Экономия на правосудии — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №3 (682) » Экономия на правосудии

Экономия на правосудии

Федор ЯрошенкоВероятно, в правительстве считают, что оплата труда судей на уровне 2006 года может обеспечить справедливое правосудие.
НА ФОТО: министр финансов Украины Федор Ярошенко представляет в парламенте проект Закона о Госбюджете

Судебная реформа привнесла много нового в осуществление правосудия и привлечение судей к ответственности, но не решила наибольшую проблему функционирования судебной власти — надлежащее финансовое обеспечение.

Как результат, вопреки громким летним обещаниям, государство готово обеспечить суды финансами только на четверть от потребности.

Так, при «минимальной потребности» в размере 9,8 млрд грн на обеспечение функционирования 666 местных общих, 27 окружных административных, 27 местных хозяйственных, 27 апелляционных, 9 апелляционных ­административных, 8 апелляционных хозяйственных судов, Государственной судебной администрации (ГСА) Украины, 27 территориальных управлений ГСА, Выс­шей квалификационной комиссии судей, Национальной школы судей и органов судейского самоуправления, включая исполнение судебных решений, принятых в пользу судей, правительство «снизошло» предусмотреть в Государственном бюджете только 2,5 миллиарда. Причем, как утверждают специалисты, это отнюдь не означает, что хоть такая сумма поступит в распоряжение ГСА (главного ­распорядителя бюджетных средств по соответствующим кодам классификации), поскольку статьи расходов на суды не являются защищенными, а, значит, могут быть секвестрированы.

Для сравнения: Генеральной прокуратуре Украины (ГПУ) на обеспечение работы всех органов прокуратуры в Госбюджете заложено 2,2 млрд грн. При этом недавно в СМИ представители ГПУ отмечали, что такие суммы не обеспечат их работу в полном объеме. Надо еще примерно 1,5 миллиарда, а то ведь запрос удовлетворили только на 60 процентов…

Впрочем, логика при планировании и утверждении Госбюджета на 2011 год нарушена во многих местах. Так, в проекте Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» на исполнение бюджетной программы «Формирование судейского корпуса и контроль его ­деятельности», ­утвержденном в первом чтении, Высшему совету юстиции (ВСЮ) предусматривались расходы в сумме 16,5 млн грн. Еще на заседании Комитета Верховного Совета Украины по вопросам правосудия ВСЮ просил «добавить» еще примерно 4 млн грн, в связи с расширением полномочий. А в результате народные депутаты «расщедрились» и выделили почти 55 млн грн. По имеющейся информации, такая щедрость связана с необходимостью приобретения нового помещения для ВСЮ, который уже 13 лет размещается в двух разных зданиях (в отдельном доме по ул. Артема, 89 и помещении в Национальной академии прокуратуры Украины по ул. Мельникова, 81б), что не обеспечивает надлежащих условий для работы Секретариата. Решением Киевского городского совета от 29 апреля 2010 года № 597/4035 переданы в сферу управления (на баланс, без изменения формы собственности) ВСЮ нежилые помещения в доме № 12а по ул. Студен­ческой общей площадью 702,00 м2. Новое здание для ВСЮ требует реконструкции — именно на это, говорят, пойдут предусмотренные бюджетом средства.

Депутаты «превзошли ожидания» и Высшего специализированного суда Укра­ины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССУ), удовлетворив бюджетный запрос на 102 %. В первом чтении законопроекта «О Государственном бюджете на 2011 год» суду было предусмотрено только 17, 7 млн грн, а в Законе Украины «О Государственном бюджете на 2011 год» — уже 132,4 млн грн. Как оказалось, столь малое финансирование было заложено, поскольку в суде на момент подготовки проекта бюджета работало только несколько судей. Хотя уже в 2011 году в суде намерены заработать в полном составе: 120 судей и 450 работников аппарата. Будем надеяться, что выделенных средств окажется достаточно для эффективной деятельности и продуктивной работы по рассмотрению гражданских и уголовных дел.

Складывается впечатление, что сначала выделяют меньше, чтобы в дальнейшем слыть за добродетелей…

На потребности Верхов­ного Суда Украины (ВСУ) Государственным бюджетом на 2011 год предусмотрено 93,7 млн грн, что меньше, чем в 2010 году на 33 млн грн, хотя в нем продолжает работать 49 судей (при штатной численности 20 судей).

Государственной судебной администрации Украины (ГСА) Госбюджетом предусмотрено 2,5 млрд грн, из них: на осуществление правосудия местными общими судами — 1,3 млрд грн (для сравнения: Министерству юстиции Украины выделили 1,5 млрд); апелляционными общими судами —381,3 млн грн; местными хозяйственными судами — 185,5 млн грн; апелляционными хозяйственными судами — 122,2 млн грн (восьми судам предусмотрено столько же, как и Высшему хозяйственному суду Украины, — 123,8 млн грн); местными административными судами — 174,5 млн грн; апелляционными административными судами — 93,4 млн грн (на девять судов — как и ВСУ). При этом на обеспечение деятельности Высшей квалификационной комиссии судей Украины выделено 33,4 млн грн; организацию практической подготовки кандидатов на должность судьи, подготовку судей, работников суда и работников аппарата судов Национальной школой судей Украины — 5,5 млн грн; исполнение решений судей в пользу судей — 8,6 млн грн; организационное обеспечение деятельности судов и учреждений судебной системы — 37,8 млн грн.

