ПрАвокация — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №4 (892) » ПрАвокация

ПрАвокация

С формированием очередного состава Кабинета Министров Украины в нашей стране осуществляются шаги по реформированию главного правоохранительного ведомства. Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков заявил о создании полиции вместо милиции уже в 2015 году. Однако первая законодательная инициатива в этой сфере вышла из-под пера парламентариев. 12 января с.г. экс-руководитель МВД, а ныне народный депутат Юрий Луценко внес проект Закона Украины «О Национальной полиции» № 1692 (законопроект № 1692), призванный заменить действующий Закон Украины «О милиции» (Закон).

Назначение и недоверие

Национальная полиция, согласно законопроекту № 1692, состоит из следующих подразделений: уголовной полиции, полиции общественной безопасности, транспортной полиции, дорожной полиции, полиции охраны, судебной полиции. Нынешняя структура включает специальную милицию, а также милицию внутренней безопасности.

Документ предусматривает создание Национальной полиции как центрального органа власти, координируемого гражданским министром внутренних дел, и ликвидацию управлений внутренних дел в областях и районах. Руководство Национальной полицией осуществляет начальник, назначаемый правительством по контракту на пять лет (кандидатуру предлагает министр). Сегодня министр осуществляет управление всей милицией Украины. В соответствии с законопроектом № 1692 заместители начальника Национальной полиции назначаются министром по представлению начальника и по результатам конкурса.

Пятилетним сроком ограничивается продолжительность контракта как с начальником Национальной полиции, так и с руководством областного уровня.

Заместители начальников Национальной полиции по общественной безопасности и начальники дорожной полиции главных управлений, управлений Национальной полиции в областях назначаются на должности и увольняются начальником Национальной полиции по представлению начальника полиции соответствующей области, согласованному с органами местного самоуправления, и по результатам конкурса на занятие вакантных руководящих должностей. Заместители начальников городских и районных отделов полиции по общественной безопасности и начальники дорожной полиции тоже назначаются по согласованию с местными советами. Ныне, согласно статье 7 Закона, согласование с местными представительскими органами необходимо только при назначении руководителей главных управлений МВД в Автономной Республике Крым.

Недоверие, высказанное не менее чем двумя третями депутатов соответствующих советов заместителю начальника полиции общественной безопасности и начальнику дорожной полиции главных управлений в областях, является основанием для увольнения с должности в срок до десяти суток. Кроме того, недоверие, высказанное не менее чем половиной депутатов соответствующих советов любому другому лицу рядового или начальствующего состава полиции общественной безопасности и дорожной полиции, тоже служит основанием для увольнения таких лиц. Уволить начальника главного управления вправе только министр.

При Национальной полиции создается Полицейская комиссия, в которой 3/5 членов являются правозащитниками и другими гражданскими лицами. Назначение на должности в полиции будет производиться посредством конкурса, проводимого Полицейской комиссией с использованием полиграфа. Комиссия осуществляет спецпроверку при принятии в Национальную полицию, а также дисциплинарное расследование.

Требовательные нормы

На службу в Национальную полицию Украины принимаются граждане Украины в возрасте от 18 до 35 лет, чьи личные качества, образование, состояние здоровья и профессиональная подготовка позволяют выполнять возложенные на них служебные обязанности. На должности принимаются граждане с образованием не ниже полного среднего после окончания Полицейской школы. В свою очередь действующий Закон о милиции в статье 17 оговаривает необходимость наличия полного среднего образования и не ограничивает возраст для принятия на службу. В соответствии с законопроектом № 1692 лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава находятся на службе до достижения ими такого возраста: в звании ниже подполковников полиции включительно — до 50 лет; для полковников полиции — до 55 лет; для лиц высшего начальствующего состава — до 65 лет.

Не могут быть приняты на службу и находиться на службе граждане Украины, которые привлекались к административной ответственности за грубые нарушения общественного порядка, коррупционные деяния и правонарушения, совершенные из корыстных побуждений, а также если их близкие родственники привлекались к уголовной ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений (статья 32 законопроекта № 1692). Сегодня админвзыскание может воспрепятствовать приему на работу в милицию только в случае, если оно наложено за совершение коррупционного правонарушения.

