Прокуратурный долгострой — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №19 (594) » Прокуратурный долгострой

Прокуратурный долгострой

Похоже, процесс реформирования украинской прокуратуры и приведение ее в соответствие хотя бы с действующей Конституцией Украины наконец-то сдвинулся с мертвой точки. 14 апреля с.г. Верховный Совет Украины 363 голосами «за» принял в первом чтении проект Закона Украины «О прокуратуре».

Как известно, действующий Закон Украины «О прокуратуре» был введен в действие постановлением Верховного Совета Украины от 5 ноября 1991 года. Начиная с 1993 года в этот Закон неодно­кратно вносились изменения и дополнения, а всего на протяжении 15 лет было принято более 20 таких изменений. Несистемное, а местами и противоречивое внесение изменений в Закон Украины «О прокуратуре» привело к тому, что некоторые его положения не отвечают Конституции Украины, несколько раз Конституционный Суд Украины уже признавал отдельные положения этого Закона неконституционными, а по другим давал официальные толкования.

То есть актуальность принятия этого закона несомненна — вопреки всем обязательствам и заверениям украинская прокуратура до сих пор не реформирована. Представленный на рассмот­рение парламента законопроект является результатом трудов профильного парламентского комитета, итогом серьезной дискуссии парламентариев, ученых и практических сотрудников.

Как отметил один из авторов законопроекта, председатель профильного парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Виктор Швец, разработчики исходили из следующего. Поскольку в статье 123 Конституции Украины предусмотрено, что организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются законом, в подготовленном законопроекте детально регламентированы функции прокуратуры, которые определены соответствующими положениями Конституции. Функции прокуратуры приведены в четкое соответствие с Конституцией. Каждой из них в законопроекте посвящена отдельная глава. Также в проекте этого Закона дается определение прокуратуры как «независимого государственного органа, составляю­щего единую централизованную систему, которая от имени общества на основании, в пределах полномочий и способом, преду­смотренным Конституцией и законами Украины, осуществляет возложенные на нее функции по защите от неправомерных посягательств на права и законные интересы человека и гражданина и интересы государства и общества».

Новеллами законопроекта г-н Швец называет установление порядка рассмот­рения обращений прокуратуры и обжалования решений прокурора. Есть новая глава четвертая, в которой устанавливается контроль деятельности про­куратуры, устанавливаются четкие основания досрочного прекращения полномочий Генерального прокурора и основания для высказывания ему недоверия. Уделено внимание также общественным и профессиональным организациям прокуроров. Отдельный раздел посвящен регулированию прокурорских актов, усовершенствовано правовое регулирование кадрового обеспечения органов прокуратуры. Установлено требование декларирования прокурорами своих доходов. Введен институт отставки прокуроров по отдельным основаниям.

Несмотря на внушительную поддержку парламентариев, проект, безусловно, не является идеальным и кроме исключительно юридических неувязок содержит ряд принципиальных «проколов», которые, надеемся, будут устранены ко второму чтению. В частности, обратим внимание на норму, согласно которой прокурор Автономной Республики Крым назначается Генпрокурором без соответствую­щего согласования с Верховным Советом АРК. В то же время такое согласование предусмотрено Конституцией АРК, изменить которую по своей инициативе народные депутаты Украины неполномочны.

По мнению Главного научно-экспертного управления парламента, в законопроекте недостаточно отражена специфика функционирования военных прокуратур и статуса сотрудников таких прокуратур — де-факто гражданские и военнослужащие сотрудники военных прокуратур находятся в неравном положении. В дальнейшем предлагается укомп­лектовывать штат военных прокуратур исключительно за счет офицеров запаса.

Обратим внимание и на такое. Мо­ниторинговый комитет Парламент­ской ассамблеи Совета Европы в своем заключении от 14 марта 2008 года указал, что реформирование Прокуратуры Украины должно осуществляться на основе внесения изменений в Конституцию, пересмотра закона о прокуратуре, реформирования уголовно-процессуального законодательства. По мнению Главного научно-экспертного управления парламента, данный законопроект целесооб­разно было бы разрабатывать и рассмат­ривать одновременно с проектом новой редакции Уголовно-процессуального кодекса Украины в одном, а не в разных профильных комитетах Верховного Совета Украины. Такая параллельная разработка двух актуальных и важных законопроектов имела бы большую эффективность. Но, к сожалению, данная рекомендация все еще не услышана. Перспективы принятия УПК в ближайшее время выглядят крайне туманными (ведь даже с единым проектом еще не определились — один разрабатывают в парламенте, другой — в Национальной комиссии по укреплению демократии и утверждению верховенства права). Не следует забывать и о возможности скоротечной конституционной реформы. Так что может сложиться ситуа­ция, когда новый закон о прокуратуре, который, надеемся, все-таки примут, придется изменять ради согласования с новыми конституционными нормами и/или процессуальным законодательством.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Жизненный опыт или…

Государственная практика

Прокуратурный долгострой

Законодательная практика

Приостановил акт — отчитайся!

Админсуд – только для физлиц

Зарубежная практика

Пиво без бренда — деньги на ветер

Неделя права

Внимание, Съезд!

В ожидании судьи…

Встреча с кандидатами

Жмите на газ за городом

Был дополнением — стал проектом

Новости законотворчества

На Украине предлагают возобновить смертную казнь

Выборы по уточненным правилам

Исчисление сроков апелляционного обжалования

Новости из зала суда

Суд вынес решение по иску школьника

Водитель успешно оспорил использование «Визира»

Суд запретил советские символы во время празднования Дня Победы

Суд оставил без рассмотрения иск К. Григоришина

Новости из-за рубежа

Google защитит ТМ Android в суде

Казахский БТА Банк оспорит в суде ребрендинг российской «дочки»

Хорватия запретила курение в общественных местах

Новости профессии

В ВХСУ проведен международный конкурс

Президент Украины ограничил возможность предоставления платных услуг

Выполняет ли Европа Соглашение между Украиной и ЕС об упрощении выдачи виз?

Присвоены ранги государственных служащих

Новости юридических фирм

Magisters представляет государственное предприятие «Украэрорух» в споре с Royal Bank of Scotland

ЮФ «Лавринович и Партнеры» начала работу с новым клиентом — Посольством КНР

Практика ЮФ «Астерс» высоко отмечена The Legal 500

Новости юридического мира

«Крайслер» начал процедуру банкротства

Salans вступила в альянс с местной российской юрфирмой

Из Clifford Chance уходят судебники

В региональных офисах Hammonds — новое руководство

Реестр событий

Политфигура — вещь неприкасаемая?

Per astra EnGarde!

Служебная лестница

Избрания

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебная практика

ВСУ дал указание судам не думать?

Судебные решения

О порядке регистрации знаков для товаров и услуг торговыми представителями

О нюансах перехода права собственности на торговые марки государственного предприятия

Тема номера

Белые начинают и выигрывают?

Теория и практика использования знака

Частная практика

Кто лучше? Версия Chambers

Адвокат доступен всем?

Нериторический вопрос: кому нужна риторика?

Юридический форум

Минэкономики: реклама всем

Інші новини

PRAVO.UA