Сравнительная таблица финансирования из Госбюджета органов, связанных с обеспечением прав человека
  Предусмотрено расходов в Госбюджете на 2010 год (тыс. грн) Бюджетный запрос на 2011 год (тыс. грн)* Предусмотрено расходов в Госбюджете на 2011 год (тыс. грн) Процентное удовлетворение бюджетного запроса (%)
Государственная судебная администрация Украины 2 469 445,6 9 852 600,0 2 526 996,7 25,6
Верховный Суд Украины 127 153,0 124 567,8 93 734,9 75,2
Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел 4 178,4 129 958,9 132 458,9 101,9
Высший хозяйственный суд Украины 72 781,3 128 863,3 123 791,4 96,1
Высший административный суд Украины 61 669,0 109 097,1 85 328,5 78,2
Конституционный Суд Украины 58 852,9 нет данных 59 748,1  
Высший совет юстиции 15 354,0 20 843,7 54 615,7 262,0
Министерство юстиции Украины 1 225 119,2 нет данных 1 481 707,7  
Министерство внутренних дел Украины 11 806 584,3 нет данных 13 570 585,0  
Генеральная прокуратура Украины 1 217 656,3 3 668 570,5** 2 201 142,3 60,0
Секретариат Уполномоченного Верховного Совета Украины по правам человека 21 335,1 нет данных 22 966,3  

Примечание. * — по информации, озвученной в Комитете Верховного Совета Украины по вопросам правосудия. ** — по информации из открытых источников.

При этом ГСА просила «по минимуму» на все эти статьи расходов 9,8 млрд грн. Однако парламент и правительство «раздобрились» только на четверть.

Отметим, что при этом в Государ­ственном бюджете на 2011 год финансирование заработной платы судей заложено на уровне 2006 года, несмотря на обещанное при проведении судебной реформы повышение. Так, в результате принятия Закона Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» от 23 декабря 2010 года были внесены изменения в раздел XII «Заключительные положения» Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», которыми предусмотрено, что статьи 129 и 130 Закона (о судейском вознаграждении) вступают в силу только с 1 января 2012 года. А до этого размер окладов заработной платы судей регулируется постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) «Об оплате труда и ежемесячном денежном содержании судей» от 3 сентября 2005 года № 865. Им, напомним, установлены оклады судей в размерах минимальной заработной платы (мзп), и предусмотрено, что для расчета размер мзп составляет 332 грн и не повышается с изменением мзп в будущем.

Примечательно, что 1 декабря 2010 го­да КМУ принято постановление «О внесении изменений в акты КМУ по вопросам деятельности судей и признании утратившими силу некоторых актов КМУ» № 1097, согласно которому постановление КМУ № 865 должно утратить силу с момента вступления в силу статей 129 и 130 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей». Напомним, что решением Печерского районного суда г. Киева от 19 марта 2007 года признан противоправным пункт 41 постановления КМУ от 3 сентября 2005 года № 865, которым установлена ставка 332 грн. Но выходит, что это решение не предполагается исполнять и в 2011 году.

Таким образом, несмотря на то что по сравнению с прошлыми годами судам и судебным учреждениям бюджетом предусмотрено больше средств, напрашивается риторический вопрос: хватит ли этого для обеспечения надлежащей работы всей судебной системы, или снова суды будут останавливать работу, ожидая подачек от исполнительной власти?

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Дед Мороз и все-все-все…

Актуальный документ

Документы и аналитика

Доверенность юрисконсульту

Акцент

Правосудие отциклевали

В фокусе

Персональные данные и демократия

Государство и юристы

Коррупция без закона

Экономия на правосудии

Государство и юристы

Служебная лестница

Награждения, назначения и отставки юристов

Государство и юристы

Позиция

Прагматичный подход власти

Государство и юристы

Что ж вы не пришли?

Документы и аналитика

Коллизии бесспорности требований

Наследник всегда прав?

Зарубежная практика

Полиция милиции — рознь

Книжная полка

Доктринальное правоприменение

Неделя права

Новости из-за рубежа

Улажен патентный спор Intel с Nvidia

В РФ подготовлен новый антикоррупционный пакет

Неделя права

Обязательственный план

Из Донецка в Киев, срочно…

Новогодние переезды

13-м будешь

Неделя права

Новости из-за рубежа

Автор портрета Барака Обамы уладил конфликт с Associated Press

Новости из зала суда

Судебная практика

Заповедник «Расточье» не будет закрыт

«Укртрансгаз» не будет выплачивать 860 млн

Суд стал на сторону компании группы Vega

Мера пресечения Евгению Корнийчуку оставлена без изменений

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Саенко Харенко» сопровождает получение разрешения АМКУ на приобретение Cadbury Plc

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» успешно представила интересы клиента в специальном расследовании

LCF Law Group сотрудничает с юридической фирмой Zaiwalla & Co

Рабочий график

Крещенские купания

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Решения недели

Судебная практика

Налогообложение основных фондов

Об уплате сбора за использование водных ресурсов

Основания для приостановления дела

Самое важное

Укрепляя демократию

Судебная практика

Судебные решения

Об идентификации воспроизведения как отдельного вида использования объекта авторского права

О правомерности установления гарантированного вознаграждения за использование объектов авторского права

Судебная практика

Дорогая победа

Информационные цели

Тема номера

О двух сторонах софта

Технологии

Первые новинки этого года

Частная практика

Пациент скорее жив

Подзаконная должность

Інші новини

PRAVO.UA