Похоже, процесс реформирования украинской прокуратуры и приведение ее в соответствие хотя бы с действующей Конституцией Украины наконец-то сдвинулся с мертвой точки. 14 апреля с.г. Верховный Совет Украины 363 голосами «за» принял в первом чтении проект Закона Украины «О прокуратуре».
Как известно, действующий Закон Украины «О прокуратуре» был введен в действие постановлением Верховного Совета Украины от 5 ноября 1991 года. Начиная с 1993 года в этот Закон неоднократно вносились изменения и дополнения, а всего на протяжении 15 лет было принято более 20 таких изменений. Несистемное, а местами и противоречивое внесение изменений в Закон Украины «О прокуратуре» привело к тому, что некоторые его положения не отвечают Конституции Украины, несколько раз Конституционный Суд Украины уже признавал отдельные положения этого Закона неконституционными, а по другим давал официальные толкования.
То есть актуальность принятия этого закона несомненна — вопреки всем обязательствам и заверениям украинская прокуратура до сих пор не реформирована. Представленный на рассмотрение парламента законопроект является результатом трудов профильного парламентского комитета, итогом серьезной дискуссии парламентариев, ученых и практических сотрудников.
Как отметил один из авторов законопроекта, председатель профильного парламентского комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Виктор Швец, разработчики исходили из следующего. Поскольку в статье 123 Конституции Украины предусмотрено, что организация и порядок деятельности органов прокуратуры определяются законом, в подготовленном законопроекте детально регламентированы функции прокуратуры, которые определены соответствующими положениями Конституции. Функции прокуратуры приведены в четкое соответствие с Конституцией. Каждой из них в законопроекте посвящена отдельная глава. Также в проекте этого Закона дается определение прокуратуры как «независимого государственного органа, составляющего единую централизованную систему, которая от имени общества на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины, осуществляет возложенные на нее функции по защите от неправомерных посягательств на права и законные интересы человека и гражданина и интересы государства и общества».
Новеллами законопроекта г-н Швец называет установление порядка рассмотрения обращений прокуратуры и обжалования решений прокурора. Есть новая глава четвертая, в которой устанавливается контроль деятельности прокуратуры, устанавливаются четкие основания досрочного прекращения полномочий Генерального прокурора и основания для высказывания ему недоверия. Уделено внимание также общественным и профессиональным организациям прокуроров. Отдельный раздел посвящен регулированию прокурорских актов, усовершенствовано правовое регулирование кадрового обеспечения органов прокуратуры. Установлено требование декларирования прокурорами своих доходов. Введен институт отставки прокуроров по отдельным основаниям.
Несмотря на внушительную поддержку парламентариев, проект, безусловно, не является идеальным и кроме исключительно юридических неувязок содержит ряд принципиальных «проколов», которые, надеемся, будут устранены ко второму чтению. В частности, обратим внимание на норму, согласно которой прокурор Автономной Республики Крым назначается Генпрокурором без соответствующего согласования с Верховным Советом АРК. В то же время такое согласование предусмотрено Конституцией АРК, изменить которую по своей инициативе народные депутаты Украины неполномочны.
По мнению Главного научно-экспертного управления парламента, в законопроекте недостаточно отражена специфика функционирования военных прокуратур и статуса сотрудников таких прокуратур — де-факто гражданские и военнослужащие сотрудники военных прокуратур находятся в неравном положении. В дальнейшем предлагается укомплектовывать штат военных прокуратур исключительно за счет офицеров запаса.
Обратим внимание и на такое. Мониторинговый комитет Парламентской ассамблеи Совета Европы в своем заключении от 14 марта 2008 года указал, что реформирование Прокуратуры Украины должно осуществляться на основе внесения изменений в Конституцию, пересмотра закона о прокуратуре, реформирования уголовно-процессуального законодательства. По мнению Главного научно-экспертного управления парламента, данный законопроект целесообразно было бы разрабатывать и рассматривать одновременно с проектом новой редакции Уголовно-процессуального кодекса Украины в одном, а не в разных профильных комитетах Верховного Совета Украины. Такая параллельная разработка двух актуальных и важных законопроектов имела бы большую эффективность. Но, к сожалению, данная рекомендация все еще не услышана. Перспективы принятия УПК в ближайшее время выглядят крайне туманными (ведь даже с единым проектом еще не определились — один разрабатывают в парламенте, другой — в Национальной комиссии по укреплению демократии и утверждению верховенства права). Не следует забывать и о возможности скоротечной конституционной реформы. Так что может сложиться ситуация, когда новый закон о прокуратуре, который, надеемся, все-таки примут, придется изменять ради согласования с новыми конституционными нормами и/или процессуальным законодательством.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…