Европейский суд воспротивился смешению двух товарных знаков |
История многолетнего противостояния двух известных пивоварен — чешской Budejovicky Budvar и американской Anheuser-Busch пополнилась еще одним фактом. Европейский суд справедливости (высший судебный орган объединенной Европы) окончательно отказал Anheuser-Busch в регистрации на территории Европейского Союза обозначения BUDWEISER в качестве торговой марки Содружества (Community Trade Mark), принадлежащей исключительно этой компании. Таким образом, были защищены права чешского производителя, также поставляющего на европейский рынок пиво под торговой маркой BUDWEISER. Суд подтвердил исключительные права Budejovicky Budvar на использование ТМ BUDWEISER в Германии, Австрии и ряде других европейских стран (очевидно,
что на этих рынках пиво из США будет представлено под новым брендом). Однако для Anheuser-Busch европейский рынок данное решение суда полностью не «закрыло», ведь у чешских пивоваров тоже нет исключительных прав на ТМ BUDWEISER. У обоих производителей остаются равные возможности отстоять права на спорную торговую марку в большинстве европейских государств.
История конфликта
Обе компании имеют значительный опыт отстаивания своих интересов в различных юрисдикциях. Спор о правах на торговую марку BUDWEISER и ее производные (например, Bud) уже вошел в учебники по праву интеллектуальной собственности. Пиво с таким названием варилось в городке Будейовице (нем. Budweiser) в Чехии с 1265 года. Идея производить в США популярное в среде немцев-эмигрантов пиво BUDWEISER воплотилась в жизнь 1875 года, когда пивоварня Anheuser Busch (Сент-Луис, штат Миссури) выпустила на местный рынок первую партию «Американского Будвайзера».
А судебное разбирательство по поводу интеллектуальной собственности началось через 36 лет. В 1911 году на американский рынок решили выйти чешские пивовары со своим «Будвайзером». Однако тогда было достигнуто первое соглашение: в обмен на финансовую компенсацию пивовары из Будейовице позволили Anheuser Busch использовать товарный знак BUDWEISER за пределами Европы. Как результат — на рынках не европейских стран одновременно появилось и чешское, и американское пиво под одним и тем же названием BUDWEISER.
К новому витку споров вокруг BUDWEISER привела регистрация товарного знака с очень длинным наименованием — Imported Original Bohemian Budweiser Beer from Budweis City («Импортное оригинальное богемское пиво «Будвайзер» из города Будвайз»), которую чехи получили в США в конце 30-х годов. Правда, тогда появилось еще одно соглашение, согласно которому чешские пивовары обязались не использовать названия BUDWEISER и Budvar в государствах американского континента к северу от Панамы.
После целого ряда судебных споров для поставок в США чешская компания была вынуждена использовать торговую марку Czechvar.
В 1990 году, когда Anheuser Busch выступила с предложением об участии в приватизации завода «Будвайзер стройвар», между двумя компаниями было подписано соглашение о моратории на судебные разбирательства относительно BUDWEISER. Но в 1996 году Министерство сельского хозяйства Чешской Республики приняло решение вообще отказаться от идеи приватизации пивоварни. Отметим, что в том же году американские производители пива подали свои заявки на регистрацию СТМ BUDWEISER, окончательное решение по которой Европейский суд вынес только в 2009 году.
Интересное решение было принято британской Фемидой. В 2000 году суд решил, что обе стороны владеют правами на свои товарные знаки, невзирая на опасность смешения их в восприятии потребителей: товарный знак BUDWEISER был оставлен за обеими сторонами. Аргументировался подобный компромисс таким образом: в начале борьбы за BUDWEISER методы ведения бизнеса и перевозки были достаточно ограниченными, поэтому лишь немного людей, знакомых либо с пивом из Богемии, либо с напитком с берегов Миссури, могли предоставлять преимущество тому или другому напитку.
BUDWEISER — не Community Trade Mark
Возвращаясь к решению Европейского суда справедливости по делу T-191/07 (об отказе в регистрации BUDWEISER как Community Trade Mark, права на которую принадлежат Anheuser Busch), констатируем, что чешские пивовары одержали еще одну локальную победу, укрепившую их позиции на европейском рынке.
Как пояснила партнер АК «Коннов и Созановский» Юлия Семений, данный спор касается регистрации Community Trade Mark, которая после регистрации действовала бы на всей территории ЕС. Особенности процедуры регистрации СТМ заключаются в том, что если хотя бы в одной из стран ЕС будет обнаружено препятствие для регистрации торговой марки, это влечет за собой отказ в регистрации СТМ в целом. В данном случае основанием для отказа стала более ранняя регистрация аналогичной торговой марки в Австрии и Германии, а также ее использование собственником — компанией Budejovicky Budvar.
