Генеральный партнер 2020 года

Издательство ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Коррупция без закона

На Украине сейчас отсутствует правовая база для борьбы с коррупцией
вопросы предотвращения и противодействия коррупцииС 5 января 2011 года на Украине вопросы предотвращения и противодействия коррупции на национальном уровне ничем не урегулированы

5 января с.г. был опубликован и вступил в силу Закон Украины «О признании утратившими силу некоторых законов Украины относительно предотвращения и противодействия коррупции» от 21 декабря 2010 года № 2808-VI. Этим законом отменено действие так называемого антикоррупционного пакета (законы Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения»), принятого в 2009 году. По предварительным прогнозам, принятие нового комплексного антикоррупционного закона (законопроект № 7487, внесенный Президентом Украины) ожидается лишь в марте 2011 года, а вступление его в силу — еще позже.

Все бы ничего, но упомянутые антикоррупционные законы вступили в силу с 1 января 2011 года, с этого же дня утратил силу Закон Украины «О борьбе с коррупцией» 1995 года. Соответственно, с 5 января на Укра­ине образовался «антикоррупционный ­вакуум» — вопросы предотвращения и противодействия коррупции на национальном уровне ­ничем не регулируются, а нормы действующих (пока еще) международных конвенций, ратифицированных Украиной, в частности Конвенция ООН против коррупции и криминальная конвенция о борьбе с коррупцией, не содержат необходимый инструментарий для обеспечения реальных антикоррупционных мер. «Сегодня весь комплекс мероприятий по противодействию коррупции, которые включали в себя правовые, институционные и организационные моменты, сведены к трем статьям Уголовного кодекса Украины, предусматривающим ответственность за предоставление, получение и провокацию взятки», — отмечает юрист ЮК «Правнычи технологии» Семена Грапенюк.

Для юриста АО «АФ «АКТИО» Ивана Ромащенко отмена антикоррупционных законов 2009 года стала вполне логичным завершением недолгой истории их существования: «Одной из проблем этих законов было даже противоречие некоторых их положений Конвенции ООН против коррупции, и во исполнение которой они были приняты».

«Официальная Европа пока не комментирует отмену антикоррупционных законов, однако не исключается возможность подготовки документа с критикой сложившейся ситуации», — говорит Светлана Хеда, советник ЮФ «Саенко Харенко». «В 2006 году, став членом Группы стран Совета Европы против коррупции (GRECO), Украина приняла на себя ряд обязательств перед международным сообществом по разработке и имплементации в национальное законодательство актов, направленных на противодействие и борьбу с коррупцией. Несмотря на то что антикоррупционные законы 2009 года содержали в себе ряд неоднозначных и противоречивых положений, они получили положительную оценку в GRECO, и у Украины появился шанс начать действенную борьбу с коррупцией», — объясняет она.

Президент Института правовой политики Николай Онищук считает, что реакцию международных институтов следует ожидать в том случае, если в ближайшее время не будет принят новый антикоррупционный закон. «Трудно будет объяснить международному сообществу мотивы отмены прогрессивных законов по борьбе с коррупцией, если взамен не было обеспечено должное законодательное регулирование», — говорит г‑н Онищук.

Подобные действия, отмечает г‑жа Гра­пенюк, не отвечают сложившейся практике законотворческой деятельности, поскольку отмена ряда законов, являющихся основой регулирования общественных отношений в определенном направлении, может иметь место в случае потери актуальности на определенном этапе развития государства или общества, или если такие отношения, в связи с определенными изменениями в общественно-политической жизни страны, не нуждаются в дальнейшем правовом регулировании и регулируются на уровне обычаев, традиций, морали. «Очевидно, что на данный момент ни первый, ни второй варианты не имеют мес­та. Такие действия представляют наше государство как непрогнозируемого партнера, что не только отрицательно влияет на имидж государства на международной арене, но и создает отрицательную обстановку для привлечения иностранного капитала на Украину», — уверена Семена Грапенюк.

Причины сложившейся ситуации Нико­лай Онищук видит в задержке опубликования закона № 2808: «Исходя из того факта, что закон был принят Верховным Советом Украины 21 декабря 2010 года и должен был вступить в силу с момента его опубликования, можно предположить, что такое опубликование предусматривалось до вступления в силу антикоррупционного пакета законов, принятого в 2009 году. Однако этого не произошло».

