Административные суды Украины демонстрируют неоднозначную позицию в категориях дел, касающихся порядка уплаты земельного налога физическими лицами — собственниками нежилых помещений в многоквартирных жилых домах в отношении момента возникновения у лица обязанности по уплате налога на землю. В большинстве таких споров административные суды, обосновывая свои решения, ссылаются лишь на нормы раздела ХІІІ «Плата за землю» Налогового кодекса (НК) Украины, не учитывая при этом положения специального законодательного акта, который регулирует вопрос получения статуса землевладельцев и землепользователей.
Так, согласно статье 269 раздела ХІІІ «Плата за землю» НК Украины, плательщиками налога на землю являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи.
Положениями пункта 287.1 статьи 287 НК Украины предусмотрено, что собственники земли и землепользователи осуществляют уплату за землю со дня возникновения у них права собственности или права пользования земельным участком.
В соответствии с пунктом 287.6 статьи 287 НК Украины при переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории уплачивается на общих основаниях от даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Согласно пункту 287.8 статьи 287 НК Украины, собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает в бюджет налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной доли придомовой территории от даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Отказать в статусе
В подавляющем большинстве административных дел об обжаловании налоговых уведомлений-решений, на основании которых физическим лицам — собственникам нежилых помещений в многоквартирных жилых домах насчитываются налоговые обязательства, административные суды отказывают в удовлетворении исков, руководствуясь лишь нормами раздела ХІІІ НК Украины.
Например, Киевский апелляционный административный суд постановлением от 11 декабря 2014 года по делу № 826/12179/14 отменил постановление суда первой инстанции несмотря на то, что ответчик (налоговая инспекция) не доказал, что физическое лицо — собственник нежилого помещения получил статус землепользователя или землевладельца, руководствуясь пунктом 287.6 статьи 287 Налогового кодекса Украины: «Ссылки налогоплательщика на то, что ответчик не предоставил никаких доказательств приобретения истцом статуса собственника или землепользователя в отношении земельного участка, где находится принадлежащее ему нежилое помещение, и доказательств заключения истцом договора аренды земельного участка, на котором расположено нежилое помещение, являющееся собственностью истца, подлежат отклонению, поскольку, согласно пункту 287.6 статьи 287 НК Украины, при переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) земельный налог уплачивается от даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество».
Аналогичной позиции придерживается и Высший административный суд Украины (ВАСУ) в определениях от 24 июня 2014 года по делу № К/800/62298/13 и от 10 ноября 2014 года по делу № К/800/47973/13.
В определении от 10 ноября 2014 года по делу № К/800/47973/13 ВАСУ указал: «Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые отклонили доводы истца об отсутствии у него статуса землепользователя или землевладельца земельного участка, расположенного под принадлежащим ему объектом недвижимости, поскольку он не заключал договор аренды земли и не получал государственный акт на право собственности на землю, с учетом того, что действующее налоговое законодательство связывает возникновение у лица обязанности по уплате налога на землю одновременно с моментом проведения государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, на котором оно размещено».
Статус обязывает
Анализ судебной практики административных судов в Едином государственном реестре судебных решений свидетельствует и о диаметрально противоположной правовой позиции в данной категории дел.
Так, в некоторых решениях административные суды отмечают, что плательщиками налога, согласно статье 269 раздела ХІІІ НК Украины, являются собственники земли и землепользователи. Вопрос получения статуса землевладельцев и землепользователей регулируется исключительно специальным нормативно-правовым актом — Земельным кодексом (ЗК) Украины. Статьей 125 ЗК Украины установлено, что право собственности на земельный участок, а также право постоянного пользования и право аренды земельного участка возникают с момента их государственной регистрации.
Более того, подпунктом 14.1.72 пункта 14.1 статьи 14 НК Украины установлено, что налог на землю — это обязательный платеж, взимаемый с владельцев земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянных землепользователей.
Так, Киевский апелляционный административный суд в постановлении от 13 мая 2014 года по делу № 2а-6535/11/2670 указал, что, как показывает системный анализ статей 14, 269, 287 НК Украины, для целей налогообложения земельным налогом лицо должно иметь статус землевладельца или землепользователя, приобретенный в порядке, установленном Земельным кодексом Украины.
В определении от 24 апреля 2014 года Киевский апелляционный административный суд обозначил следующее: «Коллегия судей считает, что положения пункта 287.8 статьи 287 НК Украины не могут быть основанием для приобретения лицом права собственности или пользования земельным участком, который находится под многоквартирным домом, где расположены принадлежащие такому лицу нежилые помещения, поскольку такие положения противоречат Земельному кодексу Украины, которым регулируются земельные правоотношения, и, как следствие, основанием для начисления такому лицу платы за землю».
Несмотря на отсутствие четкой правовой позиции Верховного Суда Украины и на разные позиции судов административной юстиции относительно уплаты земельного налога физическими лицами — собственниками нежилых помещений в многоквартирных жилых домах, более обоснованными являются позиции административных судов, которые применяют нормы Налогового кодекса Украины в системной связи с нормами специальных законодательных актов Украины.
Действительно, согласно иерархии норм права, положения специального закона имеют высшую силу по отношению к общим нормам. Поэтому административные суды в категориях дел, касающихся обжалования налоговых уведомлений-решений, на основании которых физическим лицам — собственникам нежилых помещений в многоквартирных жилых домах насчитываются налоговые обязательства по уплате налога на землю, должны руководствоваться не только нормами Налогового кодекса Украины, но и положениями Земельного кодекса Украины. Для правильного применения норм материального права судам следует учитывать положения и других специальных актов законодательства, поскольку многие термины, содержащиеся в НК Украины, в полной мере им не регламентированы и отсылают к другим нормативно-правовым актам.
БАЦУЦА Александр — юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович», г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…