Указом Президента Украины от 27 декабря 2002 года № 1233/2002 были внесены изменения и дополнения в Положение о Министерстве юстиции Украины, утвержденное Указом Президента Украины № 1396/97 от 30 декабря 1997 года. Согласно этим изменениям и дополнениям, к компетенции министра юстиции Украины были отнесены, в большей мере, властно-распорядительные функции, соответствующие статусу этой должности, а осуществление административной деятельности преимущественно возложено на государственного секретаря Министерства юстиции Украины. Значительно расширена и сфера деятельности самого Министерства юстиции, на которое возложена функция организации исполнения заказа на подготовку специалистов аппарата судов. Министр юстиции будет назначать членов квалификационных комиссий судей Украины, а также подавать Президенту Украины предложения, которые касаются создания и ликвидации судов общей юрисдикции, согласованные с Председателем Верховного Суда Украины или председателем соответствующего специализированного суда.
В связи с этим вероятны коллизии относительно дублирования Министерством юстиции функций Государственной судебной администрации, основной задачей которой является материально-организационное обеспечение работы судов. С просьбой прокомментировать изменения, внесенные Указом Президента в Положение о Министерстве юстиции, мы обратились к министру юстиции Украины Александру Лавриновичу.
Как отметил Александр Лавринович, самое существенное нововведение, содержащееся в Указе Президента, — это определение новых функций Министерства юстиции, которые не были ранее закреплены в Положении об этом ведомстве. Наиболее важными министр юстиции назвал функции разъяснения действующего законодательства государственным органам и подготовки правовых заключений. Не менее значительным нововведением является и закрепление за Министерством юстиции функции государственной регистрации юридических лиц и регистрации прав на недвижимое имущество. Решение об этом министр юстиции считает правильным, поскольку существовавшая до этого времени система регистрации в органах местного самоуправления не соответствует сегодняшним потребностям.
Функции Министерства юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество закреплены в соответствующем Указе Президента, Законе Украины «О государственном бюджете на 2003 год», Постановлениях Кабинета Министров Украины. Однако, по словам Александра Лавриновича, необходимо более детально подойти к этому вопросу в специальном законе. «Это правовые вопросы, которыми должны заниматься профессиональные юристы. Теперь этим будет заниматься ведомство, которое сможет справиться с возложенными на него обязанностями», — считает министр юстиции.
Новой и важной функцией Министерства юстиции станет регистрация устава Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве, что позволит эффективно контролировать его выполнение. Кроме того, Министерству юстиции предоставлена возможность оказывать платные услуги правового и технического характера гражданам и юридическим лицам по вопросам, которые находятся в ведении нотариата и органов регистрации актов гражданского состояния.
Александр Лавринович прокомментировал и толкование функций государственного секретаря Министерства юстиции, содержащееся в Указе Президента: «Когда на Украине был создан институт государственных секретарей, для большинства министерств были изданы Указы Президента, регулирующие их функциональные обязанности. А Министерство юстиции до последнего времени руководствовалось в работе «Примерным положением о государственном секретаре министерства» от 14 июля 2001 года, утвержденным Указом Президента Украины № 529/2001. Теперь функции государственного секретаря определены в Указе Президента специально для Министерства юстиции. В нынешней редакции «Положения о Министерстве юстиции Украины» имеются некоторые отличия от «Примерного положения…». Планируются изменения в этом документе, но пока этого не произойдет, Министерство юстиции будет пользоваться общей схемой. Все изменения Министерство будет применять только тогда, когда подобные изменения будут введены для всех министерств».
Александр Лавринович заметил, что речь не идет о каком-либо расширении или сужении функций государственного секретаря. Было уточнено лишь распределение определенных функций, направленное в сторону установления большей ответственности государственного секретаря. Министр юстиции акцентировал внимание на том, что в Министерстве юстиции «пока еще не было таких ситуаций, когда возникали различные точки зрения и нужно было бы смотреть в «Положение…» для того, чтобы выяснить, каким алгоритмом нужно пользоваться для решения того или иного вопроса». Александр Лавринович выразил надежду на то, что пока он будет работать на должности министра юстиции, подобные сложности возникать не будут. «Только когда имеется понимание того, как может быть решена проблема, есть возможность ее качественного решения», — отметил министр.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…