Он считает, что Украине необходимо как можно быстрее «запустить» нормативное регулирование вопросов, связанных с предотвращением и противодействием коррупции, невзирая на то, что президентский законопроект имеет ряд существенных недостатков. «Так, проектом № 7487 удалены нормы относительно декларирования доходов близких родственников государственных служащих, что, по сути, нивелирует саму систему контроля доходов и расходов публичных лиц. Также он разрешает чиновникам заниматься научной деятельностью в рабочее время. Кроме того, положения проекта предусматривают возложение на Президента полномочий по координированию антикоррупционной политики в государстве, определению порядка проведения специальных проверок. Однако общеизвестно, что полномочия главы государства определяются исключительно Конституцией. Возложение на Президента каких-либо обязанностей (полномочий) законами в обход Основного Закона является неконституционным», — объясняет президент Института правовой политики.


Мнение эксперта

Угроза государству

Николай ХАВРОНЮК,
заместитель руководителя аппарата — начальник правового управления Верховного Суда Украины

— В сложившейся ныне ситуации имидж нашего государства на международной арене, безусловно, пострадает. Украину переместят на еще более низкое мес­то во всех рейтингах борьбы с коррупцией. Фактическое отсутствие узаконенной государственной политики по предотвращению и противодействию коррупции угрожает государству, прежде всего, потому, что просто нельзя не иметь никаких механизмов для контроля над лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций. Без такого контроля никогда не будет у нас настоящего права собственности, других экономических и, соответственно, политических свобод, а взятка навсегда останется нашим дополнительным бременем — налогом на отсутствие гражданской позиции.

В контексте предупреждения коррупции ключевым вопросом является декларирование доходов и особенно расходов, в том числе и членов семьи. Важно и то, чтобы «антикоррупционный» закон действовал «в паре» с законодательством об отмывании доходов — это прямое требование международных конвенций.

Положительная же реакция мирового сообщества зависит, во-первых, от того, насколько быстро парламент сможет принять новый антикоррупционный закон, а во-вторых, от качества этого закона. На сегодня многие положения соответствующего законопроекта, принятого парламентом в первом чтении в декабре 2010 года, не учитывают значительное количество требований известных конвенций, многие другие из них являются декларативными, поскольку не предусматривают надлежащий механизм ответственности. Но, как известно, Президент Украины сказал, что это только первый шаг, а «закручивать гайки дальше» государство начнет попозже. Посмотрим.

Поделиться

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
Slider

Содержание

VOX POPULI

Дед Мороз и все-все-все…

Актуальный документ

Документы и аналитика

Доверенность юрисконсульту

Акцент

Правосудие отциклевали

В фокусе

Персональные данные и демократия

Государство и юристы

Коррупция без закона

Экономия на правосудии

Государство и юристы

Служебная лестница

Награждения, назначения и отставки юристов

Государство и юристы

Позиция

Прагматичный подход власти

Государство и юристы

Что ж вы не пришли?

Документы и аналитика

Коллизии бесспорности требований

Наследник всегда прав?

Зарубежная практика

Полиция милиции — рознь

Книжная полка

Доктринальное правоприменение

Неделя права

Новости из-за рубежа

Улажен патентный спор Intel с Nvidia

В РФ подготовлен новый антикоррупционный пакет

Неделя права

Обязательственный план

Из Донецка в Киев, срочно…

Новогодние переезды

13-м будешь

Неделя права

Новости из-за рубежа

Автор портрета Барака Обамы уладил конфликт с Associated Press

Новости из зала суда

Судебная практика

Заповедник «Расточье» не будет закрыт

«Укртрансгаз» не будет выплачивать 860 млн

Суд стал на сторону компании группы Vega

Мера пресечения Евгению Корнийчуку оставлена без изменений

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Саенко Харенко» сопровождает получение разрешения АМКУ на приобретение Cadbury Plc

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» успешно представила интересы клиента в специальном расследовании

LCF Law Group сотрудничает с юридической фирмой Zaiwalla & Co

Рабочий график

Крещенские купания

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Налогообложение основных фондов

Об уплате сбора за использование водных ресурсов

Основания для приостановления дела

Самое важное

Укрепляя демократию

Судебная практика

Судебные решения

Об идентификации воспроизведения как отдельного вида использования объекта авторского права

О правомерности установления гарантированного вознаграждения за использование объектов авторского права

Судебная практика

Дорогая победа

Информационные цели

Тема номера

О двух сторонах софта

Технологии

Первые новинки этого года

Частная практика

Пациент скорее жив

Подзаконная должность

Другие новости

PRAVO.UA

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: