Судебная реформа привнесла много нового в осуществление правосудия и привлечение судей к ответственности, но не решила наибольшую проблему функционирования судебной власти — надлежащее финансовое обеспечение.
Как результат, вопреки громким летним обещаниям, государство готово обеспечить суды финансами только на четверть от потребности.
Так, при «минимальной потребности» в размере 9,8 млрд грн на обеспечение функционирования 666 местных общих, 27 окружных административных, 27 местных хозяйственных, 27 апелляционных, 9 апелляционных административных, 8 апелляционных хозяйственных судов, Государственной судебной администрации (ГСА) Украины, 27 территориальных управлений ГСА, Высшей квалификационной комиссии судей, Национальной школы судей и органов судейского самоуправления, включая исполнение судебных решений, принятых в пользу судей, правительство «снизошло» предусмотреть в Государственном бюджете только 2,5 миллиарда. Причем, как утверждают специалисты, это отнюдь не означает, что хоть такая сумма поступит в распоряжение ГСА (главного распорядителя бюджетных средств по соответствующим кодам классификации), поскольку статьи расходов на суды не являются защищенными, а, значит, могут быть секвестрированы.
Для сравнения: Генеральной прокуратуре Украины (ГПУ) на обеспечение работы всех органов прокуратуры в Госбюджете заложено 2,2 млрд грн. При этом недавно в СМИ представители ГПУ отмечали, что такие суммы не обеспечат их работу в полном объеме. Надо еще примерно 1,5 миллиарда, а то ведь запрос удовлетворили только на 60 процентов…
Впрочем, логика при планировании и утверждении Госбюджета на 2011 год нарушена во многих местах. Так, в проекте Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» на исполнение бюджетной программы «Формирование судейского корпуса и контроль его деятельности», утвержденном в первом чтении, Высшему совету юстиции (ВСЮ) предусматривались расходы в сумме 16,5 млн грн. Еще на заседании Комитета Верховного Совета Украины по вопросам правосудия ВСЮ просил «добавить» еще примерно 4 млн грн, в связи с расширением полномочий. А в результате народные депутаты «расщедрились» и выделили почти 55 млн грн. По имеющейся информации, такая щедрость связана с необходимостью приобретения нового помещения для ВСЮ, который уже 13 лет размещается в двух разных зданиях (в отдельном доме по ул. Артема, 89 и помещении в Национальной академии прокуратуры Украины по ул. Мельникова, 81б), что не обеспечивает надлежащих условий для работы Секретариата. Решением Киевского городского совета от 29 апреля 2010 года № 597/4035 переданы в сферу управления (на баланс, без изменения формы собственности) ВСЮ нежилые помещения в доме № 12а по ул. Студенческой общей площадью 702,00 м2. Новое здание для ВСЮ требует реконструкции — именно на это, говорят, пойдут предусмотренные бюджетом средства.
Депутаты «превзошли ожидания» и Высшего специализированного суда Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССУ), удовлетворив бюджетный запрос на 102 %. В первом чтении законопроекта «О Государственном бюджете на 2011 год» суду было предусмотрено только 17, 7 млн грн, а в Законе Украины «О Государственном бюджете на 2011 год» — уже 132,4 млн грн. Как оказалось, столь малое финансирование было заложено, поскольку в суде на момент подготовки проекта бюджета работало только несколько судей. Хотя уже в 2011 году в суде намерены заработать в полном составе: 120 судей и 450 работников аппарата. Будем надеяться, что выделенных средств окажется достаточно для эффективной деятельности и продуктивной работы по рассмотрению гражданских и уголовных дел.
Складывается впечатление, что сначала выделяют меньше, чтобы в дальнейшем слыть за добродетелей…
На потребности Верховного Суда Украины (ВСУ) Государственным бюджетом на 2011 год предусмотрено 93,7 млн грн, что меньше, чем в 2010 году на 33 млн грн, хотя в нем продолжает работать 49 судей (при штатной численности 20 судей).
