В статье Л.Антоненко, Н.Лепинис, А.Сичкаря «Так что же такое «недоплата», (см. ЮП № 19 от 8 мая 2002 года) была высказана правовая позиция в отношении порядка исчисления базы для наложения штрафа за ошибки, допускаемые налогоплательщиком в налоговом учете.
Согласно высказанному в статье мнению, положения Закона «О порядке погашения обязательств перед бюджетами и государственными целевыми фондами» следует понимать таким образом, что при наличии у налогоплательщика переплаты по налогу к такому налогоплательщику не могут применяться штрафы за обнаруженную в ходе проверки недоимку, если сумма недоимки не превышает суммы переплаты.
Это мнение подтверждалось также решениями первых двух инстанций хозяйственного суда, в которых юридической фирме «АНК» удалось отстоять такую интерпретацию Закона. Ввиду того, что наша позиция была подтверждена практикой, мы решили поделиться с читателями газеты своими аргументами.
К сожалению, Высший хозяйственный суд Украины в своем письме от 13 февраля 2002 года № 01-8/155 высказал иную точку зрения: «Наличие переплаты налога не освобождает субъекта предпринимательской деятельности от ответственности за нарушение законодательства о налогах, поскольку закон связывает применение штрафных санкций к налогоплательщику с выявлением факта нарушения законодательства о налогах».
Эта же позиция нашла отражение и в пункте 6.1.10 Инструкции ГНАУ «О порядке применения и взыскании сумм штрафных (финансовых) санкций органами государственной налоговой службы», которым Инструкция была дополнена 11 марта 2002 года (вступила в силу 2 апреля 2002 года).
Убеждены, что непредвзятый исследователь не найдет в Законе № 2181 ни слова о том, что «Закон связывает применение штрафных санкций к налогоплательщику с выявлением факта нарушения законодательства о налогах», как пытается представить дело Высший хозяйственный суд.
Чтобы не быть голословными, приведем извлечения из статьи 7 Закона (см. вставку), в которой базу для наложения штрафа мы подчеркнули и выделили жирным шрифтом. Не нужно быть Высшим хозяйственным судом, чтобы заметить, что Законом устанавливаются различные базы для наложения того или иного штрафа, причем они напрямую зависят от наличия переплаты.
Итак, ВХСУ настаивает на том, что независимо от оснований наложения штрафа базой для его исчисления должна быть сумма доначисленного налоговым органом налогового обязательства. Согласно мнению ВХСУ, налог доначисляется, когда налогоплательщик нарушает (применяет неправильно) ту или иную норму налогового законодательства. В этом мы с ВХСУ согласны. Но. Для нас очевидно, что в результате такого нарушения недоплата налога может возникнуть, но может и не возникнуть. Именно поэтому в подпункте 17.1.3 Закона применение штрафа ставится в зависимость от наличия недоплаты, а не одного только нарушения налогового законодательства. Однако недоплата отсутствует, если наличествует переплата. Следовательно, отсутствуют основания для применения штрафа.
В случае, предусмотренном подпунктом 17.1.4 Закона, применение штрафа, напротив, действительно зависит только от факта ошибки, из-за которой налоговый орган доначислил налоговое обязательство. Поэтому и базой для исчисления штрафа будет сумма доначисленного налогового обязательства независимо от наличия или отсутствия переплаты.
Аргументация простая и, на наш взгляд, вполне очевидная. Поэтому если руководствоваться законом, а не информационными письмами ВХСУ и инструкциями ГНАУ, то такая аргументация остается актуальной несмотря на фискальную позицию, которую занял Высший хозяйственный суд.
СТАТЬЯ 17. ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ (ШТРАФЫ) (ИЗВЛЕЧЕНИЕ)
17.1.3. В случае когда контролирующий орган самостоятельно доначисляет сумму налогового обязательства налогоплательщика на основаниях, изложенных в подпункте «б» подпункта 4.2.2 пункта 4.2 статьи 4 этого Закона, такой налогоплательщик обязан заплатить штраф в размере пяти процентов от суммы недоплаты за каждый из налоговых периодов, установленных для такого налога, сбора (обязательного платежа), начиная с налогового периода, на который приходится такая недоплата, и заканчиная налоговым периодом, на который приходится получение таким налогоплательщиком налогового уведомления от контролирующего органа, но не более двадцати пяти процентов такой суммы и не менее десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
17.1.4. В случае когда контролирующий орган самостоятельно доначисляет сумму налогового обязательства налогоплательщика на основаниях, определенных в подпункте «в» подпункта 4.2.2 пункта 4.2 статьи 4 этого Закона, такой налогоплательщик обязан уплатить штраф в размере пяти процентов от суммы доначисленного налогового обязательства, но не менее одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан.
АНТОНЕНКО Леонид, ЛЕПЕНИС Нина — юридическая фирма «АНК» (г. Одесса). Тел.: (0482). 34-87-16 (многоканальный) www.ank.odessa.ua
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…