В последнее время в адвокатской среде выборы председателя Высшей квалификационной комиссии адвокатуры (ВККА) приковывают все больше внимания. Однако давайте вспомним, какие же именно есть полномочия у председателя ВККА. Закон Украины «Об адвокатуре» говорит о том, что порядок деятельности ВККА регулируется Положением о ней. В пункте 7 Положения сказано, что ВККА возглавляет председатель, которого избирают тайным голосованием на альтернативной основе при свободном выдвижении кандидатов из членов Комиссии на первом заседании Комиссии. Также у председателя может быть заместитель, избираемый в аналогичном порядке. Ведением документации, учетом и хранением дел занимается секретарь ВККА.
О том, что основная «власть» сосредоточена в руках ВККА как коллегиального органа, говорят и положения статьи 14 Закона «Об адвокатуре», где указаны полномочия Комиссии, и пункт 10 Положения о ВККА.
Именно ВККА, а не отдельные члены, уполномочена на:
— рассмотрение жалоб: на решения квалификационно-дисциплинарных комиссий адвокатуры (КДКА) или их палат об отказе в допуске к квалификационным экзаменам; отказе в выдаче свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью; аннулировании решения аттестационной палаты о выдаче свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью; о наложении на адвоката дисциплинарного взыскания; прекращении адвокатской деятельности и аннулировании свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью; на действия КДКА, их палат или членов палат, совершенные с нарушением действующего законодательства;
— разработку и утверждение программы и порядка сдачи квалификационных экзаменов лицами, которые выявили намерение заниматься адвокатской деятельностью, порядка выдачи и аннулирования свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью;
— осуществление контроля за деятельностью КДКА, анализ практики применения ими Закона Украины «Об адвокатуре», Положения КДКА, актов, принятых ВККА, разработку и осуществление мероприятий по улучшению работы этих комиссий;
— одобрение Правил адвокатской этики;
— установление порядка осуществления контроля за соблюдением адвокатами обязательств, которые исходят из Присяги адвоката Украины, актов законодательства Украины, Правил адвокатской этики, порядка организации и проведения проверок, предусмотренных пунктом 181 Положения о КДКА;
— утверждение Положения о Едином реестре адвокатов Украины, составление, ведение и систематическое обнародование этого Реестра;
— утверждение образца ордера, который используется адвокатом для подтверждения своих полномочий по представительству или защите клиента;
— изготовление по установленным образцам бланков свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью;
— установление порядка и формы повышения квалификации адвокатов и координацию работы КДКА по этим вопросам;
— принятие мер по устранению нарушений требований несовместимости адвокатской деятельности с другими видами работы и причин и условий, которые способствовали совершению других нарушений законодательства.
Пункт 101 Положения дополняет, что ВККА в пределах своих полномочий принимает или утверждает положения, рекомендации, разъяснения, решения, обязательные для исполнения КДКА, адвокатами и адвокатскими объединениями, на которых распространяется их действие.
ВККА, согласно пункту 17, также может приглашать на свое заседание лиц, обратившихся с жалобой на решение КДКА, представителей адвокатских объединений, предприятий, учреждений, организаций, а также служебных лиц; запрашивать и получать бесплатно необходимую для осуществления ее полномочий информацию от судов, следственных органов, органов юстиции, прокуратуры, милиции, других органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, адвокатских объединений адвокатов, предприятий, учреждений, организаций, а также граждан (по их согласию); осуществлять проверку целевого использования КДКА их средств и качества исполнения комиссиями возложенных на них функций.
Из текста подзаконного акта видно, что роль председателя ВККА — организационная и никаких дополнительных полномочий не предусматривает. Так, подготовка заседания ВККА обеспечивается ее председателем, заместителем председателя или по поручению председателя одним из членов комиссии. Председатель Комиссии определяет время и место проведения заседания Комиссии и не позднее чем за десять дней сообщает об этом лицу, обратившемуся с жалобой, и другим лицам, которые должны принять участие в заседании Комиссии. Заседание ВККА ведет ее председатель, а в случае его отсутствия — заместитель или один из членов комиссии, избранный для этого решением Комиссии. Все члены Комиссии в принятии решения имеют равные права.
Рассмотрение жалобы на заседании ВККА начинается докладом председателя Комиссии, его заместителя или одного из членов Комиссии, который предварительно изучал жалобу, дело и документы, поступившие из КДКА. Далее — заслушиваются приглашенные на заседание лица, исследуются необходимые материалы и документы. Протокол, который ведется на заседании, подписывается секретарем и председателем.
Самое интересное — это полномочия членов ВККА в тот период, пока Комиссия не сформирована. Ведь, несмотря на факт (не)сформирования ВККА, в ее адрес продолжают поступать и жалобы, и обращения, могут продолжаться судебные споры.
Когда принималось решение ВККА № IV/25-1 от 27 октября 2006 года, то члены ВККА, исключив положение о том, что «прекращение полномочий ВККА влечет за собой прекращение полномочий всех членов ВККА, независимо от того, когда они избраны», обращали внимание на то, что одновременно с полномочиями ВККА заканчиваются полномочия лишь трех членов — представителей Верховного Суда Украины, Министерства юстиции Украины и Союза адвокатов Украины. Однако в тексте решения это не отображено.
Решение того же года, но февральское, лишь подтверждает этот принцип формирования. Решение ВККА от 10 февраля 2006 года № IV/18-1.1 «О полномочиях членов Высшей квалификационной комиссии адвокатуры на представительство в Высшей квалификационной комиссии адвокатуры по окончании полномочий региональных КДКА» утверждает, что действительными являются полномочия членов ВККА на представительство в Комиссии по окончании полномочий региональных КДКА, которые представляют эти члены, вплоть до формирования нового состава КДКА в этих регионах или отзыва в настоящее время действующих представителей в ВККА и избрания новых.
Если с полномочиями членов ВККА более или менее ясно, то остается вопрос: а сохраняются ли административные должности? Совсем недавно был получен ответ и на этот вопрос.
В своем письме, с которым направлялось заявление о привлечении адвоката Владимира Высоцкого к дисциплинарной ответственности, Галина Ковбасинская, секретарь ВККА (прошлого и нынешнего созывов), прямо говорит, что «на сегодня адвокат Высоцкий В.И. не является председателем ВККА, поскольку его полномочия закончились 23 ноября 2010 года».
Однако полномочия секретаря ВККА (как минимум по приему корреспонденции) неоспоримы. Иначе рядовым жалобщикам перед тем, как подать жалобу на решение КДКА, необходимо было бы узнавать сроки полномочий ВККА и потом объяснять причины пропуска сроков обжалования — ситуация явно абсурдная.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…