Украинская судебная система, к сожалению, не может похвастаться оперативностью при рассмотрении дел. Иногда причиной тому являются процессуальные требования, устанавливающие обязательность тех или иных процессуальных действий с целью полного и объективного рассмотрения всех обстоятельств дела, обойти которые не представляется возможным, даже если их необходимость сомнительна в отдельно взятом производстве.
Народные депутаты Украины Андрей Портнов, Валерий Писаренко, Владимир Пилипенко и Святослав Олийнык предлагают модернизировать и ускорить рассмотрение дел в административных судах, закрепив в Кодексе административного судопроизводства Украины новую форму админпроцесса — сокращенное производство.
Законопроектом № 6274 предлагается ввести сокращенное производство в четырех категориях административных дел (если исковые требования не касаются прав, свобод, законных интересов и обязанностей третьих лиц). Это дела об обязании субъекта властных полномочий совершить определенные действия по выполнению правового акта индивидуального действия, или административного договора, или дела об обязании субъекта властных полномочий совершить определенные действия относительно рассмотрения обращения, в том числе информационного запроса, физического или юридического лица. Также в форме сокращенного производства предлагается рассматривать дела об отмене правового акта индивидуального действия, принятого субъектом властных полномочий с превышением своих полномочий, и дела об отмене правового акта индивидуального действия относительно прав, свобод, интересов или обязанностей истца, если он не выполнен, в связи с внесением изменений в законодательство, в соответствии с которым был принят такой акт.
По мнению авторов законопроекта, соблюдение в этих категориях дел всех положений КАСУ, например, относительно предварительного судебного заседания, проведения заседания с вызовом сторон и других заинтересованных лиц и т.д., приводит к неоправданному затягиванию процесса. В качестве аргумента приводится также пассивная позиция ответчика, не предоставляющего возражений на исковое заявление и зачастую полностью игнорирующего процесс.
Особенности сокращенного производства, предусмотренные законопроектом, заключаются, в частности, в специальной процедуре рассмотрения и принятия решений относительно вышеуказанных категорий дел, в том числе: в возможности рассмотрения таких категорий дел без проведения судебного заседания и вызова лиц, которые принимают участие в деле, специальном порядке апелляционного обжалования, в немедленном исполнении решения суда.
Итак, согласно законопроекту, об открытии сокращенного производства суд выносит определение, копия которого безотлагательно направляется ответчику вместе с копией искового заявления и приложенных к нему документов заказным письмом с уведомлением. В определении в обязательном порядке должен быть указан срок подачи возражения против иска (десять дней), а также последствия неподачи такого возражения (удовлетворение иска). В случае непоступления от ответчика возражения против иска на пятый день по окончании установленного срока (очевидно, учитывается оперативность работы украинской почтовой связи), а в случае признания ответчиком иска — безотлагательно, судья единолично без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, принимает постановление по сути иска.
Инициаторы законопроекта предлагают установить требования к постановлению, принимаемому по результатам сокращенного производства: кроме обычных реквизитов суда и описания сути спора, оно должно содержать мотивацию удовлетворения иска и указание о немедленном исполнении. При этом само постановление должно быть изготовлено в день вынесения и не позднее следующего дня направлено сторонам по делу.
Таким образом, итогом сокращенного производства может быть только одно решение — об удовлетворении исковых требований. Если же материалов, предоставленных истцом, для такого решения недостаточно (или поступили возражения против иска), дело подлежит рассмотрению в обычном порядке.
Заявленным целям ускорения административного производства служит и ограничение возможности апелляционного обжалования постановления, вынесенного административным судом в сокращенном производстве. Так, исчерпывающий перечень оснований для такого обжалования сформулирован следующим образом. Постановление по результату сокращенного производства может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке лишь на основании: 1) неполучения ответчиком определения об открытии сокращенного производства с указанными сроком подачи возражения и последствиями его неподачи; 2) несоответствия выводов суда, изложенных в постановлении, исковым требованиям; 3) принятия постановления по процедуре сокращенного производства по другим категориям дел. Как видим, в абсолютном большинстве случаев обжаловать решения будет чрезвычайно сложно, в этом можно усмотреть нарушение одного из базовых принципов административного судопроизводства.
Предусматривается лишь два возможных решения апелляционного административного суда: либо отказ в удовлетворении жалобы, либо признание постановления суда первой инстанции незаконным, отмена его и направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Но в любом случае определение суда апелляционной инстанции по такому делу является окончательным и обжалованию не подлежит. Положением об ограничении права на кассационное обжалование также предлагается дополнить КАСУ.
Наряду с введением сокращенной формы административного производства по делам, основанным на допустимой доказательной базе, рассматриваются и другие, применяемые в некоторых зарубежных государствах, возможности ускорения рассмотрения дел админсудами. К примеру, заслуживает внимания опыт Германии относительно применения при рассмотрении дел в административных судах первой инстанции принципа типичного решения (примерного производства), то есть при поступлении в суд более 20 исков на один и тот же акт по одному и тому же вопросу выносится одно решение, при рассмотрении остальных исков учитывается типичное решение.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…