25 октября 2004 года Хозяйственный суд Автономной Республики Крым рассмотрел в судебном заседании дело №2-7/13285-2004 по иску ЗАО «Бурлюк» к Бахчисарайскому районному центру занятости о понуждении к списанию долга.
ЗАО «Бурлюк» обратилось в Хозяйственный суд АРК с исковым заявлением к Бахчисарайскому районному центру занятости о понуждении списать безнадежный долг в размере 174016,80 грн.
Требования истца мотивированы тем, что долг по уплате взносов в Фонд общеобязательного государственного страхования на случай безработицы в размере 174016,80 грн возник вследствие форс-мажорных обстоятельств, которые подтверждаются заключениями Торгово-промышленной палаты Украины, является безнадежным налоговым долгом и подлежит списанию в соответствии с подпунктом 18.2.3 пункта 18.2 статьи 18 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» № 2181-III от 21 декабря 2000 года.
Ответчик против исковых требований возражает и считает, что нет оснований для применения положений статьи 18 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами».
В соответствии со статьями 9, 10 Конституции АРК, статьей 9 Европейской хартии региональных языков и языков национальных меньшинств (ратифицирована Законом Украины от 15 мая 2003 года № 802), статьей 10 Закона Украины «О судоустройстве», статьей 18 Закона Украины «О языках» и по ходатайству представителей сторон дело рассматривалось на русском языке.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
ОАО «Бурлюк» зарегистрировано плательщиком страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы.
Задолженность истца по уплате страховых взносов составила 174016,80 грн.
Требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Подпунктом 18.2.1 пункта 18.2 статьи 2 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» № 2181-III от 21 декабря 2000 года установлено, что подлежит списанию безнадежный налоговый долг, в том числе пеня, начисленная на такой налоговый долг, а также штрафные санкции. При этом, в соответствии с подпунктом 18.2.1 пункта 18.2 статьи 18, под термином «безнадежный» следует понимать налоговый долг юридических или физических лиц, возникший вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорных обстоятельств).
С целью обеспечения практического применения пункта 18.2 статьи 18 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» № 2181-III от 21 декабря 2000 года приказом ГНА Украины № 103 от 14 марта 2001 года утвержден Порядок списания безнадежного налогового долга налогоплательщиков, в соответствии с пунктом 3 которого безнадежным налоговым долгом считается налоговый долг юридических или физических лиц, возникший вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства, стихия, действия общественного врага, угроза войны, террористический акт, блокада, революция, мятеж, восстание, массовые беспорядки, общественная демонстрация, молния, пожар, буря, наводнение, землетрясение, снегопад или гололедица, взрыв и т.п.), то есть возникших не по вине налогоплательщика, а тех, которые невозможно предотвратить своими силами при условии, что данные обстоятельства непосредственно повлияли на своевременное исполнение налоговых обязательств.
Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании от 14 января 1998 года № 16-98-ВР определяют принципы и общеправовые, финансовые, организационные основы общеобязательного государственного социального страхования.
Во исполнение упомянутых Основ принят Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 2 марта 2000 года № 1533-III (далее — Закон о страховании), который вступил в силу с 1 января 2001 года.
Порядок уплаты и начисления страховых взносов в Фонд определен Законом «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» и Инструкцией о порядке начисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденной приказом Минтруда № 339 от 18 декабря 2000 года.
Согласно статьям 2, 4,6, 12 этих Основ и статьям 3, 8, 10, 12, 34, 39 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы», Фонд является целевым, централизованным страховым фондом, некоммерческой самоуправляемой организацией, которая берет на себя обязательства относительно сбора страховых взносов. Средства Фонда не включаются в Государственный бюджет Украины. Фонд создается для управления страхованием на случай безработицы, внедрения сбора на аккумуляцию страховых взносов, контроля за использованием средств, выплаты обеспечения, предоставления социальных услуг и осуществления других функций, в соответствии с указанным Законом и уставом Фонда.
Фонд и его рабочие органы действуют в этих вопросах исключительно на основаниях, в пределах полномочий и способами, предусмотренными законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании.
Статья 67 Конституции Украины определяет, что налоги и сборы, порядок их оплаты устанавливаются законом. Таким общим законом является Закон Украины «О системе налогообложения». Перечень налогов и сборов (обязательных платежей), согласно статьям 14, 15 указанного Закона, является исчерпывающим, их совокупность составляет систему налогообложения на Украине. Только законами по вопросам налогообложения устанавливаются налоги и сборы (обязательные платежи), механизм их взыскания, льготы налогоплательщикам и т.п. В соответствии со статьей 20 Закона Украины «О системе налогообложения» налоги и сборы (обязательные платежи), взыскание которых не предусмотрено этим Законом, оплате не подлежат.
Согласно преамбуле Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 20 февраля 2003 года, который вступил в силу с 26 марта 2003 года (далее — Закон), он является специальным законом по вопросам налогообложения, устанавливающим порядок погашения обязательств юридических или физических лиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами из налогов и сборов (обязательных платежей), включая сбор на обязательное государственное пенсионное страхование и взносы на общеобязательное государственное социальное страхование. Закон не может расширить перечень налогов и сборов, или распространить порядок погашения обязательств на платежи, не входящие в систему налогообложения. Закон принят исключительно в соответствии с Законом Украины «О системе налогообложения». Согласно Закону, налоговым органом определено налоговое обязательство, которое, в свою очередь, состоит из обязательства налогоплательщика уплатить налоги и сборы (обязательные платежи) в бюджеты или государственные целевые фонды.
Таким образом, нельзя считать страховые взносы налоговым долгом (обязательством), на который распространяется действие Закона, согласно его преамбуле, так как это противоречит требованиям, предусмотренным частями 3, 6 ,8 статьи 1, части 4 статьи 2, статьей 3, 14 Закона Украины «О системе налогообложения», статье 67 Конституции Украины.
Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы», Основы и другие нормативно-правовые акты по вопросам общеобязательного государственного социального страхования не содержат каких-либо оснований (условий) списания страховых взносов, кроме форс-мажорных обстоятельств и, согласно пункту 9.7 Инструкции, утвержденной приказом Минтруда № 339 от 18 декабря 2000 года, не уплаченные в срок страховые взносы взыскиваются в доход Фонда независимо от результата финансово-хозяйственной деятельности.
Из вышеуказанного следует, что Бахчисарайский районный центр занятости не является надлежащим ответчиком по делу, так как он не наделен правом списывать долг по взносам на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы.
Кроме того, из содержания искового заявления следует, что задолженность по взносам в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы возникла у истца в 2002-2003 годах, в то время как согласно справке Торгово-промышленной палаты Украины форс-мажорные обстоятельства имели место 3—5 апреля 2004 года.
Вступительная и резолютивная части решения оглашены в судебном заседании 25 октября 2004 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 82, 84 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, суд решил следующее.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение подписано 29 октября 2004 года.
(Решение Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 25 октября 2004 года. Дело № 2-7/13285-2004. Председательствующий — Дугаренко О.В.)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…