Государственной судебной администрации Украины (ГСА) Госбюджетом предусмотрено 2,5 млрд грн, из них: на осуществление правосудия местными общими судами — 1,3 млрд грн (для сравнения: Министерству юстиции Украины выделили 1,5 млрд); апелляционными общими судами —381,3 млн грн; местными хозяйственными судами — 185,5 млн грн; апелляционными хозяйственными судами — 122,2 млн грн (восьми судам предусмотрено столько же, как и Высшему хозяйственному суду Украины, — 123,8 млн грн); местными административными судами — 174,5 млн грн; апелляционными административными судами — 93,4 млн грн (на девять судов — как и ВСУ). При этом на обеспечение деятельности Высшей квалификационной комиссии судей Украины выделено 33,4 млн грн; организацию практической подготовки кандидатов на должность судьи, подготовку судей, работников суда и работников аппарата судов Национальной школой судей Украины — 5,5 млн грн; исполнение решений судей в пользу судей — 8,6 млн грн; организационное обеспечение деятельности судов и учреждений судебной системы — 37,8 млн грн.
Предусмотрено расходов в Госбюджете на 2010 год (тыс. грн) | Бюджетный запрос на 2011 год (тыс. грн)* | Предусмотрено расходов в Госбюджете на 2011 год (тыс. грн) | Процентное удовлетворение бюджетного запроса (%) | |
---|---|---|---|---|
Государственная судебная администрация Украины | 2 469 445,6 | 9 852 600,0 | 2 526 996,7 | 25,6 |
Верховный Суд Украины | 127 153,0 | 124 567,8 | 93 734,9 | 75,2 |
Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел | 4 178,4 | 129 958,9 | 132 458,9 | 101,9 |
Высший хозяйственный суд Украины | 72 781,3 | 128 863,3 | 123 791,4 | 96,1 |
Высший административный суд Украины | 61 669,0 | 109 097,1 | 85 328,5 | 78,2 |
Конституционный Суд Украины | 58 852,9 | нет данных | 59 748,1 | |
Высший совет юстиции | 15 354,0 | 20 843,7 | 54 615,7 | 262,0 |
Министерство юстиции Украины | 1 225 119,2 | нет данных | 1 481 707,7 | |
Министерство внутренних дел Украины | 11 806 584,3 | нет данных | 13 570 585,0 | |
Генеральная прокуратура Украины | 1 217 656,3 | 3 668 570,5** | 2 201 142,3 | 60,0 |
Секретариат Уполномоченного Верховного Совета Украины по правам человека | 21 335,1 | нет данных | 22 966,3 |
Примечание. * — по информации, озвученной в Комитете Верховного Совета Украины по вопросам правосудия. ** — по информации из открытых источников.
При этом ГСА просила «по минимуму» на все эти статьи расходов 9,8 млрд грн. Однако парламент и правительство «раздобрились» только на четверть.
Отметим, что при этом в Государственном бюджете на 2011 год финансирование заработной платы судей заложено на уровне 2006 года, несмотря на обещанное при проведении судебной реформы повышение. Так, в результате принятия Закона Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» от 23 декабря 2010 года были внесены изменения в раздел XII «Заключительные положения» Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», которыми предусмотрено, что статьи 129 и 130 Закона (о судейском вознаграждении) вступают в силу только с 1 января 2012 года. А до этого размер окладов заработной платы судей регулируется постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) «Об оплате труда и ежемесячном денежном содержании судей» от 3 сентября 2005 года № 865. Им, напомним, установлены оклады судей в размерах минимальной заработной платы (мзп), и предусмотрено, что для расчета размер мзп составляет 332 грн и не повышается с изменением мзп в будущем.
Примечательно, что 1 декабря 2010 года КМУ принято постановление «О внесении изменений в акты КМУ по вопросам деятельности судей и признании утратившими силу некоторых актов КМУ» № 1097, согласно которому постановление КМУ № 865 должно утратить силу с момента вступления в силу статей 129 и 130 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей». Напомним, что решением Печерского районного суда г. Киева от 19 марта 2007 года признан противоправным пункт 41 постановления КМУ от 3 сентября 2005 года № 865, которым установлена ставка 332 грн. Но выходит, что это решение не предполагается исполнять и в 2011 году.
Таким образом, несмотря на то что по сравнению с прошлыми годами судам и судебным учреждениям бюджетом предусмотрено больше средств, напрашивается риторический вопрос: хватит ли этого для обеспечения надлежащей работы всей судебной системы, или снова суды будут останавливать работу, ожидая подачек от исполнительной власти?
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…