цели собрания председателя районного, городского (городов республиканского и областного подчинения) совета народных депутатов, на территории которого будет проводиться собрание. Следует отметить, что основная идея Проекта — это передача всех полномочий местных советов и их председателей относительно референдума Центральной избирательной комиссии. Согласно Проекту, такое оповещение направляется в ЦИК, и не позднее чем за 3 календарных дня (а не 10, как по Закону) до проведения собрания. Вообще, можно заметить общую тенденцию Проекта к сокращению сроков, отведенных для подготовки референдума. Так, предусматривается, что ЦИК будет направлять на собрание своего представителя для осуществления контроля за соблюдением законодательства о референдуме. Кроме этого, Проект предлагает увеличить количественный состав собрания граждан по созданию инициативной группы с 200 человек по Закону до 500, а также увеличить саму инициативную группу с 20 человек до 50.

Относительно регистрации инициативной группы законопроект предусматривает следующее. Документы для регистрации инициативных групп подаются в ЦИК, и комиссии для рассмотрения документов предоставлено 7 дней. Для сравнения: Закон предусматривает регистрацию инициативных групп ЦИК по представлению председателей районных, городских (городов республиканского и областного подчинения) советов народных депутатов, на территории которых проводились собрания граждан, избранных инициативную группу. Передача документов осуществляется в 10-дневный срок, а на регистрацию инициативной группы в ЦИК дается 15 дней.

В отличие от Закона в Проекте тщательно выписан порядок передачи подписных листов ЦИК, проверки порядка сбора подписей и действительности подписей.

Проверь себя в списке!

Этот лозунг, актуальный в ходе проведения последних выборов, при проведении всеукраинских референдумов (при условии принятия данного законопроекта), возможно, будет уже не столь популярным. Спискам избирателей посвящена отдельная часть Проекта. Она, в частности, указывает, что не позднее чем через 38 дней со дня назначения референдума граждане уже могут ознакомиться с общим списком участников референдума. В случае нахождения ошибки в списке гражданин лично подает жалобу в участковую или территориальную комиссию по проведению всеукраинского референдума. Эта жалоба может подаваться в соответствующую участковую комиссию не позднее чем за один день до дня проведения референдума, а в случае подачи жалобы в преддверии проведения референдума — до 18 часов дня, предшествующего дню проведения референдума. Жалоба, поданная в участковую комиссию после указанного срока, не будет рассматриваться. Новшеством Проекта является возможность участвовать в референдуме по открепительному удостоверению.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Государственная практика

«Положительная» аттестация судей

Деловая практика

Путешествие по Украине

Законодательная практика

Украинцы за границей! Ау?

Зарубежная практика

Закрыт суд на Боу-стрит в Лондоне

Со скамьи подсудимых - на курсы!

Легальные лазейки президента

Историческая практика

Клуб «Червонных валетов»

Между жизнью и смертью... мужа

Комментарии и аналитика

«Несовершенство» совершеннолетия

Презумпция неприкосновенности

Неделя права

Стражи правопорядка

Досудебное следствие — МВД

Еще один зам для Генпрокурора

Решаем проблемы вместе

Дадим бой терроризму и коррупции

Реестр событий

Законотворческие горизонты

Было ли нарушение Закона?

Согласья нет в рядах законотворцев

Судебная практика

Чем регулировать налоги?

Судебные решения

Об аспектах пересмотра решений в налоговых спорах

О налоговых нарушениях в сфере торговли, общественного питания и услуг

О возвращении излишне уплаченных налогов

Тема номера

Внеплановые выездные проверки

«Нерезидентная» добавленная стоимость

Трибуна

Мнимые процессуальные ловушки

Частная практика

Рейтинг юристов, работающих на рынке M&A

Жить… уважая друг друга

Інші новини

PRAVO.UA