Затраты на персонал для многих юрфирм — самая значительная статья расходов. Речь при этом, безусловно, идет не только о зарплатах и соцплатежах (как установленных законом, так и корпоративных). К таким расходам также принято относить всевозможные премии и бонусы, оплату образовательных, развлекательных, маркетинговых мероприятий и прочие сопутствующие расходы.
В условиях кризиса и оптимизации бюджетов (что актуально для многих участников украинского рынка юруслуг) неизбежной ревизии подвергаются и расходы на персонал. При этом у менеджмента юрфирм есть ограниченное число вариантов экономии.
Полумеры
«Как ни мудри, но методы любого управленца ограничены такими вариантами: сократить либо количество персонала, либо выплаты персоналу, либо сопутствующие затраты», — говорит Артем Афян, управляющий партнер АО «Юскутум». По его словам, оптимальным решением в условиях кризиса является сокращение сопутствующих затрат. «Для того чтобы грамотно это сделать, нужно вести адекватный учет и уметь анализировать составляющие. Например, в офисе всем сотрудникам предоставляется бесплатный кофе. Насколько упадет производительность труда, если этот кофе убрать?» — приводит пример г-н Афян. Сокращение персонала и сокращение зарплат в АО «Юскутум» не планируется.
По словам Веры Тамко, директора по персоналу АО Arzinger, в первую очередь под сокращение могут попасть:
— соцпакет работников, а именно: добровольное медицинское страхование, обеды, спортзал, другое;
— дополнительные бонусы, премии;
— развлекательные корпоративные и/или обучающие мероприятия;
— маркетинговые и PR-расходы, такие как посещение дорогостоящих конференций, организация бесплатных бизнес-завтраков, другое.
Как показывает опыт некоторых юрфирм, экономии на сопутствующих расходах может оказаться недостаточно, и в таких случаях прибегают к сокращению выплат сотрудникам или же к сокращениям. Практически повсеместной является практика фиксации заработков в гривне по курсу годичной давности; рынку известны примеры введения сокращенной рабочей недели, неоплачиваемых отпусков, а также увольнений высокооплачиваемых юристов с одновременным наймом специалистов за более низкое вознаграждение.
Зона риска
Невосполнимое увольнение сотрудников является, пожалуй, последним в перечне средств «персональной» экономии. Будучи самым эффективным — «нет человека, нет проблемы», — увольнение персонала сопряжено с рядом рисков и может нанести вред интересам фирмы как в отдаленном будущем (при стабилизации рынка у нее не будет необходимого человеческого ресурса), так и в краткосрочной перспективе (нарушаются отработанные бизнес-процессы, падает репутация фирмы как надежного работодателя и т.д.). Поэтому к сокращениям стараются подходить максимально взвешенно и осторожно, оптимизируя штат с учетом его новой конфигурации.
«В первую очередь карающий меч падает на административный персонал, то есть на тех, кто не занят непосредственным зарабатыванием денег. Также минимизация расходов неразрывно связана с доходами. Если определенное направление не является рентабельным, решение напрашивается само собой. Эксперименты в кризисное время обходятся особенно дорого», — уверен Артем Афян. Из этого следует и другой вывод: даже в кризис фирма может пойти на увеличение расходов на персонал, в том числе нанять новых сотрудников, если это принесет дополнительную прибыль.
«Если говорить об оптимизации штата, то во время кризиса мы всегда сталкиваемся с необходимостью ухода от узкой специализации в пользу универсальных специалистов. Говоря другими словами, это добавление функционала административному персоналу и объединение нескольких должностей в одну. Что же касается юридического персонала, здесь нужно учитывать специфику компании: есть ли узкая специализация у юристов, поощряет ли компания необходимость развития работника как профессионала в нескольких практиках, другое. И с учетом этого следует принимать решения о сокращении юристов или переводе на неполный рабочий день», — рассказала Вера Тамко. Она также советует придерживаться определенных нормативов соотношения сотрудников различного уровня и функционала. Формула может варьироваться в широком диапазоне и зависит от стадии развития, размеров и целей юрфмирмы. Что касается статистики, то г-жа Тамко приводит следующие цифры: 5–10 юристов на одного партнера и 30 % к 70 % — соотношение административного и юридического персонала. «Считается, что в таком случае компания станет максимально эффективной, а у партнера всегда будет время не только для бизнес-девелопмента, но и для развития и наставничества своей команды», — отмечает Вера Тамко.
По словам директора по персоналу АО Arzinger, под сокращение в первую очередь, как правило, попадают следующие категории сотрудников:
— «выгоревшие» — хорошо работают, соответствуют ожиданиям, но не превышают их. Эти люди безынициативны, у них давно нет блеска в глазах, и работа для них является только материальной составляющей;
— неконкурентные — при работе над проектами коллеги достаточно редко привлекают данных специалистов к командной работе, так как они имеют меньше опыта, хуже знают иностранный язык, не являются командными игроками и т.д.;
— те, кто не готов развиваться и двигаться вперед. Быть хорошим юристом недостаточно, нужно стать лучшим в своей сфере, а значит, постоянно профессионально расти.
«Как ни странно, в последнюю очередь мы смотрим на тех, у кого просто снизилась загрузка. Мы понимаем, что ситуация стабилизируется, и такие сотрудники будут двигаться с нами в одном направлении», — добавляет Вера Тамко.
IT-замещение
Западные юрфирмы, задумываясь о повышении своей эффективности, оптимизации расходов на персонал, обязательно упоминают о внедрении передовых IT-решений, автоматизации большинства вспомогательных функций, широком использовании аутстаффинга и аутсорсинга. Для украинских юрфирм это характерно в меньшей мере, а использование технологий тормозится необходимостью инвестиций в их внедрение. «Современные технологии в мире предоставляют колоссальные возможности. Украинский юррынок находится на хордовой стадии эволюции в плане использования IT, поэтому говорить о сильной экономии невозможно. Что касается аутсорсинга IТ-решений, все зависит от размера компаний. Наверное, для большинства юридических компаний IТ-аутсорсинг — это финансово-адекватная модель. Если вам необходимо установить Windows, то держать человека в штате не имеет смысла. Если же вы создали свое корпоративное облако, в котором работают и ваши клиенты, собственный специалист уже оправдан», — комментирует управляющий партнер АО «Юскутум».
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…