Оппозициада — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №16 (643) » Оппозициада

Оппозициада

Согласно действующему Регламенту Верховного Совета Украины, «в парламенте может быть только одна оппозиционная депутатская фракция или одно оппозиционное объединение депутатских фракций, которая (которое) является парламентской оппозицией» (часть 3 статьи 68). О своей оппозиционности может заявить фракция (объединение фракций), в состав которой входит больше половины народных депутатов, не вошедших в парламентскую коалицию.

Вместе с тем очевидно, что объективно оппозиционными к политическому курсу парламентской коалиции могут быть несколько депутатских фракций, политические программы которых могут существенно отличаться между собой. Закрепление статуса «оппозиционной» только за одним субъектом автоматически ущемляет права остальных народных депутатов на осуществление оппозиционной деятельности.

В парламенте ныне зарегистрировано сразу три законопроекта, предусматривающих создание нескольких оппозиций (внесены Ярославом Джоджиком (рег. № 6182), Николаем Мартыненко и Анатолием Матвиенко (рег. № 6193) и Василием Киселевым (рег. № 6193-1)), однако ни в одном из них не предусмотрено урегулирование всех нюансов работы нескольких оппозиций, в частности, их взаи­моотношений между собой.

Законопроект г-на Джоджика, направленный на регулирование порядка создания нескольких оппозиционных объединений, не затрагивает вопрос институализации оппозиции в целом — конгломерат оппозиций по-прежнему назван объединенной оппозицией с непонятным механизмом создания и внутренних отношений. Таким образом, согласно этому законопроекту, ни одна из создаваемых оппозиционных фракций не сможет в полной мере реализовать права оппозиции.

Законопроектом № 6193 предусмотрено предоставление прав оппозиции всем субъектам оппозиционной деятельности. Подобный подход, с одной стороны, существенно расширяет права парламентского меньшинства (например, при формировании повестки дня), с другой — возникают коллизии при реализации предписаний законодательства (например, каждая из оппозиционных групп может претендовать на первоочередное занятие должностей председателей определенных комитетов). Не менее сомнительным представляется предложение относительно создания нескольких оппозиционных правительств. В мировой конституционной практике институт оппозиционного правительства, в основном, характерен для бипартийных политических систем, соответственно, создание сразу нескольких «теневых кабинетов» не преду­смотрено (а в подавляющем большинстве случаев создание и функционирование оппозиционных правительств ничем не регламентировано), а логика функционирования оппозиционного правительства — не только критика, но и разработка альтернативных предложений — построена именно на единстве оппозиции. Так что Украина имеет шансы создать новеллу конституционного права.

Николай Мартыненко и Анатолий Матвиенко также предлагают изъять из Регламента ограничение о вхождении в состав оппозиционных правительств исключительно народных депутатов Украины. Отметим, что функции оппозиционного правительства осуществляются в основном с применением инструментария парламентского контроля — депутатских запросов, обращений, внесения альтернативных законопроектов. Лица, не являющиеся народными депутатами, могут осуществлять оппозиционную деятельность внепарламентскими методами, в чем их, безусловно, нельзя ограничить, но вхождение их в состав оппозиционного правительства, опять-таки, противоречит логике деятельности именно парламентской оппозиции.

Законопроект г-на Киселева, среди прочего, предусматривает создание в парламенте нескольких оппозиций, пользующихся равными правами, в том числе и при создании оппозиционных правительств (правда, исключительно из числа народных депутатов), но вопрос «внутриоппозиционных» отношений, прежде всего, при распределении должностей, отнесенных к квоте оппозиции, законопроектом не регулируется.

Таким образом, все вышеупомянутые законопроекты, по существу, направлены на урегулирование статуса оппозиции, предложенные корректировки полномочий практически нереализуемы, а в отдельных случаях даже сужают существующие возможности оппозиции. Тем более что влиять на деятельность правительства можно, не будучи официальной оппозицией, используя достаточно обширные «общие» полномочия народных депутатов Украины.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Актуальный документ

Судебная практика

Разъяснение решения суда

Государственная практика

Судам — профессиональную команду

Оппозициада

Деловая практика

Юрлица нет, а налоги есть

Налоговое разъяснение

Законодательная практика

Отбросить формальности

Комментарии и аналитика

Обеспечение выполнения обязательств по банковскому кредитованию

Неделя права

Точку ставить рано

Exemplum doсet*

Ожидания инвесторов

Юристы — обществу

Апрельское заседание ВККС

Новости делового мира

О минимальном размере уставного капитала ООО

О порядке регистрации выпуска акций при учреждении акционерных обществ

При уступке права требования уплачивается налог 15%

Новости законотворчества

Исполнительное производство готово к обновлению

Принят за основу законопроект об обращении оружия невоенного назначения

Парламент стимулирует инвестиции

Бессрочная дисциплинарка

Новости из зала суда

Отчуждение имущества угледобывающих предприятий отменено

Производство по делу по иску Сюзанны Станик приостановлено

Извиниться перед Борисом Колесниковым должно МВД

Новости из-за рубежа

Электронные браслеты наденут 40 тысяч осужденных

КС РФ против дискриминации милиционеров

Немец судился с турфирмой из-за отдыха с «русскими хамами»

Новости профессии

Концепция реформирования правоохранительных органов

У ВККА нет денег

Обновлен персональный состав комитетов парламента

А.Портнов и В.Хорошковский — новые члены совета НБУ и наблюдательных советов Сбербанка и Укрэксимбанка

ВХСУ вернет жалобы, когда будут деньги

Судопроизводство русифицируют

Новости юридических фирм

ENGARDE представила интересы ENERGEES INVESTMENTS LIMITED в АМКУ

Специалисты компании «Делойт» — докладчики на круглом столе по защите прав разработчиков ПО

Старший партнер ILF — участник обсуждения о Франкфуртской фондовой бирже

ВККА обжалует факт формирования КДКА г. Киева в 2006 году

Под куполом

Правила законотворчества

Работа для юриста

Дискриминационный отбор

Спрос и предложения: вариации

Выпускник юридического факультета глазами работодателя

Опыт дает студентам только практика

Реестр событий

Мы кассируем ВХСУ на треть

Слушается в суде

Судебная палата по хозяйственным делам Верховного Суда Украины рассмотрит следующие дела

Судебная палата по административным делам Верховного Суда Украины по исключительным обстоятельствам рассмотрит следующие дела

Судебная практика

Переходные толкования

Без права на Съезд

Судебные дела недели

Верховный Суд удовлетворил кассационную жалобу ООО «Авиакомпания «Хорс»

Дело по иску ООО «Лук Авиа Ойл» направлено на новое рассмотрение

Государственный университет информационно-коммуникационных технологий отстоял свои интересы

Судебные решения

О правовых последствиях несоответствия устава АО действующему законодательству

О разделении властных и невластных полномочий

Тема номера

Защита авторских прав на веб-сайт

Частная практика

Интуиция у руля юрфирмы

Юридический форум

Украинцы выступили в Оксфорде

Пять лет выдержки

Інші новини

PRAVO.UA