Согласно действующему Регламенту Верховного Совета Украины, «в парламенте может быть только одна оппозиционная депутатская фракция или одно оппозиционное объединение депутатских фракций, которая (которое) является парламентской оппозицией» (часть 3 статьи 68). О своей оппозиционности может заявить фракция (объединение фракций), в состав которой входит больше половины народных депутатов, не вошедших в парламентскую коалицию.
Вместе с тем очевидно, что объективно оппозиционными к политическому курсу парламентской коалиции могут быть несколько депутатских фракций, политические программы которых могут существенно отличаться между собой. Закрепление статуса «оппозиционной» только за одним субъектом автоматически ущемляет права остальных народных депутатов на осуществление оппозиционной деятельности.
В парламенте ныне зарегистрировано сразу три законопроекта, предусматривающих создание нескольких оппозиций (внесены Ярославом Джоджиком (рег. № 6182), Николаем Мартыненко и Анатолием Матвиенко (рег. № 6193) и Василием Киселевым (рег. № 6193-1)), однако ни в одном из них не предусмотрено урегулирование всех нюансов работы нескольких оппозиций, в частности, их взаимоотношений между собой.
Законопроект г-на Джоджика, направленный на регулирование порядка создания нескольких оппозиционных объединений, не затрагивает вопрос институализации оппозиции в целом — конгломерат оппозиций по-прежнему назван объединенной оппозицией с непонятным механизмом создания и внутренних отношений. Таким образом, согласно этому законопроекту, ни одна из создаваемых оппозиционных фракций не сможет в полной мере реализовать права оппозиции.
Законопроектом № 6193 предусмотрено предоставление прав оппозиции всем субъектам оппозиционной деятельности. Подобный подход, с одной стороны, существенно расширяет права парламентского меньшинства (например, при формировании повестки дня), с другой — возникают коллизии при реализации предписаний законодательства (например, каждая из оппозиционных групп может претендовать на первоочередное занятие должностей председателей определенных комитетов). Не менее сомнительным представляется предложение относительно создания нескольких оппозиционных правительств. В мировой конституционной практике институт оппозиционного правительства, в основном, характерен для бипартийных политических систем, соответственно, создание сразу нескольких «теневых кабинетов» не предусмотрено (а в подавляющем большинстве случаев создание и функционирование оппозиционных правительств ничем не регламентировано), а логика функционирования оппозиционного правительства — не только критика, но и разработка альтернативных предложений — построена именно на единстве оппозиции. Так что Украина имеет шансы создать новеллу конституционного права.
Николай Мартыненко и Анатолий Матвиенко также предлагают изъять из Регламента ограничение о вхождении в состав оппозиционных правительств исключительно народных депутатов Украины. Отметим, что функции оппозиционного правительства осуществляются в основном с применением инструментария парламентского контроля — депутатских запросов, обращений, внесения альтернативных законопроектов. Лица, не являющиеся народными депутатами, могут осуществлять оппозиционную деятельность внепарламентскими методами, в чем их, безусловно, нельзя ограничить, но вхождение их в состав оппозиционного правительства, опять-таки, противоречит логике деятельности именно парламентской оппозиции.
Законопроект г-на Киселева, среди прочего, предусматривает создание в парламенте нескольких оппозиций, пользующихся равными правами, в том числе и при создании оппозиционных правительств (правда, исключительно из числа народных депутатов), но вопрос «внутриоппозиционных» отношений, прежде всего, при распределении должностей, отнесенных к квоте оппозиции, законопроектом не регулируется.
Таким образом, все вышеупомянутые законопроекты, по существу, направлены на урегулирование статуса оппозиции, предложенные корректировки полномочий практически нереализуемы, а в отдельных случаях даже сужают существующие возможности оппозиции. Тем более что влиять на деятельность правительства можно, не будучи официальной оппозицией, используя достаточно обширные «общие» полномочия народных депутатов Украины.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…