Кандидатами на должности начальников главных управлений могут быть лица начальствующего состава полиции, которые имеют образовательно-квалификационный уровень магистра. Кандидаты на должности начальствующего состава Национальной полиции Украины обязаны ежегодно декларировать доходы и расходы, в том числе членов семьи, а также дают согласие на провокацию взятки. Отметим, что сегодня все претенденты на работу в милиции подают декларацию о доходах. Согласно статье 17 Закона, лица, претендующие на службу в милиции, до назначения на соответствующую должность подают по месту будущей службы декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера.

Изменяются также нормы, касающиеся условий труда. Лицам рядового и начальствующего состава, которые находятся на службе в Национальной полиции свыше 20 лет, государство погашает 75 % беспроцентного кредита на строительство жилья. Нормальная продолжительность рабочего времени лиц рядового и начальствующего состава полиции — 40 часов в неделю (сегодня для работников милиции устанавливается 41-часовая рабочая неделя). Продолжительность отпуска для полицейских с выслугой свыше 20 лет в полиции составляет 45 дней.

Перечень оснований для увольнения полицейских весьма обширный и включает в том числе такие основания, как грубое нарушение дисциплины, систематическое невыполнение условий контракта, несоблюдение ограничений и т.д. (статья 52 законопроекта № 1692).

Права и полномочия

Можно предположить, что критически правозащитное сообщество отнесется к нормам, регламентирующим полномочия полицейских.

Согласно законопроекту № 1692, правоохранители смогут выставлять посты и контрольно-пропускные пункты даже без введения военного или чрезвычайного положения. Полиция может «не допускать граждан на отдельные участки местности или объекты» без оснований (сегодня для этого нужны такие обстоятельства, как угроза жизни или общественному порядку). При этом граждан смогут обязать «остаться на соответствующих участках» без объяснения причин. Также разрешено осуществлять личный досмотр граждан и их вещей с целью обеспечения общественного порядка совместно с организаторами публичных и массовых мероприятий, в том числе с применением в случае необходимости соответствующих технических (специальных) средств.

Также Национальная полиция имеет право входить в любое время суток в жилище, в частности, при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается преступление, а также в случае массовых беспорядков. Нынешний Закон в абзаце «б» пункта 15 статьи 11 позволяет проникновение при преследовании преступника или с целью пресечения преступления.

Инициаторы правоохранительной реформы считают возможным провести ее в течение шести месяцев. Однако этот срок кажется чересчур оптимистичным, так как запланирован большой объем изменений, в том числе и вышеописанным законопроектом. Возможно, такие темпы отразятся на качестве профильного закона.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Государство и юристы

Явления кризиса

Акцент

Неприкосновенный запал

В фокусе: адвокатура

Скрытая угроза

Государство и юристы

Упрощение строптивого

Трансфертная развязка

ПрАвокация

Государство и юристы

Новости законотворчества

Обратиться к госорганам можно будет в электронной форме

Внесен Закон о Военной полиции

Предложен новый проект реформы адвокатуры

Государство и юристы

Донос с пристрастием

Документы и аналитика

Залог успеха

Неделя права

Римский путь

Неделя права

Новости из-за рубежа

Взыскание залога в виде жилья законно

Неделя права

Кадровый запрос

Налоговые мнения

Неделя права

Новости из-за рубежа

Расходы на СМЭ

Неделя права

Конфликт исчерпан

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд смягчил меру пресечения участнику АТО, стрелявшему в судью

Дело относительно созыва съезда ученых продолжится в феврале

Новости юридических фирм

Частная практика

Технология внедрения

МЮФ Dentons консультирует синдикат польских банков по вопросам финансирования компании Inter Cars S.A.

ЮФ «Астерс» расширяет партнерский состав

МЮФ Baker & McKenzie — советник Metinvest B.V. относительно обмена еврооблигаций

Отрасли практики

Учимся списать

Доказательное выступление

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

Административные нюансы

Решения недели

Судебная практика

Граждан не касается

Депутатов не страховали

Не учли права ОКУ

Самое важное

Доверительное соотношение

Слияния и сокращения

Книжная продукция

Актуальные пробелы

Судебная практика

Надлежащим доказательством возврата имущества из аренды является подписанный представителями сторон акт приема-передачи

Дисциплина судьи

Баланс соблюден

Упустить газ

Дополнительные расходы на совершеннолетних дочь, сына не подлежат взысканию отдельно от алиментов

Отсчет исковой давности в спорах о взыскании стоимости недоучтенной электрической энергии

Удивительные аресты

Налоговые преференции

Тема номера

Нежилой ком

Перебои с советом

Реформа и содержание

Частная практика

Персонал нон грата

Арбитражное направление

Інші новини

PRAVO.UA