Качество образования будущих юристов, нынешних студентов юридических факультетов, работодателей (как партнеров юридических фирм, так и руководителей государственных учреждений) волнует весьма сильно. Поскольку именно эти студенты придут устраиваться к ним на работу через пару лет. И от того, насколько хорошо студенты смогли усвоить особенности юридической профессии и научиться разбираться в тонкостях законодательства, зависит и место работы, и заработная плата, на которую они смогут претендовать. Тем не менее, вопрос качества подготовки будущих юристов всегда был многогранен. Множественные аспекты образа выпускника юрфака, которого хотят видеть работодатели, обсудили партнеры известных юридических фирм в ходе круглого стола «Какой выпускник нам нужен».
В рамках данного мероприятия юристы смогли как поделиться собственным опытом построения юридической карьеры, так и отметить современные тенденции в юридическом образовании, их негативные и позитивные качества.
Старший партнер ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Василий Кисиль отметил некоторое улучшение качества абитуриентов в связи с переходом на систему независимого оценивания и подчеркнул необходимость создания независимого рейтинга юридических факультетов, поскольку данный рейтинг помог бы как абитуриентам в выборе вуза, так и работодателям — в перспективности выпускников.
По мнению г-на Кисиля, после третьего курса студент должен быть более автономен и свободен в выборе тех предметов, которые важны для него и его будущей профессиональной деятельности.
Старший партнер ЮФ «Астерс» Армен Хачатурян обратил внимание на то, кто поступает в высшие учебные заведения. В основном, это абитуриенты, у которых уровень преподавания в школах был довольно низок. Большинство из них до последнего не определились, кем хотят быть в жизни, и выбор профессии зачастую совершают под влиянием родителей. Во многих случаях дети влиятельных родителей уже знают, какая должность им уготована, а потому не прилагают особых усилий в обучении и выходят специалистами с невысокой подготовкой. Таким образом, уровень выпускников снижается с каждым годом.
Кроме того, г-н Хачатурян сделал акцент и на давно ставшем дискуссионным вопросе относительно того, кто должен проводить у студентов практические занятия. За рубежом такие занятия проводятся преподавателями-практиками, в то время как у нас преобладает преподавание теории, как на лекциях, так и на практических занятиях. Именно поэтому во многих случаях, даже если выпускник хорошо разбирается в теории, он не всегда может практически применить эти знания.
Еще одним недостатком отечественной системы образования является отсутствие стимула к расширению кругозора и своих знаний. Студенты довольствуются данным на лекции или в одном учебнике материалом и не пытаются углубить свои знания в каком-то вопросе с помощью дополнительной литературы, в то время как в иностранных вузах 80 % составляет самостоятельное изучение материала. В то же время у студентов, которые хотят получить практический опыт работы еще во время учебы и с начальных курсов стажируются в юридических фирмах, возникает другая проблема — наша система обучения не предусмотрена для параллельной работы.
С ухудшением качества знаний выпускников согласился и управляющий партнер ЮФ «Волков Козьяков и Партнеры» Алексей Волков. Он отметил, что большое количество студентов, придя на собеседование в юридическую фирму, понимают, насколько их знания не соответствуют необходимому уровню. Одной из причин этого г-н Волков считает определенную легкомысленность студентов, которые слишком беззаботно относятся к понятию «каникулы», поскольку это время не для отдыха, а время, когда можно позаботиться о будущей работе и стажировке.
Во время обучения студент должен получать глубокие, многосторонние знания во всех отраслях права. По мнению г-на Волкова, выбор специализации на уровне вуза еще не нужен, необходимость в нем появляется уже после начала работы. Поскольку, не столкнувшись с какими-то конкретными вопросами на практике, нельзя понять, хочешь ли ты заниматься этим в дальнейшем.
Апатичность нынешних студентов и отсутствие у них желания и духа борьбы отметил и управляющий партнер ЮФ «Лавринович и Партнеры» Максим Лавринович. Но вместе с тем он считает, что студент после третьего курса должен определиться, какая работа ему интересна — государственная служба, частная практика, наука и т.д. На личном примере г-н Лавринович отметил, что лишь пройдя стажировку в Министерстве иностранных дел, он понял, что государственная служба не для него. А в наше время студенты и после окончания вуза не могут сказать, чем же они хотят заниматься. После третьего курса, по мнению Максима Лавриновича, необходимо изменять подход к образованию, предоставляя студенту больше свободы в выборе предметов, которые будут соответствовать будущей специализации. Также он отметил и тот недостаток, что сейчас учащиеся стали «шаблонными», в силу все большего использования электронных технологий и Интернета, а не книг, к которым они не приучены.
Кроме того, студенты неправильно подходят к пониманию обучения в вузе. Их там должны не учить — учат в школе. В вузе они должны учиться и сами стремиться к знаниям. Именно поэтому должен существовать более жесткий подход, вплоть до исключения, к студентам, которые даже не пытаются учиться.
В то же время г-н Лавринович очень положительно относится к тому, что начинать заниматься практической деятельностью нужно как можно раньше. Это дает возможность при изучении определенного теоретического материала понимать все его грани, в том числе касающиеся практической стороны.
В оппозиции к мнениям своих коллег был управляющий партнер ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Олег Макаров, в частности, относительно раннего начала прохождения практики.
Фундаментальные знания, которые студенты получают в вузе на всех курсах, незаменимы никакой практикой. В связи с этим г-н Макаров призывает коллег не принимать на работу студентов начальных курсов, чтобы они, лишь хорошо выучив теорию, могли воплощать ее на практике. Хотя и не отрицает важность прохождения практики, но во время каникул или уже на последнем курсе.
Олег Макаров считает, что систему образования необходимо построить таким образом, чтобы у студента начальных курсов, который параллельно хочет подрабатывать, просто не было бы такой возможности, и он целый день был бы загружен учебой. Ведь качество образования выпускника — это качество вуза, в котором он учится, и об этом вуз должен заботиться.
Таким образом, можно отметить, что требования к выпускникам у работодателей различны: одни ценят умение правильно составлять процессуальные документы, другие — фундаментальные знания в отраслях права, третьи — нестандартный подход к ситуации. Единого критерия, как поступить, чтобы быть принятым на желаемую работу, нет. Тем не менее, главным остается желание. Желание работать на благо компании и свое собственное, желание развиваться и становиться более многосторонней интересной личностью и хорошим специалистом в своем деле, желание учиться, и не только на протяжении обучения в высшем учебном заведении, а всю жизнь и каждый день открывать для себя что-то новое. И тогда, не только у выпускника, но и у любого человека, желающего найти свой путь в жизни, появляется такой шанс. Ведь под лежачий камень и вода не течет.
© Юридична практика, 1997-2023. Всі права захищені
Пожалуйста, подождите…