Управляющий партнер ЮК Jurimex Юрий Крайняк, кроме того, акцентирует внимание, что американская компания, за небольшим исключением, не имела права использовать торговую марку в Европе. Экспорт в большинство стран Европы пива, известного в США как BUDWEISER, осуществляется под торговой маркой Anheuser Bud, а попытка осуществления регистрации в качестве торговой марки ЕС скорее имела больше тактическое значение, чем какое-то еще.
Г-н Крайняк поясняет, что в силу статьи 8 регламента ЕС № 40/94 «О торговой марке ЕС» знак BUDWEISER действительно не может быть зарегистрирован на имя компании Anheuser-Busch хотя бы в силу того, что на территорию практически всех стран Европы (в том числе Австрии, Германии и стран Бенилюкса) распространяется целый ряд международных регистраций (зарегистрированных по Мадридскому соглашению), датированных начиная с 1950 года и права на которые принадлежат чешскому производителю.
Согласно литере «b» части 1 статьи 8 регламента ЕС № 40/94, при наличии возражений собственника ранее зарегистрированной торговой марки поданная на регистрацию торговая марка не может быть зарегистрирована в случае, если в связи с тождественностью или схожестью с ранее зарегистрированным знаком и схожестью или тождественностью товаров и услуг, на которые распространяется правовая охрана такого знака, существует вероятность введения в заблуждение общественности в пределах территории, на которой охраняется ранее зарегистрированная торговая марка. При этом под ранее зарегистрированной торговой маркой понимаются и те знаки, которые были зарегистрированы в соответствии с международными соглашениями, имеющими силу в определенных странах ЕС (Мадридское соглашение, на основании которого получило права на знак чешское предприятие, таковым и является).
Но, по мнению Юлии Семений, это не лишает заявителя (Anheuser-Busch) возможности попытаться зарегистрировать аналогичную торговую марку в странах, где она не была зарегистрирована ранее, путем подачи международной заявки либо подачи национальных заявок в соответствующих странах. И как в таком случае будет развиваться ситуация в каждом из государств — зависит от законодательного регулирования и конкретных действий сторон, в том числе и фактического использования торговой марки (реализации продукции, ее рекламирования) в этих странах.
Интересно, что и на Украине может быть инициировано подобное судебное разбирательство. По информации Юрия Крайняка, на территории Украины распространяется действие международных регистраций знака BUDWEISER, принадлежащих как чешскому производителю (№ 238203), так и американскому (№ 835837), а это говорит о том, что, как минимум, по мнению Государственного департамента интеллектуальной собственности, нет ничего плохого в существовании на украинском рынке двух разных производителей пива под торговой маркой BUDWEISER. «Если же посмотеть на опыт Великобритании, — продолжает г‑н Крайняк, — то в целом действительно они могут сосуществовать, хотя сомнений в том, что потребители в таком случае будут вводиться в заблуждение, практически нет».
Превентивные меры
«Случай с торговой маркой BUDWEISER, — говорит Юрий Крайняк, — является одним из самых спорных случаев относительно определения, кто же здесь виноват на самом деле. Ясное дело, чехи имеют права хотя бы в силу названия города, в котором они находятся (в некоторых странах, где им использование торговой марки запрещено, чешский производитель указывает большими буквами именно название города). С другой стороны, считается, что американцы первыми начали выпускать пиво под этой торговой маркой (распространено мнение, что разница буквально в полгода, но ввиду того, что события относятся к концу XIX века, точно установить достаточно сложно)».
По мнению Юлии Семений, спор о правах на торговую марку является производным от конкурентной борьбы двух производителей. И данный спор следует рассматривать не в контексте ограничения доступа потребителей к продукции того или иного производителя, а в контексте соблюдения прав на торговую марку. Г-жа Семений поясняет, что если торговая марка действительно была правомерно зарегистрирована и добросовестно используется ее собственником, то использование такой же торговой марки другим производителем нарушает права собственника торговой марки и может привести к введению потребителя в заблуждение.
Избежать длительных судебных разбирательств можно, позаботившись о предварительной регистрации ТМ в стране, на рынок которой компания собирается выйти. Это может быть достигнуто как с помощью проведения национальной регистрации знака, так и через международную регистрацию по Мадридскому соглашению. Но не следует забывать, напоминает Юлия Семений, что в случае, если торговая марка фактически не используется в течение определенного срока (как правило, 3—5 лет), законодательство многих стран предусматривает возможность досрочного прекращения регистрации торговой марки.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…